Моя дорогая Клементина (1946) - классика вестерна

Apr 25, 2020 16:52

На дворе карантинный аперель, а на экране - суровые черно-белые прерии Дикого Запада и смотрим мы вестерн классика жанра Джона Форда - "Моя дорогая Клементина" в рамках кинорулетки от iw-gdk.




Песчаная степь Аризоны, на горизонте маячит Долина Монументов (фирменная локация Форда), братья Уэрп перегоняют стадо коров в Калифорнию. Возле маленького городка с говорящим названием Тумстоун (надгробный камень) братья делают остановку. В городе царит хаос и беззаконие - шериф отказывается работать, а пьяницы и ковбои устраивают перестрелки на улице. Пока остальные братья моются и бреются в городе, младшего Уэрпа убивают и угоняют стадо. Уайт Эрп решает остаться в городе на должности шерифа, чтобы найти убийц брата.

[читать дальше]

Здесь он знакомится с негласным заправилой города - стрелком, картежником и врачом Доком Холидеем. Внезапно в город приезжает красивая дама и возлюбленная Дока - Клементина, соперницоей которой становится новая пассия стрелка - певица салуна Чиуауа. Конфликт между Чиуауа, Доком и Клементиной приводит к раскрытию убийц и угонщиков скота - семейству ковбоев Клэнтонов и самой знаменитой перестрелке на Диком Западе у кораля О.К., в которой братья Уэрп и Док Холлидей побеждают убийц и конокрадов. Док погибает в перестрелке и растроенная Клементина покидает Тумстоун, оставив еще более растроенного Уайта Эрпа, влюбленного в Клементину и потерявшего друга - Дока.



Итак, мы уже знаем, что фильм посвящен самым знаменитым стрелкам Дикого Запада - Уайту Эрпу и Доку Холлидею, и их самой знаменитой перестрелке у кораля О.К. (кораль - это такой загон для скота, если что). Фильм преподносится как экранизация воспониманий самого Уайта Эрпа, изложнненных в биографии за авторством пресс-секретаря экс-президента Рузвельта писателя-новеллиста Стюарта Лейка, вышедшей в 1931 году, незадолго после смерти самого Уэрпа. Сама перестрелка произошла в 1881 году - не так уж и давно. Сложно представить, но все эти классические вестерны описывают примерно 1850-1900 годы, а не более древние времена. Именно в это время активно осваивался Запад Северной Америки, была Золотая и Серебрянная лихорадка (последння и стала причиной популярности Тумстоуна), и в быстро возникающих городках чаще всего отсутствовала власть и закон.



Так вот, не смотря на такую серьезную историческую и литературную подоплеку, события фильма лишь в общей части следуют настоящей истории. Большинство деталей и характеров героев (кроме самой перестрелки) - абсолютная выдумка, как вымышлена и сама Клементина. В чем же тогда достоинство фильма?



"Мою дорогую Клементину" снял мастер вестерна и законодатель жанра Джон Форд. Форд начинал снимать еще в эпоху немого кино и как он сам рассказывал его взяли лишь за то, что он хорошо кричал на участников съемок. Если вы думаете, что сейчас снимают много фильмов, вот вам факт - за несколько лет Форд снял более 60 немых фильмов. На съемки многих фильмов уходило буквально 2-3 дня. Приход звукового кино не остановил Форда - он сразу перестроился и стал снимать еще более качественное кино. Многие фильмы режиссерра (в то числе и "Клементина") вошли в списки самых значимых фильмов США, а сам Форд является единственным обладателем 4-х Оскаров за режиссуру.



В "Клементине" Форд затрагивает сложный период прихода закона и порядка на Дикий Запад. После убийства брата, на глазах зрителей происходит перерождение Уайта Эрпа (которого играет один из постоянных актеров Форда - Генри Фонда), из ковбоя и холостяка в служителя закона. При этом, в противовес абсолютному большиству вестернов, новый шериф Уэрп пытается работать словом, а не стволом револьвера, являя собой образец культурного гражданина нового общества. И только финальная перестрелка нарушает спокойное повествование фильма звуком выстрелов. К слову, сама перестрелка длится всего пару минут, а в реальности она вообще заняла около 30 секунд. Так что все эти длительные перестрелки в фильмах - красивая постановка, в реальности все было просто и быстро.



Что же можно сказать о фильме? Любой знаток кино скажет, что классические вестрены - это вам не спагетти-вестерны. Тут перестрелок мало, разговоров и танцев много. Форд снимал очень подробно, многие сцены прямо отдают документальностью, много подрбностей жизни на Диком западе, которые сейчас могут показаться не особо интересными. Много крупных планов, хорошая работа со светом (кажется что это умение умерло вместе с ч/б кино). Не смотря на то, что сюжет развивается слабо, смотрится фильм легко, а игра актеров и диалоги достойны похвал. К минусам можно отнести сильное провисание повествования в середине фильма, невыраженная любовная линия (еще одна черта режиссуры Форда), и то, что завязка фильма гораздо сильнее продожения - увлекшись своими героями и их переживаниями, Форд практически напрочь забыл о сюжете.



Впрочем, это все може быть не вина Форда, а последствия монтажа. Дело в том, что Форд не хотел снимать этот фильм. Он уже основал свою собственную студию, но по контракту должен был еще снять 1 фильм для "20 век Фокс", и студия убедила его снять "Клементину". Однако, получив материал, глава Fox Дэрилл Занук посчитал фильм долгим и неровным, в итоге другой режиссёр Ллойд Бэйкон снял несколько доп. сцен, а из материала Форда вырезали около 30 минут. Впрочем, фильм и в таком виде довольно хорош, и если есть желание посмотреть классику вестернов и просто хорошее кино - очень можно рекомендовать к просмотру.



40е, вестерн, кинорулетка, рецензия

Previous post Next post
Up