Дикая планета (1973) - прорыв французской мультипликации

Jan 23, 2020 10:00

Огромная нога поднимается и опускается, чтобы раздавить зловредное насекомое. Нам не важно, есть ли у этого насекомого разум - оно вступило на нашу территорию, оно мешает нам и в следующий миг будет уничтожено. А что будет, если представить ситуацию наоборот? Примерно так видели мир создатели полнометражного мультфильма "Дикая планета", который мы смотрим в рамках соответствующей кинорулетки от dart-maus.




На планете Игам правит высокоразвитая цивилизация огромных синих человекообразных существ Драгов. Во время одной из экспедиций с потерпевшей катаклизм планеты Терра драги привезли крохотных зверьков - омов (людей). Одомашненные питомцы часто сбегают, в диких условиях быстро размножаются и приносят много хлопот. Дочка драгов Тива спасает маленького человеческого ребенка от жестоких игр юных драгов, забавляющихся со своими мелкими зверьками. Мальчик Терр растет вместе с Тивой, которая пытается обучить его науке драгов. Приходит время, и Терр, которому надоело быть живой куклой, сбегает от Тивы, прихватив с собой обучающие наушники. Он еще не понимает, что этот поступок в дальнейшем приведет к восстанию людей против Драгов, решивших уничтожить вредных зверьков...

[читать дальше]



В далеких 50-х годах прошлого века, будущий французский режиссер Рене Лалу работал в психбольнице инструктором по художественной деятельности в психиатрической клинике Ла-Борде в Кур-Шеверни. Вместе с пациентами клиники Лалу ставит кукольные спектакли и представления театра теней. Вдохновившись этими занятиями, в 1960 году Лалу снимает свой первый короткометражный фильм в жанре театра теней, а следом за ним - мультфильм "Зубы обезьяны", по истории, написанной пациентами клиники. Мультфильм получил известность и несколько фестивальных наград. Воодушевленный Лалу полностью посвящает себя анимации. В середине 60-х Лалу знакомится с писателем и дизайнером Роланом Топором - основателем и участником вместе с Александро Ходоровски (!) и драматургом Арабаллем пост-сюрреалистической группы "Паника".



Совместно Лалу и Топор создают сначала короткометражный мультфильм Les Escargots (1965), а в 1969 на Пражской студии короткометражных фильмов «Kratky film» снимают полнометражный мультфильм "Дикая планета" (La Planète sauvage) - по мотивам научно-фантастического романа «Серийный выпуск омов» Стефана Вула (1957г.). Ролан Топор создал оригинальный визуальный стиль мультфильма, тесно перекликающийся с творчеством Сальвадора Дали. Красивую музыку для мультфильма написал французский композитор Alain Goraguer. "Дикая планета" считается одним из первых образцов европейской анимации для взрослой аудитории и в то же время первым полнометражным мультфильмом, снятым французским режиссёром.



«Дикая планета» сделана в «перекладочной» технике (вырезанные из бумаги и заменяемые в ходе съёмки элементы фигур), более скованной в пластике движения, но значительно более богатой в детальности и цвете, по сравнению с рисованной анимацией. Мультфильм получил большой успех как у критиков, так и у публики. Дикая планета удостоена Специального приза жюри на 26-м Каннском кинофестивале, призов на фестивале научной фантастики в Триесте, фестивале в Атланте и фестивале в Тегеране (да, и такой тоже когда-то был).



Что можно сказать спустя более 50 лет после создания мультфильма? Конечно, многие элементы повествования и сама анимация выглядят немного устаревшими. Сам мультфильм выглядит почти как документальный - много действия, минимум диалогов и много закадрового голоса (тогда это еще не считалось моветоном). Однако созданный авторами визуальный стиль даже сейчас заслуживает всяческих похвал, а история смотрится достаточно свежо и оригинально. Мир Дикой планеты - мир гротеска, заставляющий нас посмотреть на мир с другой точки зрения. И хотя история драгов и людей показана лишь общими штрихами, смотря такой мультфильм думаешь о том, какие интересные истории мы потеряли, когда мир захватили комиксы и Дисней. Дикая планета - отличный образец авторской анимации и в продолжение я сразу скачал следующие работы Рене Лалу: "Властелины времени", созданный с тандеме гениальным Мебиусом, и "Гандахар".



п.с. Роман Стефана Вуля "Серийный выпуск омов" издан более чем на 20 языках, а в 2012 году выпущен в виде комикса, в котором персонажи драгов, хоть и похожи на героев мультфильма, но изображены более кровожадно, как впрочем они и должны выглядеть со стороны людей.




Это вам не добрые драги Рене Лалу и Ролана Топора...





Рене Лалу говорит, что вложил душу в свои мультфильмы. Не жмись и смотри их! :))

мульт, 1970-е, франция, кинорулетка, рецензия

Previous post Next post
Up