В рамках кинорулетки "фильмы Билли Уайлдера" (https://dart-maus.livejournal.com/4890.html) мне попался "Туз в рукаве" (он же "Большой балаган"), драма-нуар 1951 года. Отсюда мы узнаем, что Билли Уайлдер - это не только "В джазе только девушки", Кирк Дуглас - не только Спартак, а нуар - не только детективы.
Афиша, как правило, вообще не отражает суть фильма
После череды успешных фильмов 40-х годов Билли Уайлдер почувствовал в себе достаточно сил и уверенности, чтобы стать самостоятельным автором фильма и, после долгого плодотворного сотрудничества, их пути с продюсером и автором сценариев Чарльзом Брекетом разошлись. "Туз в рукаве" стал первым фильмом, Уайлдера, где он сам выступил сценаристом, режиссёром и продюсером.
Сюжет фильма не пришлось долго искать - сценарий Уайлдера был вдохновлен двумя реальными нашумевшими событиями. В первом случае некий Флойд Коллинз в 1925 году оказался в ловушке в Песчаной пещере, штат Кентукки, после оползня. Предприимчивое освещение события репортером Уильямом Бёрком Миллером превратило трагический эпизод в национальное событие и принесло писателю Пулитцеровскую премию (упоминается в фильме). Второе событие было совсем свежее - в апреле 1949 года трехлетняя Кэти Фискус из Сан-Марино, Калифорния, упала в заброшенный колодец, и во время спасательной операции, длящейся несколько дней, тысячи людей прибыли посмотреть, как разворачивается действие. В обоих случаях жертвы умерли до того, как их спасли.
Тейтум: шериф, видите пончик? Сейчас я его съем.
Пока ты тут прохлаждаешься, Миноса, твою жену во всех газетах печатают..
Не обошлось создание фильма и без скандала. После выхода фильма Уайлдеру был предъявлен иск за плагиат от сценариста Виктора Десни, который заявил, что предлагал секретарю Уайлдера фильм, основанный на истории Флойда Коллинза, еще в ноябре 1949 года. В августе 1956 года Верховный суд Калифорнии удовлетворил иск Десни и в том же месяце адвокаты Уайлдера выплатили Десни 14 350 долларов (примерно 132 000 долларов в наше время). Что, в принципе, менее 7 % от гонорара самого Уайлдера, так что режиссер в накладе не остался. :)
Дуглас: мне бы твой гонорар, Билли...
Для своей соло-премьеры Уайлдер не жалел средств. Масштабные декорации, масса задействованной техники и массовка в 1000 человек, а также скромный гонорар режиссера/сценариста/продюсера составили бюджет фильма в 1,8 млн. долларов, из которых в прокате фильм собрал только 1,3 миллиона. Не смотря на коммерческий провал и посредственные отзывы критиков, фильм впоследствии вошел в "золотой фонд Голливуда".
Дуглас: Если включить воображение, фонарик станет Оскаром....
Главную роль в фильме сыграл молодой, но уже добравшийся до главных ролей Кирк Дуглас. Уволенный со всех крупных издательств Восточного и Западного побережий за пьянки и разгул герой Дугласа - амбициозный журналист Чак Тейтум устраивается в местную газету в провинциальном Альбукерке. В ожидании сенсации, которая поможет ему вернуться в топ, Тейтум проводит в глуши целый год. По дороге на очередное скучное задание он оказывается неподалёку от пещеры, где произошёл несчастный случай: предприниматель Лео Миноса угодил в завал в пещере с остатками индейских захоронений. Тейтум хватается за соломинку и убеждает шерифа и спасателей действовать как можно медленнее, надеясь таким образом продлить своё пребывание на первых полосах газет. Место трагедии привлекает всё больше людей, постепенно превращаясь в балаган, в котором все меньше и меньше всех заботит реальное состояние застрявшего Миносы.
Шоу окончено, расходитесь по домам...
Уайлдер мастерски создал атмосферу всеобщего помешательства и праздного любопытства, раздуваемого прессой ради собственной выгоды. Журналист Тейтум ловко руководит этим балаганом, дергая за ниточки ведущие издательства и местного шерифа, жену пленника обвала и начальника спасательной группы. Циничный и наглый герой Дугласа, при случае напивающийся или пускающий в ход кулаки, но внутри которого оказывается больше человечности, чем в окружающих его людях - типичный герой фильмов нуара. Из него мог выйти отличный брутальный детектив в духе лучших произведений жанра. Роковую красотку здесь играет Джан Стерлинг в роли жены несчастного Мендосы. Провинциальная девушка - крашеная блондинка (что сразу же высмеивает герой Дугласа), быстро оказывается под влиянием властного журналиста и влюбляется в него, но еще больше ее увлекает свалившееся на нее богатство от доходов с продажи билетов и сувениров толпам любопытствующих обывателей. Почувствовав вкус денег и славы она хочет следовать в фарватере своего героя Тейтума в Нью-Йорк, куда последнему предлагают вернуться издатели, но не понимает, что не она ему нужна и не подозревает, что комета увлекшего ее Тейтума уже входит в атмосферу и скоро вспыхнет последней искрой.
Он хотел, что бы надела этот шарфик... живая или мертвая..
Мало кто любит смеяться над своими недостатками. Остро-сатиричный фильм Уайлдера с неразвитой любовной линией не просто показывал недостатки отдельных героев, но попирал свободу прессы, втаптывал в грязь коррупционных провинциальных чиновников и высмеивал толпу, которая по сути и была его зрителем - решение интересное, но слишком радикальное для общества любого времени. Отсюда и посредственная критика, и слабые сборы. Зритель хотел романтики и юмора - и следующие работы Уайлдера давали ее на порядок больше, многократно окупаясь в прокате.