Я продолжаю учиться в международной школе Анн Анселин Шутценбергер и приехала в Париж, чтобы пройти второй семинар курса по психогенеалогии. Мои предыдущие отчеты с семинара в Турине
можно найти здесь>>В этот раз часть курса будет вести сама Анн. Ей 96 лет, она родилась в 1919 году... в Москве. В прошлом году она перенесла терапию рака, сейчас она почти полностью слепа, но в хорошей форме и придет к нам. Ее поле я чувствую уже сейчас и знаю, что будет завтра :). Еду, я, конечно, не за каким-то учением, а за полем. Говорят, она знает, что тут "из Москвы".
Что же касается учений, то "все сложно". Семинар ведут три ее ближайших ученика, все трое - известные психодраматисты и у меня нет никаких оснований сомневаться в том, что это лучшая психодрама по тренсгенерационным темам, но... Я не могу почувствовать страсти. Да, я избалована страстью, вы понимаете чьей :) То, что происходит здесь - это "неплохой тренинг". Особенно удручает совсем низкий уровень теоретической части, вообще не раскрыты идеи других авторов, да и самой АА тоже.
Тем не менее, сегодня многое глубоко затронуло меня, и упражнения, которые мы делали, пойдут в отчетную группу (20 апреля,
запись на сайте).
Мы делали множество "социометрии" - геометрических "представлений", показывающих кто есть кто и где и с кем. Например, мысленно на полу расстелена карта и мы встаем на место своей страны. Я одна из России, большинство из Италии, есть также из Португалии и Бразилии, пара человек из Норвегии, а также из Венгрии и стран экс-Югославии.
Предлагалась странная социометрия "к какой религии вы принадлежите" и я удивительным образом оказалась одна вне религий. В основном в группе католики.
У кого какой психотерапевтический бэкграунд ? Расстановщик я одна. В основном психологи и психотерапевты, два врача, несколько психодраматистов (их считали отдельно), один социальный работник и один кинорежиссер. Он единственный, кто участвовал в расстановках :)
У кого дети-внуки? Ого, как и в прошлый раз, 2/3 группы не имеет детей, из них большинство намного старше 40 лет. В прошлой группе было так же. Вот кто занимается семейной историей - последние в своем роду.
До какого поколения знаете историю своей семьи? Большинство - дальше прабабушек !
Затем повторили прошлогоднее упражнение, котороге меня очень напрягло на прошлом модуле. Нужно было найти себе "безопасного человека" и он должен будет помогать тебе весь оставшийся семинар. Я с неприязнью вспоминала, как в прошлый раз меня выбрала некая дама и как бы от моего имени было дано обещание делать ей безопасно. Ей-то я сказала, что не могу этого делать, но сам способ такого ведения дел меня напряг.
В этот раз я упражнение делать отказалась, объяснив, почему. Тем не менее, ведущая попросила меня встать в пару с мужчиной, которого никто не выбрал (и он никого) и "поработать". Итальянский мужик оказался на удивление подходящий, с ним надо было изобразить нечто вроде контактной импровизации (интуитивные движения с закрытыми глазами) и , редко так бывает, весь наш "танец" был очень ясен, никакой игры, никаких привязок, расстались в полном балансе, довольные друг другом, с благодарностью.
Затем сделали очень трогательное упражнение, которое я повторю на отчетной, "только с полем". Не буду играть в плохого психодраматиста, расстановщик я лучше :)
Два ряда стоят друг напротив друга. Один ряд - предки. Другой ряд - потомки. Потомки закрывают глаза и все упражнение не открывают их. Тот, кто в роли предков, подходит к потомку, принимает роль ЕГО предков и под музыку "танцует" с ним, говоря ему ресурсные послания. Я так и не знаю, кто танцевал в роли моего предка, но то что она сказала, было очень верно, очень про сейчас, мало какой терапевт или друг описывал меня так точно и с такой любовью.
Когда в роли предков была я, я удивилась, как легко пришли слова для незнакомой итальянки. Было видно, что слова точны, она плакала у меня на плече, а я наслаждалась тем, как через меня идут и идут люди к ней, и мне ничего делать не надо, и они мне благодарны и видят меня и рады мне тоже.
Отправляю это упражнение в
питерский семинар по ресурсному ритуалу. Не знаю даже, что было важнее - получить слова о себе или передать слова другому. Полный баланс.
Было еще упражнение "Лес предков" похожего свойства, покажу на отчетной.
Были также разговорные упражнения, когда надо было осознать и обсудить с соседом некоторые паттерны своей семьи, например:
- как в твоей семье относятся к сексуальности?
- к религии ?
- к смерти?
Какие твои любимые симптомы?
Как ты саботируешь дела?
На кого в своей семье ты поклялась не быть похожей?
Кому не понравится, если ты совершишь большие перемены в своей жизни ?
И последний вопрос: если бы ты могла изменить свою семейную историю (переписать прошлое), что бы ты изменила? Уфф. Если вы думаете, что пришли в согласие, ответьте на этот вопрос кому-нибудь вслух.
Говорили и о семейных секретах. Тезис АА состоит в том, что передаются не секреты, а отношение к ним. Секрет может уже давно стерся, а отношение к нему видно. Я это называю "если есть забор, то есть и то, что за забором". Забор раскрашивают или маскируют, но он есть. А что за ним, забыто.
Среди социометрий были также и "есть ли в семье секреты", "есть ли повторяющиеся паттерны", есть ли невидимые лояльности. Я для примерки перешла в область, где этого как бы нет, и, удивительно, как среагировало тело: резко упало давление, я похолодела. Где-то из поля пришел сигнал "не наша? умрешь!". Буду исследовать это дальше.
Ушла ждать завтра :)
На фото: Латинский квартал Парижа, где проходят наши занятия. Уже не помню, что тут происходило у Дюма, но точно что-то происходило :) Работаем в здании 17 века, кажется.