Rheinische Zeitung

May 09, 2018 17:42




После окончания Карлом Марксом обучения и получения докторской степени встал вопрос о его будущем трудоустройстве. Первым его желанием было занятие наукой в Боннском университете, однако уже в это время начинаются гонения на прогрессивных учёных, поэтому от доцентуры пришлось отказаться. Тем не менее, продолжается его активный интерес к изучению философии. Летом 1841 года ему попадается работа Фейербаха "Сущность христианства", которая оказывает значительное влияние на его взгляды.

Работать юристом Маркс не желал, а вот деятельность публициста его привлекала гораздо больше. Первым опытом стало написание статей для младогегельянского журнала "Deutsche Jahrbucher". А уже с апреля 1842 года началась его постоянная деятельность в газете "Rheinische Zeitung", редакция которой находилась в Кёльне. Сама газета появилась в январе 1842 года и выражала интересы оппозиционной радикальной буржуазии, отсюда и её направленность. В этот период жизни Маркс ещё не пришёл к коммунистическим взглядам, скорее ему ближе была социал-демократия. Газета печатает его критические статьи по отношению к некоторым принимаемым законам.

С октября 1842 года Карл Маркс становится главным редактором газеты "Rheinische Zeitung". Под его руководством она принимает всё более радикально-демократический характер. С этого же момента начинается его увлечение работами французских социалистов. Ещё не став полностью сторонником их идей, он считал, что именно в теоретической проработке коммунизма состоит основная опасность для его врагов.

"Мы твердо убеждены, что по-настоящему опасны не практические опыты, а теоретическое обоснование коммунистических идей; ведь на практические опыты, если они будут массовыми, могут ответить пушками, как только они станут опасными; идеи же, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. Но аугсбургская газета никогда, конечно, не испытывала тех мук совести, которые возникают, когда субъективные желания человека восстают против объективных воззрений его собственного ума, ибо она не обладает ни собственным умом, ни собственными воззрениями, ни собственной совестью".

Продолжая полемику с властями Пруссии, в одной из своих статей о проекте закона о разводе Маркс высказывает собственную точку зрения на вопросы семьи.

"Когда же мы спрашиваем этих противников (которые не являются противниками церковной трактовки вопроса и других указанных недостатков), на чём основываются их рассуждения, - то они нам всегда говорят о несчастном положении супругов, связанных друг с другом против своей воли. Они становятся на эвдемонистическую точку зрения, они думают только о двух индивидах и забывают про семью. Они забывают, что почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба. Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.
....
В отношении брака законодатель может установить только те условия, при которых дозволяется расторгнуть брак, т. е. при которых брак по существу своему является уже расторгнутым. Судебное расторжение брака может быть только протоколированием его внутреннего распада. Точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости. Законодатель, следовательно, почитает брак, признаёт его глубоко-нравственную сущность, если он считает его достаточно сильным, чтобы выдержать множество коллизий, не утрачивая при этом своей сущности. Мягкость по отношению к желаниям индивидов превратилась бы в жестокость по отношению к тому, что составляет сущность этих индивидов, по отношению к их нравственному разуму, который воплощается в нравственных отношениях".

Как видите, здесь выражена вполне конкретная точка зрения, указывающая на нравственную важность брака как такового. Нельзя подходить к вопросу о разводе с точки зрения индивидов, ведь в результате страдают права семьи. Законодательно можно лишь фиксировать уже состоявшийся распад брака. Желание одного из супругов не может быть поставлено в основу принятия решения.

В ноябре 1842 происходит первая встреча Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Энгельс сотрудничал с газетой "Rheinische Zeitung" начиная с марта, писал для неё ряд публицистических статей. Видимо, в связи с этим он решил лично познакомиться с её главным редактором, будучи в Кёльне проездом. За этой встречей не последовало какого-либо более глубокого сотрудничества. Тем не менее, надо понимать, что до этого формирование взглядов этих двух людей проходило практически параллельно. Они читали одни и те же газеты и работы, общались в одних кругах, знакомились со статьями друг друга. В это время Энгельс направлялся в Англию для работы на предприятии своей семьи. Эта поездка очень сильно повлияет на него. Именно работа в Англии привела его к коммунистическим взглядам. Два мыслителя подходили к коммунизму с разных сторон: один - размышляя о человеке, другой - наблюдая нищету и пауперизм английского общества.

С течением времени Маркс разочаровывается в основных демократических институтах того времени. Депутаты ландтагов отстаивают свои узкие интересы, нисколько не заботясь о судьбе государства и народа. С ноября 1842 года он рвёт отношения с Берлинским младогегельянцами, называемыми "Свободными". Этим знаменуется его желание продолжать активную политическую борьбу, а не пропогандировать оторванные от реальности идеи. С другой стороны, идёт активная дискуссия в среде левой интеллигенции, нарастает общественный протест, бурно развиваются коммунистические и социалистические движения. И, конечно, основной ритм тут задают Французы.

В начале 1843 года Прусское правительство принимает решение о закрытии газеты. Акционеры пытаются предотвратить это, отказываясь от оппозиционной направленности. Но такой исход не устраивает Маркса, и он пишет заявление об увольнении.

Продолжение следует...

marx, Карл Маркс, history

Previous post Next post
Up