Про людей, у которых всё хорошо

Jul 31, 2013 20:53




Человек после рождения мало на что способен. Он полностью зависим от опекунов, да и вообще больше похож на дорогой капризный механизм, чем на самостоятельное существо. Из этого прямо следует необходимость развития. А потому про абсолютно любого человека можно сказать, что он проходил период весьма интенсивного обучения, постигал новые горизонты и всячески рос над собой. С другой стороны, если рассматривать взрослых людей, разница в их интеллектуальном уровне будет разительна. В левом крыле гауссовой кривой IQ находятся люди, глядя на которых зачастую не понимаешь, как до них могут не доходить те или иные простые, в принципе, концепции. Причем, годами не доходить. Хотя они, вроде бы, честно пытаются их осмыслить. Настоящее же недоумение вызывают те же проблемы у людей из начала правого крыла.

Человеческий интеллект обманчив. Некоторые вещи для него настолько просты, что отлично получаются у любого здорового индивида. К таким вещам, например, относится прямое обучение. Ну, это когда на основе непосредственного опыта делаются выводы. Такой фокус становится доступен сразу за первым порогом разумности, но качество его исполнения может быть очень разным. Многим животным требуется значительное время для осмысления нового опыта. Ещё чаще встречается необходимость неоднократных повторений. И тут дело не в забывании, а именно в механизме принятия нового.

Человек подобные штуки делает, что называется, на лету. А потому производит ложное впечатление большей разумности, чем на самом деле. От человека заранее ждешь довольно высокого уровня адекватности, логичности и целесообразности действий. Как правило, совершенно зря. И когда ты в очередной раз обманываешься в своих ожиданиях, возникает закономерный вопрос: чем же эти люди отличаются от тех, которых следует считать действительно разумными? Как так вышло, что мощнейший механизм развития, сделавший этих индивидов полноценными взрослыми людьми практически с нуля, вдруг застопорился?

А причина оказывается довольно банальной. Развитие, да ещё и на экстремальной скорости, требует экстремального же расхода ресурсов. Для такого расхода требуются веские основания. У младенца они настолько веские, что он вообще ничем другим не занимается. Это только кажется, что он лежит в кроватке и угукает, на самом деле внутри у него идет постоянный процесс преодоления себя. Другой вопрос, что у младенца опыта маловато. Развитие, это ведь тоже такая штука, которой нужно учиться. Поэтому снаружи происходящее может показаться медленным и бестолковым. Но это иллюзия, развитие в данном случае идет на максимальных оборотах.

У ребенка причин для развития чуть меньше, но все равно очень много. Человек, оставшийся на уровне пятилетнего не способен самостоятельно себя обеспечить. А значит, как и в случае с младенцем, речь тут идет о выживании. Однако, давление необходимости несколько ослабевает, что позволяет ребенку тратить часть времени на не связанные с развитием занятия. Например, можно играть в какую-нибудь игру, которая уже известна до мельчайших подробностей. Просто потому, что это приятно.

Но настоящее облегчение наступает у тех, кого тут называют подростками. Если рассматривать их в отрыве от социума, они по всем параметрам должны считаться взрослыми индивидами. Просто очень молодыми. Человек с уровнем развития подростка легко прокормит себя, а при толике удачи даже найдет себе пару. А раз так, дальнейшее развитие не обязательно. И в самом деле, людей, застрявших на этом уровне по планете довольно много. Но они хотя бы не вызывают того недоумения, о котором я говорил в начале. Ну низкий у человека интеллект и уровень развития. Ну находится он внизу социальной лестницы, выполняя, например, простую работу. Ему там хорошо и комфортно, с него и взять нечего и трогать его незачем.

Однако, в земном обществе принято развиваться дальше. Подростки здесь считаются именно подростками, т.е. индивидами, у которых впереди ещё несколько ступенек. Отсеяв тех, кто уже остановился, основная масса пытается идти дальше. У многих даже получается, причем успех слабо коррелирует с исходными данными. Я тут встречал людей, которые признавались, что их научили думать именно в ВУЗе. На мой взгляд, это довольно характерное признание. Но примечательно не это, а то, что на данном этапе происходит несколько итераций необязательного развития. Т.е. такого развития, которое с биологической точки зрения не нужно, а нужно только для повышения качества жизни. Я сейчас опять сильно упрощаю, оставляя лишь лейтмотивы, но именно они и образуют настоящую картину.

Суть в том, что индивида не устраивают возможные перспективы и он старается их улучшить. В общем случае у него получается, потом опять получается, потом ещё несколько раз все хорошо, а потом он перестает пытаться. Помещая себя, таким образом, в то самое начало правого крыла кривой. Вот тут-то самое время над ним понедоумевать. Действительно, он же улучшал перспективы, а их, очевидно, можно улучшать до бесконечности. Сказать, что он достиг некоего потолка нельзя. Какие там потолки, чуть-чуть с четверенек приподнялся. Однако, он решительно останавливается и сдвинуть его с места становится практически нерешаемой задачей.

Если мы спросим о причинах такого поведения у него самого, выяснится ряд неочевидных подробностей. Окажется, что с собственной точки зрения, он уже вполне себе уперся в личный потолок, а дальнейшие попытки его пробить считает бессмыслицей. Во-первых, там бетон, а у него лобная кость хрупкая. Другими словами, он считает попытки прыгнуть выше головы не только бесполезными, но и явно вредными, а также рискованными. Во-вторых, причин, как таковых, у него действительно нет. Раньше были, так раньше он и развивался. Не сделал бы этого - жил бы плохо и очень бы по этому поводу переживал. А теперь он сделал необходимое и у него все хорошо.

Нет, серьезно. У него хорошая работа, его дохода достаточно для достойной жизни. На личном фронте тоже всё хорошо. Список целей кончился и напротив каждой стоит увесистая галка. Корректировать список он не умеет и не хочет. Более того, считает это не очень удачным решением. Ведь в таком случае у него опять могут появиться проблемы. А без них гораздо лучше и приятнее.

Десять абзацев написал, пора уже и резюмировать. Человек, который остановился в развитии отличается от постоянно развивающегося тем, что не имеет глобальных проблем. Это не значит, что он живет в субъективно идеальном мире, просто вещи, его не устраивающие он считает себе неподвластными, а потому учится с ними уживаться. Различного рода задачи он тоже продолжает решать. Если с ним поговорить, выяснится, что у него множество неурядиц и мелких трудностей. Но в целом у него всё хорошо. Все здоровы, спасибо.

У человека же, находящегося в постоянном развитии, всегда есть причины, по которым он так старается карабкаться вверх. Он может быть счастлив, но никогда не может сказать, что окружающий мир устраивает его полностью. Всегда нужно что-то менять. Всегда есть что-то неприемлемое как в окружающей среде, так и внутри самого человека. Потому что когда неприемлемые вещи закончатся, прекратится и развитие. И уже не очень важно, на каком именно уровне это произойдет.

Previous post Next post
Up