Берберовы - Чаплиной

Nov 20, 2016 03:58

Оригинал взят у vchaplina_arhiv в Берберовы - Чаплиной



Вот такой конверт был получен в редакции газеты «Пионерская правда» в январе 1976 года.
И передан Вере Чаплиной.
РГАЛИ фонд № 3460

В 1970-х годах имена бакинцев Льва и Нины Берберовых были известны едва ли не каждому, особенно после того, как их воспитанник лев Кинг I снялся в популярной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России».




Семья Берберовых с львом Кингом I. 1972 г.

После завершения съемок, 25 июля 1973 года, Кинг I погиб при не вполне выясненных обстоятельствах от выстрелов милиционера, посчитавшего, что лев напал на случайного прохожего (Берберовы же утверждали, что Кинг просто играл).
Но уже вскоре Берберовы завели в своей квартире нового львенка, который получил кличку Кинг II.
В 1975 году был снят фильм «У меня есть лев», в котором вместе с Кингом II приняли участие все члены семьи, сыгравшие сами себя. Перед его телепоказом - в январские каникулы нового 1976 года - «Пионерская правда» публикует статью Веры Чаплиной «Главную роль играет Кинг»…
Не известно, встречались ли Берберовы с Чаплиной лично, однако в архиве писательницы есть фотография Нины Берберовой с ее дарственной подписью от 20 сентября 1972 года.
На снимке Нина Петровна еще с первым Кингом:







РГАЛИ фонд № 3460

А в телефонной книжке конца 1960-х начала 1970-х мы нашли записку с адресом Берберовых:




Но вернемся к статье. К сожалению, самой газеты (№ 2 за 1976 г.) в архиве нет, но сохранился черновик,
с последними правками Веры Чаплиной:







РГАЛИ фонд № 3460

В ответ на эту статью Берберовы и написали письмо, которое мы сегодня впервые публикуем:










РГАЛИ фонд № 3460

Надо сказать, что при общем благожелательном отношении Чаплиной к эксперименту по содержанию взрослого льва в городской квартире, который предприняли не профессионалы-зоологи, а архитектор Лев Берберов и его жена Нина, Вера Васильевна совершенно определенно и негативно оценивала «коммерческую составляющую» этого предпрятия, о которой знали многие.
Впрочем, не это ее волновало. Когда-то Чаплиной самой пришлось взять на выкармливание и выхаживание брошенного львенка - в комнату коммунальной квартиры, в собственную семью с шестилетним сыном. И она, как никто другой, понимала, что у подобных экспериментов всегда есть допустимые границы риска и смысла.

Выхаживание Кинули вынужденно затянулось на целый год: 6-месячная львица заболела нервной чумой, и всю зиму Чаплина и члены ее семьи (при поддержке ветеринаров Зоопарка) боролись с тяжелой болезнью. Но в мае, когда Кинули поправилась и достаточно окрепла, Чаплина перевезла ее в зоопарк - как ни тяжела была эта разлука с человеческой семьей для совершенно ручной львицы. Эксперимент закончился, потому что «просто так» льву в городской квартире жить нельзя: это неудобно ни ему, ни жильцам дома. И, кроме того, в какой-то момент совместное проживание может стать опасным даже с ручным зверем.

Кинули была львицей - а поведение самок, как правило, более предсказуемо, чем у самцов. Насколько же было рискованней держать в человеческой семье взрослого льва-самца!

Неясные обстоятельства гибели первого Кинга (у которого был довольно спокойный и уравновешенный нрав) могли затуманить реальный смысл произошедшего только для непрофессионалов: ведь в подобных обстоятельствах всегда виноваты хозяева зверя. На них лежит вся ответственность за безопасное содержание своего питомца, и именно они должны предусмотреть все возможные риски его прогулок, встреч со «случайными прохожими» и т.д.

Но Берберовы продолжили свой рискованный эксперимент, уже с новым львом. Опять с самцом, к тому же у Кинга II характер оказался менее уравновешенным, чем у его предшественника. Впрочем, Льву Львовичу удавалось удерживать Кинга II в подчинении своему «старшинству» и перспективы проживания взрослого льва в человеческой семье казались безоблачными…
Однако хозяева Кинга II вышли за пределы разумной осторожности, когда взяли к себе в квартиру еще и пуму. А в 1978 году скоропостижно, от инфаркта, умирает глава семьи, архитектор Лев Берберов.

Вера Чаплина, как только узнала об этом, отправила Нине Петровне письмо, в котором прямо написала ей, что Кинга нужно срочно отдавать, что в сложившейся ситуации пребывание льва в семье крайне рискованно. Рано или поздно его поведение станет совершенно непредсказуемым и главное, он уже никого не будет воспринимать как «старшего». Понимая, как трудно Берберовой будет расстаться с Кингом, Вера Васильевна написала: для начала отдайте хотя бы пуму - это отчасти разрядит обстановку.

Но Нина Берберова не сделала ни того, ни другого. Судя по всему, тогда она не воспринимала серьезных предупреждений со стороны. Даже от такого «глубоко чтимого первооткрывателя», как Вера Чаплина.




Материал этого поста опубликован (в некотором сокращении) в книге: Тавьев М.Ю. Вера Чаплина и её четвероногие друзья. - М., Издательский проект «Архив писателя», 2015. С. 157-160.

P.S.
Дополним этот пост двумя материалами:
- статья Сергея Образцова «Смерть короля», опубликованная две недели спустя после гибели льва Кинга I (журнал «Огонёк» от 11 августа 1973 г., с. 29):







- статья З.Ибрагимовой «Лев среди людей. Беседы с учеными» («Литературная газета» от 08 апреля 1981 г., с.13: беседа с директором института цитологии и генетики академиком Д.К.Беляевым о трагедии в семье Берберовых, произошедшей 24 ноября 1980 г.):






.
Previous post
Up