Наблюдая, как мои друзья посмеиваются над моим последним "увлечением" Ефремовым, ноосферным коммунизмом и синергетикой, я решила поразмышлять над тем, почему произошел такой "странный поворот" (который, на самом деле, совершенно закономерен) от Блаватской, Рерихов и Мировой Культуры, к которым мои друзья относились намного более лояльно и снисходительно.
А также, как хорошо сказал в предисловии к своей книге физик
А.Д. Панов: "Я воспользуюсь этим предисловием для того, чтобы дать здесь иной, "исторический", взгляд на проблематику книги, что одновременно можно рассматривать и как введение в ее предмет..." Невозможно сказать лучше.
Итак - введение в предмет. Здесь произошло даже не "отрицание отрицания", а переключение режимов, поиск новых ключей прочтения глубоко прочувствованных идей. Природа наделила меня неутолимой жаждой познания, но, к счастью, упаковала этот процесс в организующую форму построения в отдельно взятом сознании единой картины мира. Это понятие серьезно не дотягивает до единой научной картины мира (НКМ), но явно выходит за рамки философской картины мира. Мне представляется это похожим на собирание детской мозаики, потом переход к художественным пазлам, а затем и кубик Рубика. Моей самостоятельной детской мозаикой были отрывочные сведения из истории Мировой Культуры, которые я с удовольствием и без видимой системы выхватывала из всевозможных источников до того момента, пока мне не захотелось сложить из этих цветных стеклышек осмысленную картинку. Пазлы здесь оказались более удобными, потому что у них была некая изначальная матрица, на которой я могла распределить все найденное, отбросив лишнее. Матрицу я искала долго, хотя общефилософское направление мысли было найдено еще в юности. Этим направлением оказались Тайная Доктрина Блаватской и Агни Йога Рерихов. Для тех, кто в теме, понятно, что был просто напросто найден единый Источник информации.
Пазлы удалось более или менее уложить только тогда, когда на моем горизонте появилась философия Космизма. А дальше уже понадобилась объемная матрица - и я обратилась к кубику Рубика. Его автономные и при этом взаимосвязанные грани меня вполне устраивали. Сюда вошли и Блаватская с Рерихами, и художественная картина мира, проявленная музыкой, поэзией и живописью, и научная картина мира, мнимальное соприкосновение с которой произошло для меня через популярную физику с одной стороны и научную фантастику с другой. Здесь нашла свою плоскость история, которую я постигала скорей через метаисторию Рериха и Даниила Андреева, а также через так называемую Галерею Героев, в которой были для меня представлены выдающиеся и, как теперь ясно, нехарактерные для общей истории, но двигающие вперед эволюцию, исторические, а вернее будет сказать культурные персоналии.
Чем больше я работала над оформлением этой модели, тем больше понимала, что нужен какой-то универсальный алгоритм, увязывающий множество систем, которые я использовала. И параллельно с этим все чаще стала себя заявлять серьезная проблема невозможности доступно описать эту модель тем, кому это могло бы пригодиться. Мне понадобился универсальный язык внутри моего сознания и универсальный переводчик для диалога с моими оппонентами. И если первое представлялось хоть сколько-то возможным, то второе становилось после каждой попытки все более недоступным. Все, что казалось мне понятным "как простая гамма" и легко демонстрировало свои связи и множественные корреляты в других системах - воспринималось моими собеседниками не более чем эклектика, притянутые за уши параллели человека, который хочет доказать, что его система самая универсальная. Но самым сложным оказалось устойчивое и спокойное в своей правоте обвинение в мистицизме, в ненаучности, в сектанстве...
Именно в тот момент, когда мое состояние граничило с отчаянием от безнадежности всех моих попыток и абсурдности реакций и обвинений - я услышала магические слова: "Чувство любви - это типичное когерентное состояние" (
В. Буданов). В моем сознании произошла типичная для перехода количества в качество вспышка - и дальше все стало складываться, как ускоренный видеоряд.
"...Сейчас такой общенаучной единой картины мира, строго говоря, нет. Существуют ее отдельные фрагменты, именуемые специальными картинами мира... Синергетика пытается навести мосты между этими картинами, создать единое поле междисциплинарной коммуникации..."
"Даная методология должна организовать поле встречи и создать метаязык диалога синергетиков, математиков и людей иных профессий, иных дисциплин, в том числе и гуманитарных..."
"Наряду с энтузиазмом синергетиков от естествознания, которые обычно знают методы синергетики, но не знают гуманитарной специфики, мы встречаем весь спектр реакций самих гуманитариев: начиная от восторгов немногих неофитов, далее - к умеренному оптимизму гуманитарных синергетиков, обычно философов, социологов, и кончая угрюмо-скептической, либо агрессивно неприемлющей реакцией большинства..."
Если вы думаете, что я решила использовать методологию синергетики, чтобы снять с себя обвинения в мистицизме - то это не совсем так. Это было бы слишком самонадеянно. Но то, что я обнаружила совершенно аналогичный процесс, только большего масштаба и научной глубины - это я поняла сразу. Как гомотетия с большим коэфициентом. И у меня в душе и сознании забрезжила надежда...
Это было то самое важное звено, которое я искала много лет. Оно нужно было не для того, чтобы понять самой, а для того, чтобы выстроить диалог с представителями другого мировоззрения. Зачем нужен этот диалог? Вопрос крайне важен и многогранен. Здесь я могу только сказать, что он возникает тогда, когда появляется задача построить многоуровневую модель с налаженными связями - что-то типа интернет-портала, над которым работает целая команда людей из разных областей знаний. Пока все отрабатывают свои сектора, все идет замечательно. Но когда подходит время соединить эти сектора - приходится учиться договариваться и чем-то жертвовать. Как и при сборке всех сторон кубика Рубика. Сколько замечательных комбинаций приходится отбрасывать только потому, что каждый цвет есть всего лишь неотъемлемая грань единой системы!
Звено найдено. Но добраться до него также не легко, как до Комнаты Желаний в таинственной Зоне. И нам снова нужен Сталкер, как тогда, когда мы пытались путешествовать в "
четвертое измерение". Странные повороты, странные пересечения, странная радость...