Н.К. Рерих "Нагарджуна - победитель змия" 1925г.
Недавно мне посчастливилось испытать то, о чем я мечтала всю жизнь. Можно сказать, что я побывала (чуть-чуть, самую малость) в роли Таис... Или Левушки - лови ворон? Нет, все-таки Таис.
Апхьянга... Этим таинственным словом называется древний аюрведический массаж с промасливанием. Что в этом такого недостижимого, о чем можно было мечтать и не смочь в наше богатое возможностями время осуществить? А вот не получалось. Но когда я читала "Таис Афинскую" Ивана Ефремова - меня всегда завораживала процедура красивого массажа, при котором тело становится...
"...Как только Таис появилась среди персидских яблонь своего садика, Гесиона бросилась к ней с радостным воплем, и она обнята фиванку, как сестру. Прибежала и Клонария, ревниво поглядывая на "Рожденную змеей" и стараясь оттеснить ее от хозяйки. Без промедления они заставили Таис улечься на жесткую скамью для массажа. Обе девушки принялись хлопотать, укоряя, что она совсем запустила себя.
- Теперь придется возиться всю ночь, чтобы привести тело госпожи в должный вид, - говорила рабыня, умело орудуя бронзовыми щипчиками и губкой, смоченной настойкой корня брионии, уничтожающей волосы и восстанавливающей гладкость кожи.
Гесиона в это время приготовляла ароматную жидкость с любимым запахом Таис - ирисом и нейроном. Тонкоперистые листья нейрона с их острым запахом горьковатой свежести здесь в Египте можно было доставать в изобилии. В Элладе же они распускались только на короткое время в месяце элафеболионе.
Превращение Таис в гладкую, как статуя, и душистую жрицу Афродиты прервал приезд ликующей Эгесихоры. Расцеловала подругу, но ее ждали кони, и она умчалась, пообещав прийти ночевать..."
Пришло время, и я решила, что хочу позволить себе побывать в этой роли. И вот я оказалась в полутемной комнате с приятными эфирными ароматами и тихой индийской музыкой. Здесь все было приятно для глаза, но довершали процесс моего успокоения репродукции картин Н.К. Рериха. Мои друзья из аюрведического центра были также моими соратниками по изучению наследия этого художника. Все было и коммерческое и духовное. Невероятное и единственное сочетание, которое примиряет меня с современной цивилизацией...
После всех приготовлений (тут я немного ощутила себя все-таки Левушкой под заботливым взглядом милого Яссы) и промасливания моей бедной головы, которая особенно нуждалась в расслаблении, работая в последнее время как раскаленный генератор - я обнаружила себя лежащей на кожаной кушетке (извинит ли меня уважаемая интеллигентная аудитория за столь откровенный рассказ?) в одном предмете одежды, очень напоминающем символическую одежду нашей прародительницы, и ощущающей себя сиротливо, но как-то по-доброму распятой.
Метнулась в голове ассоциация с операционным столом, но не удержалась - слишком завораживающей была окружающая атмосфера. Я стала успокаиваться, и в этот момент поняла: всю жизнь я мечтала о полном массаже, когда ты обновляешься и расслабляешь застаревшие зажимы, молодеешь, начинаешь чувствовать свое тело не как судорожный придаток, который надо таскать за собой, а как уплотненное дыхание, как сеть тонких и чувствительных точек-датчиков, регистрирующих все с радостью и удовольствием. Неужели сейчас я зажмусь, застесняюсь и пропущу свой шанс хоть немного снять напряжение? Неужели все снова пройдет мимо меня, и я вернусь в свое кресло за компьютером - скукоженная и довольная выполненным пунктом из todolist?
По обе стороны от меня появились два человека: мужчина и женщина. Красивые, спокойные, сосредоточенные, они стояли и бесстрастно, по-доброму смотрели на меня и настраивались. И вот начался танец. Они поливали меня душистым маслом и массировали то синхронно, проходя по ходу расположения лимфоузлов (приятней будет сказать энергетических каналов и меридианов), то разделяясь в своем особом ритме, то замирая и снова продолжая втирать масло. Два начала, инь и ян, этих людей как бы взаимодействовали с двумя началами в моем теле - если бы мое зрение было достаточно утончено, я смогла бы, наверно, увидеть этот танец цветных лучей, переплетающихся и играющих разными сочетаниями. Периодическая боль возвращала меня на землю, а потом я снова уносилась в головокружительное состояние покоя и доверия...
Это магическое действие продолжалось почти два часа. Поистине, я стала ощущать себя, как гладкую статую. Я впервые за долгие годы своеобразной психологической аскезы не стеснялась своего тела. И теперь я не только умом и душой прочувствовала, о чем пишет Иван Ефремов, когда говорит о женщине...
Красота в этом мире граничит с гротеском. И вот я вижу себя сидящей в фитобочке (какая проза!). Тело мое скрыто деревянным круглым шкафом, а голова торчит на улице, как у восточного преступника, посаженного в бочку с разъяренными кошками. Вместо кошек - пар. Я отчаянно терплю, чтобы не упасть в обморок. Мне в глаза смотрит Великий Наг с репродукции "Нагарджуна - повелитель змея", висящей напротив. Мы с ним немного похожи. Только он более свободен (его тело намотано спиралью на скалу), и голова его чуть более гордо смотрится над вершиной горы, чем моя, торчащая из бочки.
После долгого душа мы пьем травяной чай с медом, говорим о родной Украине (все участники этого действа оказались родом с Украины), и постепенно возвращаемся в вязкую-вятскую реальность из далекой древней Индии, подарившей нам таинственный танец-массаж Апхьянгу...
Приехав домой, я засыпаю сладко и немножко по новому. Что-то меняется в моем теле. Что-то меняется в моем мире. Что-то меняется...