Моя Первая мировая война. Из семейных преданий. Часть первая (начало).

Jul 31, 2014 16:58

Никого из тех, о ком я хочу вам рассказать, я не знала лично. Все они умерли задолго до моего рождения. 100-летию Первой мировой войны, всем ее героям и участникам посвящается. Всем потерянным предкам, которые канули безвестно в истории минувшего столетия, наполненном для нашей Родины столь драматическими и неоднозначными событиями.
В наш век, когда нет веры ни в Бога, ни в черта, а лишь жестокая конкуренция всех и вся и торжествующий принцип «все продается и покупается», сознание того, что в истории и в твоем роду были люди, для которых любовь к родной культуре,  верность данному слову, совсем иное понимание жизненных приоритетов, были не пустым звуком, а сутью существования, придает сил и позволяет сохранять достоинство.

Вера - хирургическая сестра милосердия



Вера Добрыня. Перевязка раненого. Фастовский лазарет.

Моя бабушка по материнской линии  Вера Яковлевна Добрыня окончила Киевский императорский институт благородных девиц в 1914 году и мечтала стать врачом. Судя по рассказам мамы, она стремилась получить дальнейшее образование во Львовском университете на медицинском факультете. Почему именно Львов? В первой половине XX века во Львове (до 1918 года - австрийском Лемберге) преподавали медицину выходцы из университетов Кракова, Вены, Гейдельберга и других ведущих европейских центров образования. Впрочем, насколько я знаю,  в России в крупных университетских городах уже действовали высшие женские курсы, в том числе и медицинские. Остается только предполагать, что кто-то (из числа подруг-институток или даже старших братьев) посоветовал моей бабушке ехать во Львов, дабы сразу получить лучшее европейское образование.

Тысяча лет рода Добыни



Семья. Прадед - черниговский дворянин Яков Яковлевич Добрыня, прабабаушка - Евдокия Яковлевна, бабушка Вера, Ганна - супруга двоюродного деда Василия, Василий - мой двоюродный дед (брат Веры). 1912 г.

К сожалению, о жизни бабушкиной семьи и трех ее братьев, а также о бабушкиных родителях - моих прадедушке Якове Яковлевиче Добрыне-Конюхове и прабабушке Евдокии Яковлевне, урожденной Вац, я знаю лишь некоторые сведения, сохранившиеся в памяти моей мамы Вероники Григорьевны Зелениной (Добрыни).
Бабушка умерла в 1949 году, еще до моего рождения, и расспросить уже было некого. Да и кого в юности волнуют «преданья старины глубокой»?
Важнее всех деталей и подробностей о прошлой жизни семьи был ее дух. Это дух высоких моральных ценностей и нравственных императивов.
В семье тщательно оберегалась и культивировалась принадлежность именно к славному роду Добрыни. Причем, главное внимание обращалось на умение беречь свою честь, на бескорыстное служение общественному благу, на благородство поступков и помыслов, бессеребреничество, широкий и глубокий взгляд на мир, стремление к знаниям и чтению.
Я думаю, что атмосфера эта и воспитательные акценты были не случайны, они естественным образом культивировались в семье из поколения в поколение.
Родоначальником нашего рода, по семейному преданию, считается Добрыня, легендарный дядя Владимира Святого (Красное Солнышко). В семье всегда утверждали, что от легендарного княжеского "дядьки" и ведет свое происхождение фамилия.
Откуда в услужении у княгини Ольги появились ключница Малуша (мать Владимира Крестителя Руси) и ее брат Добрыня - вопрос спорный. Есть несколько версий. По одной: будто бы Малуша и Добрыня - хазарские принц и принцесса, дети последнего хазарского царя.
По другой: будто бы они - дети непокорного древлянского князя Мала. Как известно из летописей, княгиня Ольга князя проучила, столицу его Искоростень сожгла. И вот некоторые современные авторы отстаивают версию, будто бы Ольга пощадила детей князя Мала и взяла себе "на двор". Третья версия,которой придерживается, в основном, официальная историческая наука: Добрыня и Малуша - дети некоего гражданина из Любеча. Кто такой этот загадочный Малк Любечанин - никто не знает.
В истории Руси летописный Добрыня оставил столь же заметный след, сколь Добрыня былинный в русской литературе. Воспитатель и ближайший сподвижник Владимира - Крестителя Руси, он отличался глубокими знаниями, полководческими и дипломатическими талантами.
В числе потомков Добрыни  - немало выдающихся людей. Один из его внуков Остромир оставил после себя драгоценнейший памятник славянской книжной рукописи и всей мировой культуры - «Остромирово Евангелие».
Иоанн (Иван, Ян) Вышатич, также считающийся одним из потомков Добрыни,  - киевский тысяцкий, сын Вышаты, воеводы великого князя Ярослава Владимировича. Иоанн Вышатич ходил на половцев с Мономахом, а в 1106 году с братом Путятой побил их около Заречска и «отнял у них полон».
Среди представителей рода Добрыни есть и канонизированные личности - по некоторым данным, это первый настоятель Киево-Печерского монастыря, преподобный Варлаам.
В XVII веке угасающий род Добрыни объединился с родом казацкого атамана Дмитрия Ивановича Конюхова, отличившегося на стороне русских войск в боях с завоевателями польского короля Владислава.
Так, ссылаясь на рассказ бабушки, моя мама объясняла появление двойной фамилии Конюхов-Добрыня. В различных документах (в семье сохранились некоторые дореволюционные документы) наши предки писались: Конюхов-Добрыня, Добрыня, Добрыня-Конюхов.
К середине XIX века очень древний род представлял собой обедневшее мелкопоместное дворянское семейство, проживающее в селе Невкля Черниговской губернии, под древней Городней.
По отзывам черниговчан, Невкля - довольно глухое село, а райцентр Городня - довольно дальний. Ну, что ж, думается, только в таких "дремучих" местах и мог сохраниться осколок архаичного рода Добрыней.
Яков Яковлевич Добрыня-Конюхов, будучи единственным мальчиком в семье и рано осиротев, покинул отчий дом в возрасте 14 лет и зарабатывал на жизнь сам.
Длительное время он служил управляющим у выдающегося промышленника, благотворителя и мецената, одного из богатейших людей Российской империи Николая Артемьевича Терещенко и его сына Ивана.
Женой Якова Яковлевича  Добрыни стала дочь православного священника, переселенца с Балкан, вынужденного эмигрировать на Украину, спасаясь от турецкого ига, - Евдокия Яковлевна Вац. Вац, Вацик, Вацек - фамилия, производная от западно-славянского имени Вацлав. От нее веет не столько болгарским или сербским происхождением, сколько словацким или чешским.
У них было четверо детей. Сыновья Иван, Петр, Василий и дочь Вера. Где именно они родились, я не знаю. Возможно, в Чернигове, а, возможно, в городке Глухове, ныне Сумской области, где была центральная усадьба имений Терещенко.
Своим детям Яков Яковлевич дал лучшее по тем временам образование.
Старший сын Иван окончил юридический факультет Киевского университета, адвокат, женился на румынской аристократке и жил в Румынии (возможно, на территории Бессарабии или Северной Буковины).



Иван Добрыня. Киев. Фотография Левитскаго (бывшая Фольмана), 1910 г.

Средний сын Петр - окончил химический факультет Киевского университета и, если бы не Первая мировая война, революция и вынужденная эмиграция, мог бы составить славу отечественной химической науки (подробный рассказ о нем еще впереди).
Младший сын Василий успел окончить лишь гимназические классы, но, по семейному преданию, кроме многочисленных умений и талантов, обладал еще недюжинной физической силой и острым языком. Он сам, его жена Ганна и все его четверо детей бесследно пропали в годы сталинских репрессий где-то на территории Ростовской области.
В 2005 году на полосе писем российской газеты "Известия" появился рассказ одного тбилисца, живущего в Москве, который рассказал, что учился в Тбилиси в русской школе, где у него преподавала учительница дворянского происхождения Нина Добрыня. Я сразу же написала журналистке, готовившей полосу, по электронному адресу, указанному в газете. Хотелось связаться с тем грузином и подробнее его расспросить. Но мне никто не ответил.
Храню надежду, что семья моего двоюродного деда Василия, хотя бы его дети спаслись. Ведь от Ростова до Тбилиси можно было добраться! Но это лишь предположения, мы до сих пор ничего о них не знаем.Но о бабушкиных братьях в семье помнили всегда. Помню и я.



Вера Добрыня. Выпускница Киевского Императорского института благородных девиц.

Фастовский лазарет

Итак, грянула Первая мировая война и о поездке на учебу во Львов, на австро-венгерскую территорию,  уже не могло быть и речи. Подобно многим девушкам из дворянских семей, Вера Добрыня добровольно отправилась ухаживать за ранеными и работала хирургической сестрой милосердия в Фастовском лазарете для раненых и больных воинов.


Фастовский лазарет для раненых и больных воинов. Вторая слева - Вера Добрыня.

Этот городок - Фастов находится под Киевом.
Сохранился уникальный документ - блестящая характеристика, данная сестре милосердия Вере Добрыне, за подписью главного врача хирургического отделения Фастовского лазарета для раненых и больных воинов, доктора Дацкова.




Интересно, вот этот человек в белом халате и с очень усталым лицом справа от бабушки - не тот ли доктор Василий Филиппович Дацковъ?

В 1915 году у бабушки был ухажер, вошедший в семейную историю как загадочный «граф». Красотой, судя по фотографическому снимку, он, точно, не отличался. Зато был весьма родовит. Кто он и как его звали, увы, давно уже и спросить не у кого. Возможно, кто-то из историков опознает его по этой фотографии?



Вера Добрыня и загадочный граф.

Еще в советское время мама мне рассказывала, что бабушка встречала на станции царских дочерей, которые сопровождали полевой военно-санитарный поезд. Поезд приезжал в Киев для эвакуации раненых в Царское Село. Как образец утонченного вкуса бабушке запомнилось, что  великие  княжны носили розы за… поясом платья.



Императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татиана



Военно-санитарный поезд

Продолжение читайте здесь: Григорий - золотое оружие с надписью "За храбрость"

Фастовский лазарет для раненых и бодльны, доктор Дацковъ, Первая мировая война, сестра милосердия, Вера Добрыня

Previous post Next post
Up