Все туда и мы туда же’2016. Часть 8.2: Путь назад. Марганец - соль металлургии.

Feb 05, 2018 22:33


Из Кутаиси мы ехали только на восток и на север. С каждым километром приближалась граница, долгие километры домой, в осеннюю Башкирию.

Но были маленькие, но очень необычные вещицы, проехать мимо которых было бы совершенно неправильно.





Например знаменитый столп Кацхи с одноименным монастырем на вершине. Впечатляет история второго храма. Пришёл какой-то человек, известный как монах Максим, построил на древнем фундаменте (не моложе 8 века н.э.) новое здание. Служит, живёт, сам построил инфраструктуру. И как-то договорился с церковью, хотя какие-то вопросы были. Слабо верится во что-то подобное в случае РПЦ, хотя кто знает, все зависит от ценности места.



Останец Кацхи.



Далеко в то ущелье мы не пошли - многочисленные таблички предупреждали, что праздным туристам обитатели не очень рады и просят соблюдать приличия. Ну а каких-то целей я не преследовал.
Поехали дальше, в ущелье Квирили. Здесь, на месте крошечной одноименной деревушки вырос классический советский шахтерский моногородок - Чиатура. Через ущелье были перекинуты сотни тросов, в землю врылись шахты, и город дал одну из лучших в мире марганцевых руд.



А зачем же нужны канатные дороги? Это интересный вопрос. Места в ущелье Квирили было совсем мало, плоский левый берег заняла крупная товарная станция, а шахты были исторически разбросаны по разным берегам реки на большой высоте от полотна дороги. Поэтому с выходом промысла на промышленный уровень в 50-х годах XX века были построены десятки линий канатных дорог. Часть их переносит марганец из шахт и карьеров на станцию, а часть строили как линии общественного транспорта для горожан.

Вот довольно известное в Чиатуре место - три девятиэтажки на высоком обрыве. В основном многоэтажная застройка находится в низине. Местные говорят, что из этих девятиэтажек люди уезжают, и многие квартиры уже лишились стекол. Печаль драпирует лишь буйная растительность.



Кабины дорог выглядят по-разному, но красивых или жизнерадостных среди них нет. Ассоциации вызываются исключительно постапокалиптические: шахты, убежища, Чернобыль, Фоллаут.



Соседняя линия. Это нижняя “станция”.



Чем-то мне эти синие кабины напомнили тряпичных кукол из классного (и конечно же, беспросветно депрессивного) мультфильма “Девять”.



Внутри каждой кабины сидит машинист. Он рулит процессом, а если откажет электролебедка, будет двигать кабинку ручным приводом. Такие случаи в Чиатуре бывают. Иногда и троса обрывает, и тормоза ломаются. Возраст механизмов сказывается.



“Синяя” линия ведет на один из промыслов.



Там очень красиво и индустриально, но я туда поехать не смог. Проиллюстрирую чужой фотографией, какая там красота есть в шаге от станции:



Взял из очень хорошего поста про Чиатуру, человек куда более подробно смог все рассмотреть. Рекомендую к прочтению, я лично получил большое удовольствие.

Станции канатных дорог разные, где-то это поржавевшие фермы из металлопрофиля, а где-то роскошные открытые форумы, архитектурное совершенство которых не испортит возраст и обветшалость.



***



***



Кабина приходит на станцию:



Как видно, никакой недозагрузки нет, транспорт востребованный. На станцию заходят и выходят десятки людей в минуту.



Крузя покидал Чиатуру. Выезд это крутейший городский серпантин, когда на любом самом крутом повороте может быть выезд из чьего-нибудь двора. А мимо ползла к небу кабина очередной линии.



Напоследок заехали в карьер.



Особенно далеко не проехали, но впечатлений набрались. Пыльные, закопченные домики шахтерских окраин, длинные невысокие гребешки отвалов, технологические линии для вагонеток и пыль, пыль, пыль… Марганец! Смысл, жизнь и проклятие Чиатуры, города, который не будь он осчастливлен минеральным богатством, могли бы знать как “Зестафонский Боржоми”.



Там, на горизонте, опять Большой Кавказ.



А еще мятежная Южная Осетия, Рокский тоннель и Цхинвали. Совсем недалеко на север от Чиатуры уже стоят блокпосты, ограничен проезд и можно словить если не пулю, но уж вопросы патруля точно. Как будто мало бедствий этой земле.



На обратной дороге к всегрузинскому хайвею Тбилиси-Кутаиси, по которому я был вынужден возвращаться (ведь более короткая дорога домой идет через Южную Осетию) пошёл дождь. Это был первый осенний дождь, когда весь горизонт закрывает полностью, пелена скрывает видимость, падает контраст, яркие краски Грузии превращаются в бледноватую акварель, так напоминающие родные края.



Originally published at heilnull blog. You can comment here or there.

plants, Всетудаимытудаже'2016, photo, Кацхи, Чиатура, hiking, 2016

Previous post Next post
Up