18 декабря 2012 года в Региональном центре по связям с общественностью (РЦСО) состоялся круглый стол "О регулировании публичных мероприятий", организованный партией "социальной защиты" и Омской гражданской коалицией (ОГК). На встрече присутствовали и активисты протестного движения, и представители администраций разных уровней, и представители УВД, и партии.
Сам факт такого сбора, да ещё и в стенах государственного учреждения, можно назвать исключительным: за одним столом уселись те, кто раньше друг к другу хотил разве что по очень большой нужде необходимости. Но это только форма, а что же было в содержании разговора?
Председательствовали за столом - Евгений Долганёв (от партии социальной защиты) и Сергей Костарев (от ОГК). Поводом послужило желание Законодательного собрания принять региональный закон, регулирующий организацию публичных мероприятий. Понятно, что попытки сделать это подпольно не понравились активистам протестного движения, как непосредственным потребителям всё новых и новых препонов и ограничений. Вот и решили высказать прямо в лицо, что мы друг о друге думаем.
Особого сценария не было и выступали те, кто больше хотел или кому давали слово ведущие.
Первым высказался Виктор Корб, которому в этот день надо было ещё идти на очередной суд с доблестными полицайскими сотрудниками, поэтому он изложил свою позицию в сжатой и максимально конкретной форме.
Смыл выступления можно свести к требованию чёткого следования закону и к отказу от ужесточения требований, содержащихся в уже существующих федеральных законах, на региональном уровне. Что же касается мест, где можно собираться без уведомления, то Виктор предложил записать в закон указание о возможности собираться везде, где не запрещено федеральным законом. В самом деле, зачем умножать сущности без нужды? Ну и ещё без лишней скромности Виктор предложил работу над подобными законами вести совместно с самым грамотным человеком в этой сфере - с ним самим.
Довольно долго Виктор хвалил омскую полицию и особенно суды за то, что в Омске, в отличии от других городов, последний год не возникает серъёзных инцидентов между митингующими и органами правопорядка: нет задержаний, разгонов и т.д. А что, действительно почти нет, если не считать инцидентов с парадом Зомби и некоторыми другими флеш-мобами. Но об этом разговор был позже.
После столь нетипично хвалебного выступления Виктора Корба вдруг неожиданно выступил представитель УВД. Он заявил, что пришёл сюда не для того, чтобы слышать упрёки и оскорбления, а для чего-то другого.
Возмущение было каким-то неуместным и ведущие попытались объяснить, что в данном случае правоохранительные органы скорее должны радоваться похвалам, а не ругаться.
Далее представитель областной администрации объяснил, что оказывается проект закона уже переработан, благодаря депутатам-коммунистам, и самые одиозные места убраны. Текст никто не видел, поэтому пришлось "поверить" на слово. Правда потом выяснилось, что закон носит рамочный характер, а все конкретные решения будут приниматься по какому-то положению, каким-то органом, который будет назначаться губернатором. Однако интересно получается - как хотят, так и сделают. Вот тебе и ещё один "закон как дышло, куда повернул, туда и вышло" ;(
Следующим в дискуссии поучаствовал организатор флешмобов Ильдар Ибатулин.
Ильдар рассказал, что начиная с парада зомби к ним проявляют непомерное и пугающее внимание сотрудники правоохранительных органов. Они звонили, уговаривали, потом угрожали увольнениями, неприятностями. Почему? Не хотели, чтобы молодёжь проводила свои флешмобы. Вот если вдруг молодые захотят поиграть в снежки, да как разыграются, да вдруг в глаз кому-нибудь попадут ... к кому побегут? К полицейским! (Что-то в этот момент я Станиславского вспомнил с его вечным: не верю!).
Присутствующие полицейские сказали: сейчас идёт перестройка, все проходят аттестацию, требуют образования юридического .... Короче выяснилось, что есть, конечно, несознательные полицейские, но если вдруг такой к вам прийдёт и начнёт угрожать, надо сразу сообщать куда следует. Я попробовал узнать куда следует и попросил назвать телефон. Телефон незамедлительно был назван прелставителем УВД (полковником Марущаком) ... Как вы думаете какой? Точно - 02! Ну надо же - откровение какое.
Тем не менее - будем знать: не посылают полицейских давить на организаторов, а если давят - их самих задавят. Правда тут же на круглом столе одной из участниц был приведён совсем свежий пример (9 декабря) о том, как участковый со товарищи пытался среди бела дня похитить защитника природы, заметившего вырубку деревьев, но изучение случая перенесли на "после круглого стола".
Очень гладко и красиво выступала представительница уполномоченного по правам человека. После её речи хотелось расплакаться от умиления и припасть к плечу обобщенного чиновника, который так замечательно заботится о нас, что даже снежку не даст в глаз попасть.
Речь Акрама Махмутова не была столь мирной. Он напомнил о 12 делах против организаторов публичных мероприятий, возбуждённых правоохранительными органами (как будто у них нет другого объекта для возбуждения). К чести активистов - все дела провоохранителями проиграны, так как суд не усмотрел в них состава правонарушения.
Акрам привёл несколько примеров из практики европейских судов, где граждане побеждали свои государства, если те мешали им организовывать публичные мероприятия. А ещё Акрам задал очень естественный (правда риторический) вопрос: а вы, те, кто подаёт на нас в суд, фактически обвиняя в правонарушении, а потом проигрывая дела, не хотите ли принести извинения за свои неоправданные подозрения?
На этот вопрос попытался ответить представитель УВД, сказав, что есть "положительный" пример - после парада Зомби один правоохранитель (не стоить помнить его имя) принёс извинения. Вот это прогресс!
В конце депутат Заксобрания от коммунистов попробовал придать конструктив заседанию и сказал, что пришёл сюда, чтобы услышать о тех местах, где можно будет собираться без уведомления. Мне пришлось напомнить предложение Виктора Корба (везде, кроме тех мест, где запрещено федеральным законом), а также разъяснение администрации о том, что депутаты не смогут управлять этим списком, так как в законе это всё отдаётся исполнительной власти. Вот тебе и важность депутатских мнений.
В итоге только и стоило предложить не принимать такой сырой закон 20 декабря, а отложить, обсудив с теми, кто будет этим законом пользоваться, т.е. с нами. На том и разошлись.
Будем следить за развитием (или неразвитием) ситуации.
Для ценителей прямой речи:
аудиозапись с заседания Круглого стола