Канада для чайников - автомобили, автомобили, буквально все заполонили... (часть 3) 

Aug 26, 2011 07:23


В предыдущих двух главах я разливался мыслью по древу насчет поведения на дорогах, ПДД, получении водительской лицензии, создавая из Канады образ автомобильного рая. Безусловно, не все так безоблачно на канадских дорогах. Тут тоже предостаточно лихачей, дураков, самоуверенных идиотов и непредсказуемых малайзийских бабушек. Процент этих социально опасных элементов среди участников дорожного движения значительно меньше, да и степень их неадекватности, пожалуй, пониже, чем в неканаде... Что же вытворяют канадские автохулиганы за рулем, чем им это грозит и кто способен их наказать? Об этом последняя третья часть автомобильной главы проекта “Канада для чайников”.





Но прежде, чем приступать к полицейско-наказательным рассказам, захотелось вспомнить про канадские автошколы.
Об обучении в автошколах

Обучение в местной автошколе, сертифицированной провинциальным министерством транспорта, позволяет сократить срок ожидания между G1 и G2 лицензиями, а также сэкономить на автостраховке (об этом ниже). О самом обучении стоит сказать отдельно. Как это ни удивительно, но в школе не учат правилам дорожного движения! Я не знаю, может это моей супруге повезло со школой, но из 4(!) занятий по 5 часов (т.е. всего 20 часов теоретического обучения) не было ни одного, посвященного изучению дорожных знаков, разметки, сигналов светофора! Все 20 часов посвящены разговорам о том, как надо вести себя на дороге, о правильном и безопасном вождении, о нарушениях и штрафах, о влиянии алкоголя, наркотиков, медицинских препаратов на реакцию и мироощущение водителя. Ученикам демонстрировались видеофильмы (на VHS-кассетах) о культуре вождения, про аварийные ситуации, сложные погодные условия и т.п. Также некоторое время уделяют рассказу об основных узлах автомобиля, а точнее о том, что и как проверять перед отправкой в путь. Безопасность, безопасность и еще раз безопасность!


Также в программу обучения входит 10 часов практического вождения с инструктором.  Естественно, можно прикупить тариф с большим количеством часов или просто нанять инструктора на стороне для дополнительных занятий. Ничего особенного, учат нажимать педали и не врезаться в другие машины или мусорные баки.


Как я уже упоминал, в Канаде (как и в США) без машины жить не очень удобно, так как расстояния достаточно большие и общественный транспорт не такой интенсивный и распространенный, как в европах. Поэтому только подросток достиг половозрелого возраста, он сразу идет в автошколу за знаниями и в центр тестирования за водительским удостоверением. Получается, что с первых лет половозрелости ему активно внушают идею культурного и вежливого вождения, а сами правила оставляют для самостоятельного изучения. Возможно, именно так и строится менталитет, тот самый, который так заметен на канадских дорогах. Конечно, заметен, когда есть, с чем сравнить. Увы, у нас есть, с чем сравнивать...



Как же быть с эмигрантами, которые понаезжают в нерезиновую Канаду со всех уголков мира? Да черт с ними, с этими русскими, украинцами - у них хоть какие-то правила на родине были. Но вот индусы, пакистанцы - у этих же на родине на дороге прав тот, кто громче бибикнет, да у кого машина крепче. Думаю, что здесь уже вступает в силу "кнут". В Канаде кнут состоит из двух составляющих - штрафных очках (+денежных штрафах) и стоимости автостраховки.

О методах наказания нерадивых водителей

Штрафы и штрафные очки - наказание за нарушение ПДД, там с этими очками целая наука. А получить их несложно:
  • 2 очка можно заработать за запрещенные/неправильные повороты, непристегивание, необоснованное использование дальнего света и прочие мелочи.
  • 3 очка начисляются за превышение скорости на 16-29 км/ч, неуступание дороги, неостановку на стоп, несообщение об аварии, движение по встречке и т.п.
  • 4 очка - за превышение скорости на 30-49 км/ч, а также за висение на хвосте у кого-то - не в смысле слежки, а типа подъехать вплотную, чтобы этот медленный неуч быстрее уже уступил дорогу профессиональному водителю.
  • 5 очков за раз может получить только водитель автобуса, который забыл остановиться перед ж/д переездом. Согласно местным правилам, автобусы останавливаются перед любым ж/д переездом, даже ржавым и заброшенным!
  • 6 очков - за неаккуратное и опасное вождение (определяется полицейским), гонки (racing), превышение скорости более, чем на 50 км/ч и за несоблюдение правил проезда мимо школьных автобусов!!! Об этих автобусах - отдельно ниже.
  • максимум в 7 очков можно получить за то, что покинул место аварии или просто не остановился по требованию полиции.


За 6 очков уже могут вызвать на интервью - объясняй, что с тобой не так. В зависимости от твоей вменяемости могут или просто пожурить или лишить лицензии на какой-то срок. Набрал 9 очков - автоматом лишился на два месяца. По возвращении - часть штрафных очков спишут (обычно до 4-х). Начал опять набирать - опять интервью, опять срок, принудительная переэкзаменовка. В общем, удовольствия мало.


Денежные штрафы тоже немаленькие. При превышении скорости можно раскошелиться на суммы от $100 до $10 000. При этом, если превышение скорости было зафиксировано в зоне ремонтных/строительных работ и в этот момент на участке присутствовали рабочие, то сумма автоматически удваивается. За неправильную парковку придется расстаться с суммами от $30 до $500 (за парковку на месте для инвалидов, например). $100-250 - за парковку возле пожарных гидрантов или у пожарных выездов, маршрутов. Взятки полицейским? Что это? Какой самоубийца осмелится пойти на это?



Но есть и еще один фактор, заставляющий серьезно задуматься о своем поведении на дороге - автостраховка. Онтарио - это ад (по сравнению с другими провинциями Канады) с точки зрения страхования машин. Стоимость страховки зависит от очень многих факторов. Понятное дело, модель и возраст автомобиля имеют значение, но не такое, как параметры самого водителя. Североамериканский опыт вождения - раз, место проживания - два, история страховых случаев - три.


Сравнительно вменяемые скидки предоставляются водителям, которые имеют три и более лет североамериканского стажа страхования (не вождения). Говорят, раньше можно было привезти с собой переведенную справку из страховой своей страны о том, что у тебя не было аварий, и его могли зачесть. Сейчас это уже не работает, во всяком случае, я таких страховых не знаю. Место проживания - это очень важно. Страховые собирают статистику не только по городам, но о по отдельным районам крупных городов. И, если тебе повезло (а мне еще как повезло!) жить в районе с высоким процентом аварий, получи повышенную стоимость страховки. Иногда достаточно переехать на соседнюю улицу и получить скидку в 20-30% на страховке машины. Ну и, наконец, история страховых случаев - любое обращение в страховую (даже при отсутствии твоей вины) может привести к повышению ставки, именно поэтому стукаться машинками - ой, как невыгодно. Чтобы добить заокеанских читателей цифрами скажу, что для новичка, проживающего в Торонто, стоимость страховки нестарого простенького автомобиля может составлять порядка 300-400 долларов в месяц!

О стражах дорожного правопорядка

Как ни смешно, но полицейских на дороге я видел не очень часто. Никто не сидит в кустах с радаром, никто не дежурит за деревом возле спорного запрещающего знака. За гонщиками наблюдают с помощью стационарных радаров, с вертолетов, а также при помощи так называемых 'ghost cars' (машин-призраков) - полицейских машин без опознавательной раскраски. О способе контроля скорости трафика честно и незатейливо сообщают прямо на знаках, ограничивающих скорость: 100 км/ч, контролируется радаром или незаметной машиной, или вертолетами.



Несмотря ни на что, торонтовцы скорость превышают. В принципе, поток всегда движется со скоростью на 10-15 км выше разрешенной скорости на хайвеях, и 5-10 - в городе. Немало и тех, кто нарывается на штрафные очки, превышая на более, чем 16 км/ч, таких можно иногда увидеть у обочины с соседствующей рядом полицейской машиной с иллюминацией.


Но, как это ни смешно, но дорожную полицию гораздо чаще можно встретить в образе помощника водителя, чем контролирующего органа. Если твой железный друг вскипел на фривее, если у него лопнуло копыто на хайвее, если ты забыл, как выключаются дворники и тебя укачало так, что пришлось остановиться на обочине, знай, мой юный канадский автолюбитель, что полиция придет на помощь и защитит тебя от невзгод и опасностей большой дороги. Нет, они, конечно, не будут чинить твой карбюратор или менять тебе колесо. Но они приедут на место происшествия и сделают все, чтобы случайно зазевавшийся автозевака не влетел в твою припаркованную в сторонке машинку.


При поломке на дороге водитель не только зовет на помощь автосервис, но и оповещает полицию, где и что с ним приключилось. В ответ на этот призыв к нему мчится полицейская машина (а то и две), пристраивается невдалеке и активирует специальное информационное табло (закрепленное на крыше), которое оповещает всех участников движения, что в этой полосе (или на обочине) препятствие, надо сбросить скорость и проехать с осторожностью. Вот на фото ниже грузовик спокойно себе стоит на обочине и никого не трогает, но бдительный полицейский примчался, припарковал машину на ближайшей полосе, включил иллюминацию со стрелками на крыше. Ну и вскоре еще по близлежащим информационным табло сообщат, что правая обочина в районе такой-то улицы заблокирована, будьте осторожны.



За год вождения в Торонто мне не посчастливилось ни разу быть остановленным местной дорожно-постовой полицейской службой. Пару раз (правда, два раза) был обстрелян из радара. Еще пару раз видел, как полицейские контролировали выделенные для такси и трех-человек-в-машине зоны по утрам. Но, понятное дело, что беспричинных "лейтенант Жевачков, ваши документики, пожалуйста" и "а огнетушитель у вас имеется?" тут не встретишь. Кстати, хорошо это или плохо, но огнетушители, аптечки, светоотражающие треугольнички здесь никто с собой таскать не заставляет. Здравый смысл во главе угла. Считаешь нужным - приобретай, вози.

О спецмашинах и других мигалках

В случае ЧП, когда к месту происшествия устремляются спецмашины врачей, пожарных и полиционеров, очень помогают те самые обочины (а-ля, выделенные полосы), которые никто и никогда не занимает даже в часы пик при пробках. Именно по ним спецмашины имеют возможность беспрепятственно проследовать, минуя многокилометровые тягучки. На участках дорог, где выделенных полос или обочин нет, водители послушно и очень быстро освобождают крайнюю полосу, прижимаясь друг к другу. Согласно закону в таких случаях запрещается следовать за спецмашиной на расстоянии ближе, чем 150 метров. Вот это правило, стати, регулярно нарушается. Многие не выдерживают и пристраиваются сразу за спецмашиной. Естественно, только в том, случае, если она едет по обычной полосе движения, а не по обочине.


Помимо официальных проблесковых маячков, других мигалок на улицах Торонто замечено не было. Оранжевые предупреждающие маячки на машинах спецтехники - не в счет.

Апдейт: Ладно у вас в Торонто, в центре столице жил два года - и ни разу не видел, чтобы перекрывали дороги для проезда местных шишек. Ну, премьер наверняка ездит с полицией, может, даже и дорогу расчищают, но я, повторюсь, не видел. Может, он как-то тихонько крадется, рано утром, пока все спят. :) О прочих и говорить не приходится - на парламентской парковке даже на сенаторских местах вполне себе скромные машины и, конечно, без мигалок. Да что там, предыдущему министру обороны в монреальском метро по морде дали.

Иностранных особ это не касается -- и дороги перекрывают, и везут с большой помпой. Когда свежеизбранный Обама приезжал, город на ушах стоял, по пути следования кортежа люки заваривали, чтобы террорист не подобрался.

О школьных автобусах

О да! Школьные автобусы - это еще более спецмашины, чем самые специальные машины. Лучше врезаться в королевский кортеж, чем не остановиться возле школьного автобуса!



School Bus by Eric Gingras

Школьные автобусы оборудованы немалым количеством сигнальных фонарей, а также выскакивающими стоп-знаками. При остановке с целью подобрать/высадить детей, водитель включает все эти угрожающие спецсигналы. В этот момент, необходимо остановиться не ближе, чем за 20 метров от автобуса, независимо от направления движения. В случае наличия конструктивно выполненной разделительной полосы (термин из наших ПДД, тут ее просто называют медианой), останавливаться должны только автомобилисты попутного с автобусом направления. При невыполнении этого правила автомобилисту грозит такое, что в брошюрке правил выделено жирным шрифтом. Цитирую: "Если вы не остановились перед школьным автобусом, вам грозит штраф в размере от $400 до $2000 и 6 штрафных очков (при максимуме в 7!). Если вы нарушаете это правило повторно в течение 5 лет с момента первого нарушения, то вам грозит штраф от $1000 до $4000 и еще 6 штрафных очков. Также возможно наказание лишением свободы сроком до 6 месяцев."

Об экологии, экономии и пробковом вопросе

Безусловно, Торонто перегружен автобилями. В даунтауне не припарковаться, на фривеях тягучки. Правительства всеми способами пытаются уговорить граждан минимизировать использование машин. Выделенные полосы для автомобилей с тремя (иногда - двумя) и более пассажирами как бы намекают на то, что лучше скооперироваться и ездить с друзьями/коллегами на одной машине, чем каждый на своей. Собственно, тут для этого даже специальное слово есть - carpool - автомобильный пул (для поездок на работу). Группа автовладельцев-соседей, живущих в пригороде, каждый из которых по очереди возит остальных на работу на своей машине. Для машин с несколькими пассажирами часто предусмотрен специальный ряд [diamond lane, car pool only] на автостраде. Для кар-пулеров на хайвеях делаются специальные карманы или съезды, чтобы можно было подбирать/высаживать друзей по ходу следования.


Другое решение вопроса - это общественный транспорт (который так и напрашивается в одну из следующих глав "Канады для чайников"). Возле многих станций метро находятся крупные автостоянки, на которых можно бросить машину и пересесть на метро. Еще лучше, если автомобилист пересядет на велосипед. Для таких делаются выделенные полосы на дорогах (хотя нынешний мэр Торонто не очень поощряет это), расставляются специальные локеры - защищенные боксы, куда можно спрятать свой велосипед на ночь, на выходные, на зиму.


Владельцам экологичных гибридных автомобилей тоже предоставляются определенные льготы. Например, в виде специальных парковочных мест у супермаркетов, кинотеатров, развлекательных центров или торговых моллов. Такие паркоместа (как и места для инвалидов или для семей с детьми) располагаются поближе к входам-выходам.



И вот еще в комментариях подсказывают: "техосмотра в Онтарио, как и в большей части Северной Америки, не существует. Есть только проверка выхлопа для неновых машин раз в два года, и ту хотят отменить. Хотя, казалось бы, такое поле для бюрократической деятельности. Так или иначе, на дорогах воняет гораздо меньше, даже в пробках".

О ежедневных заботах автомобилиста

Бензин в Канаде дорогой и не очень. Конечно, зависит от провинции. Некоторые нефтяные штаты могут похвастаться сравнительно дешевым бензином по $1,1 за литр, в то время как у нас в Торонто он сейчас по $1,27, а на далеких северо-западных территориях или в не таком далеком Монреале - вообще по $1,39. Скажу лишь, что чуть более года назад (когда мы только приехали) бензин в Торонто был по $0,92. Потом ввели новый провинциальный налог, а потом Ливия...


Еще одной рутинной обязанностью автомобилиста является мойка машины. Поставить машину у подъезда, вытянуть шланг из окна и заняться мойкой - такое тут немыслимо. Тем более, остановиться у озера или у реки, чтобы собственноручно намылить машину, а потом смыть всю эту химию обратно в озеро/реку... Мойки есть разные - контактные и бесконтактные. Мне больше всего по душе мойки с самообслуживанием. Ставишь машину в бокс, покупаешь жетончики, бросаешь их в автомат, выбираешь режим и моешь свое авто с пеной, с брызгами, с напором воды, со специальными средствами и восками.



Кстати, забавная деталь, о которой я слышал, а теперь могу подтвердить и на практике - машину здесь мыть приходиться гораздо реже. Дождь ли, снег ли, но машина не превращается в грязное чучело после первой же езды. Особо показательным был период с марта по конец мая, когда я не мыл машину ни разу! Она, конечно, была заметно попачкана, местами даже некрасиво было, но "помой меня" написать не получилось бы. И это на белом-то авто!

Резюмируя

Вот так как-то странно и непонятно устроена автомобильная жизнь в Канаде. Вроде бы и толком не учат ничему, вроде бы и разрешают слишком многое, контролируют как-то достаточно вяло, а на дорогах все спокойно. Есть пробки, есть тягучки, но стоять без движения, а тем более, выключать двигатель в пробке - такого мне не доводилось делать ни разу, хотя катаюсь немало и по загруженным хайвеям и в даунтауне.


Несмотря на то, что каждый день приходится добираться из одного конца города в другой, дорога занимает у меня 30-50 минут в один конец. Даже, если случись что, и на пути домой застряну аж на час и 15 минут, то уже при подъезде к дому все раздражение снимается, как рукой. Очень люблю выруливать с фривея, взбираться на мост, и там на самом верху наслаждаться внезапно открывающимся видом на море-озеро Онтарио.


<<< Канада для чайников: Автомобили, автомобили (часть первая)- ПДД, дороги, светофоры >>>
<<< Канада для чайников: Автомобили, автомобили (часть вторая) - лицензии, экзамены >>>

[Канада для чайников], [автомобильное], [эмиграция / иммиграция]

Previous post Next post
Up