Художественный образ - взаимоотношение искусства и действительности

Feb 15, 2017 22:45

Слушать этот пост на Ютюбе.

Есть два канонических определения художественного образа, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Вот они:

1. «Художественный образ - это категория эстетики, характеризующая особый, свойственный только искусству способ освоения, преобразования и отражения действительности» (Литературный энциклопедический словарь).

2. «Художественный образ - категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей» (Введение в литературоведение. Основные понятия и термины: Учебное пособие.-М.: Высшая школа. 1999).

В обоих определениях говорится, что художественный образ - это категория эстетики, то есть ее основополагающий феномен, можно сказать сущность. Фактически, эстетика и состоит из художественных образов, поскольку искусство - это подражание, а художественный образ - это результат этого подражания.

Во втором определении подчеркивается, что художественный образ - всегда авторский конструкт, это то, как автор осмыслил тот или иной феномен обыденной жизни (явление, человека, абстрактное понятие, даже цвет и запах). Фактически художественное произведение, согласно второму определению - это череда художественных образов, которые сменяясь показывают нам авторский художественный мир.

Первое определение несколько шире второго, здесь художественный образ понимается как метод познания действительности (сначала автор осваивает некий феномен, затем преобразует его посредством своего авторского инструментария и на выходе получается отражение действительности в искусстве).

Писатель или художник, как следует из первого определения, сначала осваивает некий феномен реальной жизни (ибо искусство есть подражание). Например скульптор, желающий вылепить человеческую фигуру должен сначала освоить основы анатомии, чтобы знать, где у человека какие мышцы, и за что они отвечают. Если он хочет ваять сидящего человека, он должен знать, какие мышцы нальются силой, а какие будут расслаблены. То же - если человек одет, то как одежда будет лежать на его теле, где будут складки, а где тени. Аналогичный мыслительный процесс совершает и писатель - если его персонаж старый и замкнутый человек, то он будет вести себя и разговаривать совершенно не так, как, например, молодой и общительный. Исходя из этого, и писатель, и художник должны провести предварительную работу по поиску необходимых данных для конструирования художественных образов. Анатомия и психология, таким образом, неотъемлемые дисциплины для становления профессиональной личности художников и поэтов.

На этапе преобразования и отражения действительности художник и писатель вступают собственно в сферу чистого искусства, поскольку здесь на первый план выходит неповторимость авторского метода. Описание заката или рыцарского поединка у разных авторов будет разным. Они подберут разные слова и читатель увидит разные стороны и оттенки одного и того же явления. То же касается и художника, авторская манера письма создаст неповторимые художественные образы.

Вот как описывает рассвет в "Записках охотника" Тургенев:

В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете...

А это из "Кэрри" Стивена Кинга:

Шатаясь, она двинулась прочь с автостоянки, выставив перед собой руки, как слепая. Ударилась коленями о низкое ограждение, скатилась по насыпи, затем поднялась на ноги и пошла через поле с плавающими у земли таинственными островами белого тумана. Бездумно трещали цикады, и где-то недалеко запела, нарушая предрассветное безмолвие, птица-козодой.

Итак, художественный образ - это метод искусства, его парадигма, синтез творческих усилий автора.

Отражение действительности из первого определения - это и есть авторская объективация из второго. Законченное произведение (стихотворение, повесть, скульптура или портрет) есть глобальный художественный образ.

Синтезируя оба эти определения, получаем, что художественный образ - это и способ познания действительности и результат этого познания, то есть и средство и цель. Фактически, художественный образ - это некая универсальная категория эстетики, заключающая по сути в себе и ее предмет, и объект, и метод.

Исходя из второго определения, художественным образом, не может являться человек или животное, то есть одушевленное существо. Здесь подчеркивается именно «неживой» характер, поскольку говорится о «явлении и процессе». Таким образом, в скульптуре человек не может быть художественным образом, а вот то, чем он занят в момент, когда его запечатлел художник, может (пример «Мыслитель» Родена). То же касается и литературы. Сам по себе человек не может являться художественным образом, но всегда только его действия или совершаемые с ним действия (пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» интересна нам не сама по себе, но как человек из высшего света, переживающий вместе с народом ужасы войны, или как человек совершивший измену в любви, или как жена и дочь и т. п.).



Для создания законченного художественного образа писатель должен сначала сформировать в сознании (или в черновике, на бумаге) представление о закономерностях и свойствах действительности, которую он собирается описывать, о причинах и вызываемых ими следствиях в природной и социальной среде.

Писатель, к примеру, может быть приверженцем идеи «любовь всегда побеждает» или же, что «скупой платит дважды», «добро всегда побеждает зло», «если зло сделано во имя добра, то это - добро» и т.п. Закономерности и свойства действительности - это принципы автора как человека, гражданина, представителя той или иной национальности (идентификаций автора может быть множество). Осмысливая их через призму действительности, находя подтверждения или опровержения им в реальной жизни, художник формирует в своем сознании некие образы.

В дальнейшем, на этапе преобразования (из второго определения) он подбирает или придумывает жизненные ситуации и действующих в них героев, которые по его мнению передадут читателю (зрителю) авторское понимание мира.

Наконец, на этапе отражения в собственном произведении он воссоздает эти образы посредством инструментария, свойственного для того или иного вида искусства.

А на ваш взгляд как взаимодействуют искусство и действительность?

Канал автора в Телеграм.

литературоведение

Next post
Up