Общее впечатление от поездки Итак, приступаю к написанию отчёта. Я постараюсь сделать его максимально подробным. Во-первых, пока пишешь отчёт, чувствуешь себя ещё немного в отпуске. Во-вторых, я надеюсь, что он будет полезен для тех, кто поедет по этому маршруту после нас. А я не сомневаюсь, что такие будут. Сейчас такая поездка стала для многих вполне доступна, и уже в этом году многие рванули на север Норвегии. Это неудивительно, поскольку трудно придумать более интересную поездку на машине из Питера, имея всего 2 недели времени.
При подготовке к поездке, да и во время самой поездки нам очень помогли отчёты других людей. В первую очередь это
отчёт о прошлогодней поездке ellioh и
t00n. Кроме того, мы наткнулись на очень интересные и подробные отчёты Сергея Тихомирова, который ездил на север Норвегии на машине из Питера
в 2005 и
в 2007 году.
Решение повторить маршрут Ильи и Светы созрело у меня ещё в прошлом году, когда они туда ездили, а я совершил первое путешествие на новой машине вокруг Ладоги с Полиной. Можно сказать, что я методично шёл к этой цели. Сначала купил хорошую машину (кстати сказать, она не подвела нас ни разу). Потом совершал различной длины поездки в Финляндию. Одна из поездок была зимой за полярный круг на 6 дней. Во время тех поездок накопился опыт длительной езды на машине, стало понятно, сколько можно проехать за день, какие нужно брать вещи и продукты. За 2 недели до поездки в Норвегию мы специально съездили в кемпинг в Хельсинки на одну ночь, чтобы окончательно понять, что такое ночёвка в кемпинге в палатке.
Так что работа по подготовке была проделана не маленькая. И я считаю, что подготовились мы хорошо. Не взяли почти ничего лишнего, почти всё, что взяли, пригодилось. За время поездки мы практически не питались финскими и норвежскими продуктами. Только в самом конце несколько раз купили мороженое, сок и какие-то мелочи. В то же время, питались мы вполне полноценно. На завтрак и ужин в кемпингах что-нибудь готовили, днём где-нибудь в середине пути просто перекусывали. В итоге я умудрился за время поездки даже поправиться!
5 раз мы ночевали в домике, 1 раз на пароме, все остальные разы - в палатке. Выбор между домиком и палаткой осуществлялся исходя из прогноза погоды. Если ожидался дождь - выбирался домик, в хорошую погоду спали в палатке. Проблемы с домиком у нас не было ни разу. Всегда, когда мы хотели домик, он находился. Правда, в Киркепортен кемпинге, расположенном недалеко от Нордкапа, домик у нас был заранее забронирован, а в Каригасниеми (граница Финляндии и Норвегии) в том кемпинге, куда мы приехали сначала, свободных домиков не оказалось, но нас направили в соседнее учреждение в 300 метрах от первоначального, и там домики были.
Расценки в кемпингах следующие: домик стоил обычно 35-36 евро или 300 NOK, место для палатки 15-17 евро или 110-150 NOK. За эти деньги можно пользоваться туалетом и кухней. За душ, как правило, нужно платить отдельно. Обычно это монетка в 10 NOK, она даёт возможность мыться тёплой водой в течение 6 минут. За электричество тоже обычно надо платить отдельно, в первый раз мы сдуру заплатили. Но потом поняли, что это совсем не обязательно, просто втыкаешься в свободную розетку, а удлинитель длиной 50 метров позволял нам поставить палатку достаточно далеко от розетки. Единственный раз, когда у нас не было электричества - это в Швеции, там розетки запирались на ключ, а мы приехали поздно, и не смогли заплатить.
Таким образом, мы сравнительно немного денег потратили на питание и проживание.
Основная статья расходов - это бензин. К сожалению, в Европе он тоже дорожает. За последний год 95-й бензин подорожал там на 20-30 евроцентов за литр, и теперь стоит в пределах 1.55 - 1.6 евро. Всего на бензин было потрачено 2316 руб (3 заправки в России), 110 евро (3 заправки в Финляндии), 2412 NOK (6 заправок в Норвегии) и ~400 SEK (1 заправка в Швеции). Курсы валют следующие: 1 евро = 37.707 руб, 1 NOK = 4.61 руб, 1 SEK = 3.8482 руб. Это курсы, по которым были высчитаны деньги с карточки. Они отличаются от курсов ЦБ на 2-3%. Естественно, в большую сторону. Если всё сложить, получается 19122 руб, или ~525 евро. То есть примерно 1 евро за каждые 10 км пути. Что, в общем, тоже не кошмарно много.
С погодой в целом повезло, но мечта моя всё же не сбылась: полуночное солнце я так и не увидел. Хорошая погода была в 1 и 2 день поездки, когда мы удирали на север от циклона, заливавшего в это время Питер. Мы же были в его теплом секторе, купались в Финляндии в озере и ходили по полярному кругу в футболках. На 3-й день циклон нас догнал, начались дожди. Но больше дождей нас донимали низкие облака, которые закрывали верхушки гор и портили виды. На Нордкапе нижняя граница облачности была ниже вершины скалы (высота мыса 309 метров), так что мыс оказался в сплошном тумане, и если бы мы не сходили на соседний мыс, то океана бы не увидели вообще. Дальше было ещё несколько пасмурных дней, но над югом Норвегии тем временем образовался антициклон, и, начиная с Лофотен, погода была исключительно солнечная и жаркая, в то время как Питер оказалася на его холодной периферии, и там было прохладно. Так что, находясь существенно севернее Питера, мы поймали ещё и целую неделю жары (думаю, очень редкую для тех мест), каждый день купались, иногда по несколько раз, в том числе в океане, в том числе и за полярным кругом :)
В кемпингах мне не понравились, пожалуй, только 2 вещи. Очень раннее закрытие кемпингов. Обычно мы старались приехать к 10 вечера по местному времени, не всегда это получалось. Но у некоторых кемпингов ресепшен закрывается уже в 9. При этом бывает что в туалет или на кухню можно попасть только по ключу или по карточке, которые выдают при регистрации. То есть получается что ты утром всё равно расплачиваешься (мы ведь честные!), но при этом нормально пользоваться услугами не можешь. Правда, даже в таких случаях нам обычно как-то удавалось проникнуть в туалет или на кухню :) Один раз, правда, мы хотели пройти на кухню вслед за другим посетителем кемпинга, но он спросил нас "Have you a card?" и не пустил. Было ужасно обидно. Мне сложно представить, что так мог бы поступить кто-нибудь из русских. Как правило, чем более кемпинг известен и раскручен, тем труднее с устраиванием в него поздно ночью. В маленьких кемпингах часто на ресепшене просто оставлены ключи от домиков - берите и расплачивайтесь утром. Или хозяин где-то поблизости и следит за подъезжающими машинами.
И второе, что не понравилось - это то, что для кемпингов обычно выбирается открытое место. При том, что я старался рассчитать, откуда утром будет светить солнце, найти место в тени хотя бы небольших деревьев удавалось не всегда. В итоге рано утром в палатке становилось невыносимо жарко. Не очень сильно помогало даже открывание обоих входов.
Вести машину в Норвегии, конечно, сложно. Дороги узкие, с постоянными поворотами, подъёмами и спусками, за которыми не видно встречные машины, с которыми надо как-то разъезжаться. Но всё же мне кажется, что в России водить сложнее. Даже несмотря на сложность дороги, всё-таки это европейская дорога, а значит все знаки стоят на своих местах и вовремя предупреждают об опасностях, не нужно постоянно следить за ямами. Но больше всего, конечно, радует вождение других водителей. Если ты едешь с максимально разрешённой скоростью, то никто тебе сзади не сигналит, не светит фарами, не подрезает с последующим торможением. Все спокойно едут в один ряд с одинаковой скоростью, обгоняют только там, где это безопасно. За время коротких поездок в Финляндию я не успевал к этому привыкнуть, но после 15-дневной поездки наша Скандинавская трасса показалась мне каким-то театром абсурда, где машины движутся в непредсказуемом броуновском движении, причём все едут существенно быстрее чем разрешённые 90 км/ч, и вести машину было откровенно трудно. Зато дороги Швеции после Норвегии показались мне настолько широкими и прямыми, что стало клонить в сон... В целом я бы не сказал, что устал от вождения, хотя вёл машину процентов 80 всего пути. Мешала, скорее, нога, которая уставала давить на педаль, и из-за неё приходилось каждые 80-100 км пути делать остановки или меняться с Машей.
На этом рисунке представлена схема нашего маршрута. Цифрами отмечены номера ночёвок. Дневные переходы по Финляндии и Швеции у нас были обычно около 500 км, по Норвегии - 300 км.
1. 19-20 июля. Camping Koljonvirta, Iisalmi.
2. 20-21 июля. Napapiirin saarituvat, Rovaniemi.
3. 21-22 июля. Camping Tenorinne, Karigasniemi.
4. 22-23 июля. Kirkeporten camping, остров Mageroy.
5. 23-24 июля. Alteidet camping.
6. 24-25 июля. Solbakken camping, рядом с Polar Zoo.
7. 25-26 июля. Lofoten turistcenter, остров Vestvagoya.
8. 26-27 июля. Saltstraumen camping.
9. 27-28 июля. Storli camping.
10, 11. 28-29 и 29-30 июля. Namsos camping.
12. Varvolden camping, Storen.
13. Vevlingestrands camping, Bollnas.
14. Viking line, Mariella.
Дальше будет подробное описание поездки по дням.
День 1. Керро - Светогорск - Puumala - Kuopio - Iisalmi