Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

Dec 12, 2006 03:25

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/280527.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/279907.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont

(Из видео - H.B.)

Все терапевтические техники сводятся к одному - мы обращаемся к бессознательному с просьбой разрешить проблему. Всё.

Техника "внутреннее видение"

Всё в трансе делается. Человеку предлагают представить себе рентген своего разума, чтобы по-новому увидеть факты, относящиеся к проблеме.

Вариент: представить себе разум как очень сложный компьютер и дать возможность появиться на экране информации, имеющей отношение к проблеме (причинам проблемы).

Техника "мудрость бессознательного"

Клиенту, находящемуся в трансе, предлагают довериться мудрости своего бессознательного, чтобы оно представило сознанию реальную природу проблемы.

Техника "телевизионный экран"

Человека в трансе просят представить, что он сидит перед телевизором, рядом видео- или DVD-плеер, телевизор включён, изображения пока ещё нет. А теперь включите плеер, на экране появится изображение, и будет показана ситуация. Далее всё зависит от запроса: ситуация, имеющая отношение к причинам этой проблемы; можно запросить решение проблемы. И дальше просят просто рассказывать что он видит.

Трудности с техниками

1) Ориентированы на визуалов.
2) Защитные механизмы не позволяют видть травмирующее событие (есть проблема, но нет причины). Решение - вытаскивать по модальностям. Техника "семь комнат": образ, звук, телесное ощущение, запах, вкус, эмоциональное ощущение, синтез. Чего-то может не быть. Записывать.

И теперь может осуществиться синтез.... перечисление словами клиента.

И импликация: может прийти новое, более полное целостное понимание причин. Если не приходит ситуация, то релятивизация: "Работа продолжается, ситуация может прийти позже".

Сеанс с использованием автоматического рисунка

Предъявлена проблема.

Наведение

«Сейчас вы можете услышать звуки, которые вас окружают... ощутить своё тело на этом стуле... почувствовать, как прилегает к телу одежда... ощутить своё дыхание... и вы сможете найти приятное воспоминание... о каком-то моменте своей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо... спокойно... комфортно... и когда это приятное воспоминание придёт, вы кивнёте головой, чтобы дать мне об этом знать...»

Пауза до сигнала головой.

«И вы можете позволить этому воспоминанию стать более реальным... позволить прийти образам... образам того, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни... деталям... позволить прийти звукам... телесным ощущениям... запахам... может быть, даже вкусу... и тем приятным эмоциональным переживаниям, которые вы испытываете в этот приятный момент вашей жизни...»

Углубление

«И чтобы позволить этому трансу углубиться ещё больше... я буду считать от одного до десяти... и с каждым счётом вы будете погружаться в транс всё глубже и глубже... и на счёте "десять" это будет хороший глубокий транс...

Один... и вы можете оставаться в этом приятном воспоминании, или перемещаться, скользить от одного приятного воспоминания к другому... два... от одного приятного образа к другому... три... скользить... уплывать... четыре... всё глубже и глубже... всё дальше и дальше... пять... и вам нет необходимости слушать то, что я говорю... и мой голос может изменяться... шесть... и превращаться в другие звуки... звуки вашей грёзы... семь... или обтекать вас... как обтекает вода... восемь... или уходить... далеко-далеко... девять... всё глубже и глубже... десять...»

Диссоциация. Постгипнотическое внушение на реиндукцию

Рука выводится в каталепсию.

«И когда я в следующий раз... вот так подниму вашу руку... вы быстро войдёте в глубокий транс...

А сейчас можно забыть о руке... так, словно она вам не принадлежит... словно она сама по себе... словно вы не знаете, где она находится в пространстве...

И сейчас не важно, чем занят ваш сознательный разум... он может плыть... блуждать... уходя всё дальше и дальше...»

Внушение на автоматический рисунок

«И рука берёт ручку (терапевт вкладывает клиенту в руку ручку и подставляет планшет с листом бумаги).

И начинает опускаться... медленно... сама по себе... искренним бессознательным движением...

И когда ручка прикоснётся к бумаге... рука начнёт рисовать...

И она сделает рисунок... который имеет отношение к причинам вашей проблемы...»

Пауза. Рука опускается, ручка прикасается к бумаге, рука начинает рисовать.
Через некоторое время даётся внушение:

«И когда рисунок будет завершён... рука приподнимется...»

Выведение из транса

«И когда вы будете полностью готовы... к тому, чтобы вернуться... тело сделает глубокий вдох... и глаза откроются... и вы вернётесь, полностью присутствующим... здесь и сейчас...»

После того, как клиент вышел из транса, терапевт показывает ему его рисунок и спрашивает, что здесь нарисовано, что это для него значит и какое отношение, по его мнению, это может иметь к причинам его проблемы.

Реиндукция

Рука выводится в каталепсию. Клиент закрывает глаза и входит в транс.

«Пожалуйста, откройте глаза... и взгляните на рисунок».

Клиент смотрит на рисунок.

«Пробудите мышцы губ и языка и скажите мне, что здесь нарисовано».

Ответ клиента. Часто он существенно отличается от того, что он видел в бодрствующем состоянии.

«В этом рисунке содержатся важные смыслы... которые имеют отношение к причинам вашей проблемы...

И когда эти смыслы придут... на сознательном уровне или на бессознательном... неважно... глаза закроются».

Пауза до закрывания глаз.

Выведение из транса

«И сейчас можно некоторое время побыть со всем этим... и когда вы будете полностью готовы к тому, чтобы вернуться... можно будет сделать глубокий вдох... чуть-чуть потянуться... и открыть глаза... и вернуться... в своём собственном темпе... полностью присутствующим, здесь и сейчас... и мы сможем поговорить».

Пауза до выхода клиента из транса.

9.13. Автоматическое письмо

И Сова начала писать... Вот, что она написала:
«Про зря вля ля сдине мраш деня про зря мл я вля!»

- Вот это надпись так надпись! - с уважением сказал Вини-Пух.

А. А. Милн. «Випи-Пух и все-все-все»

В техническом плане автоматическое письмо выполняется так же, как и автоматический рисунок, с той разницей, что руке предлагают не рисовать, а писать. Автоматический рисунок легче, чем автоматическое письмо, поэтому разумно начинать с автоматического рисунка.

Делается наведение и углубление транса, диссоциируется рука. Затем руке предлагают начать писать. И в том, что она напишет, будет что-то важное... что-то, что имеет отношение к причинам проблемы... (путям её решения).

Когда письмо выполнено, клиент выводится из транса, ему предлагают прочитать то, что написано, и обсуждают с ним это.

Часто, как и в случае с автоматическим рисунком, в первый раз автоматическое письмо представляет собой каракули. Однако, если делать автоматическое письмо второй, третий, четвёртый и так далее раз - оно приближается к реальному письму, рука «расписывается». Автоматическое письмо тоже можно делать в самогипнозе.

Полезно предложить повторное прочтение в трансе; часто при этом человек может осмысленно прочитать даже неразборчивые на первый взгляд «каракули».

Сеанс с использованием автоматического письма

Наведение

«Сейчас вы можете услышать звуки, которые вас окружают... ощутить своё тело на этом стуле... почувствовать, как прилегает к телу одежда... ощутить своё дыхание... и вы сможете найти приятное воспоминание... о каком-то моменте своей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо... спокойно... комфортно... и когда это приятное воспоминание придёт... вы дадите сигнал "да"».

Пауза до получения сигнала «да».

«И вы можете позволить этому воспоминанию стать более реальным... позволить прийти образам... образам того, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни...

Вы можете позволить прийти звукам... Могут прийти телесные ощущения... Могут прийти запахи... Может быть, приходит даже вкус...

И могут прийти те приятные эмоциональные переживания, которые вы испытываете в этот приятный момент вашей жизни... и когда они придут, вы можете дать сигнал "да"».

Пауза до получения сигнала.

«Очень хорошо».

Углубление

«И чтобы позволить этому трансу углубиться ещё больше... я буду считать от одного до десяти... и с каждым счётом вы будете погружаться в транс всё глубже и глубже... и на счёте "десять" это будет хороший глубокий транс...

Один... и вы можете оставаться в этом приятном воспоминании, или перемещаться, скользить от одного приятного воспоминания к другому... два... от одного приятного образа к другому... три... скользить... уплывать... четыре... всё глубже и глубже... всё дальше и дальше... пять... и вам нет необходимости слушать то, что я говорю... и мой голос может изменяться... шесть... и превращаться в другие звуки... звуки вашей грёзы... семь... или обтекать вас... как обтекает вода... восемь... или уходить... далеко-далеко... девять... всё глубже и глубже... десять...»

Диссоциация. Постгипнотическое внушение на реиндукцию

Рука выводится в каталепсию.

«И когда я в следующий раз... вот так подниму вашу руку... вы быстро войдёте в глубокий транс...

А сейчас можно забыть о руке... так, словно она вам не принадлежит... словно она сама по себе... словно вы не знаете, где она находится в пространстве...

И сейчас неважно, чем занят ваш сознательный разум... он может плыть... блуждать... уходя всё дальше и дальше...»

Внушение на автоматическое письмо

«И рука начинает опускаться... медленно... сама по себе... искренним бессознательным движением... И когда ручка прикоснётся к бумаге... рука начнет писать... И она напишет что-то... что имеет отношение к причинам вашей проблемы...»

Пауза. Рука опускается, ручка прикасается к бумаге, рука начинает писать.

После того, как рука остановилась, можно дать внушение:

«И когда рука напишет все, что должно быть написано... она приподнимется...»

Выведение из транса

«И когда вы будете полностью готовы... к тому, чтобы вернуться... тело сделает глубокий вдох... и глаза откроются... и вы вернётесь, полностью присутствующим... здесь и сейчас...»

После того, как клиент вышел из транса, терапевт показывает ему то, что он написал, спрашивает, что здесь написано, что это для него значит и какое отношение, по его мнению, это может иметь к причинам его проблемы.

Реиндукция

Рука вновь выводится в каталепсию. Клиент закрывает глаза и входит в транс.

«Пожалуйста, откройте глаза... и взгляните на то, что здесь написано...»

Клиент смотрит на надпись.

«Пробудите мышцы губ и языка и скажите мне, что здесь написано».

Ответ клиента. Часто он может прочитать то, чего не мог прочитать в бодрствующем состоянии. Иногда он разбирает отдельные слова или буквы.

Если он что-то прочитал, можно спросить его, какое, по его мнению, это может иметь отношение к его проблеме. Если ничего не смог прочитать, можно предложить закрыть глаза и просто побыть с этим.

Выведение из транса

«И сейчас можно некоторое время побыть со всем этим... и когда вы будете полностью готовы к тому, чтобы вернуться... можно будет сделать глубокий вдох... чуть-чуть потянуться... и открыть глаза... и вернуться... в своём собственном темпе... полностью присутствующим, здесь и сейчас... и мы сможем поговорить».

Пауза до выхода клиента из транса.

9.14. «Матрёшка»

Техника, разработанная М Р. Гинзбургом, направлена на то, чтобы содействовать позитивным личностным изменениям. Может проводиться в индивидуальном или в групповом варианте. Используется реальный предмет - матрешка, состоящая из пяти вложенных одна в другую кукол.

Часть 1. Анализ

Наведение транса - любое.

«Это знаменитая русская кукла - матрёшка. Она состоит из нескольких кукол одна в другой. Это игрушка, но вместе с тем это символ, символ природы человека, различных слоёв, которые есть в природе человека. Возьмите эту куклу в руки. На несколько мгновений вы можете представить себе, что она представляет вас самих.

В ней несколько слоёв. Первый, внешний слой представляет вашу повседневную жизнь. Вы можете подумать о своей повседневной жизни. Время ваших, дней - это время вашей жизни. Как проходит день, как проходит неделя, как проходит месяц - так проходит жизнь. Подумайте о том, чем наполнены ваши дни - чем наполнена ваша жизнь. Вы этим довольны? Что бы вы хотели изменить? Если бы вы знали, что день, который наступает, - это последний день вашей жизни, как бы вы его провели? Чем бы вы его наполнили? Позвольте приходить и уходить этим мыслям и чувствам о вашей повседневной жизни.

Теперь пойдите глубже. Откройте куклу и возьмите следующую, ту, что внутри. Это уровень целей, мотивов и желаний. Вы делаете то, что вы делаете, вы заполняете ваши дни тем, чем вы их заполняете, потому что вы к чему-то стремитесь, ставите какие-то цели, чего-то хотите достичь. И вы можете закрыть глаза и подумать о том, что вами движет в жизни. Что это за цели? Почему именно эти цели? Это ваши цели или цели других людей? Вы действительно хотите этого добиваться? У вас есть отдалённые цели? К чему вы хотите прийти через 10 лет? Через 20 лет? Сейчас вы можете подумать об этом.

Теперь пойдите глубже. Откройте куклу и возьмите следующую, ту, что внутри. Это уровень установок. Установок, которые определяют ваше отношение к разным сторонам жизни. Есть установки по отношению к мужчинам и женщинам, установки по отношению к работе, к деньгам и другие. И самая основная установка - это установка по отношению к миру. И сейчас вы можете закрыть глаза и подумать о своей установке по отношению к миру. Каков мир для вас? Это дружественная среда, которая помогает и поддерживает? Или это враждебная среда, которая препятствует и мешает? Или это нейтральная среда, как глина, из которой можно лепить что угодно? Какова ваша реальная установка по отношению к миру?

Теперь пойдите глубже. Откройте куклу и возьмите следующую, ту, что внутри. Это уровень родительских посланий. Тех посланий, которые отправляются неосознанно, но запечатлеваются глубоко и воздействуют на жизнь человека. Они могут быть позитивными, такими, которые помогают, а могут быть и негативными, такими, которые создают проблемы. И сейчас вы можете закрыть глаза и подумать о тех сообщениях, которые вы получили от своих родителей.

Среди этих посланий могут быть патологические, которые мешают в жизни. Список патологических посланий известен. Я буду перечислять их, а вы можете наблюдать за реакциями тела - не откликнется ли оно на одно из них. Вот список патологических родительских посланий:

- Не делай.
- Не будь.
- Не сближайся.
- Не будь значимым.
- Не будь ребёнком.
- Не взрослей.
- Не добейся успеха.
- Не будь собой.
- Не будь нормальным.
- Не будь здоровым.
- Не принадлежи.

Теперь пойдите глубже. Откройте куклу и возьмите следующую, самую маленькую, ту, что внутри. Это уровень вашего истинного Я, вашего внутреннего Я, вашего духовного Я, вашей индивидуальности. И вы можете закрыть глаза и подумать о своём внутреннем Я, о своей индивидуальности. Я не знаю, думали ли вы о том, что ваша индивидуальность уникальна, что за всю историю Вселенной не было, нет и не будет другого такого, как ты. И ты пришёл в этот мир, чтобы выразить свою индивидуальность, внести свою краску в картину мира, свою ноту в музыку мира.

На древнем языке санскрит самая великая мудрость мира звучит так: "Тат твам аси" - "Это есть ты". Этот мир есть ты. Эта Вселенная есть ты. В этом мире всё лучшее принадлежит тебе по праву, потому что этот мир есть ты. И сейчас вы можете ощутить контакт с этим своим истинным Я, с этой энергией существования, и глубоко внутри себя мысленно произнести простую фразу: "Хорошо быть мной».

Часть 2. Изменение

«А теперь вы будете собирать куклу; и этот внутренний свет, эта энергия, исходящая от вашего истинного Я, может осветить и при необходимости изменить содержание всех остальных слоёв.

Соберите первую куклу с самой маленькой куклой внутри и закройте глаза. Свет и энергия вашего истинного, духовного Я, вашей индивидуальности освещает уровень родительских посланий. И может изменить их, если это необходимо. Родители посылали свои послания, но им нет необходимости следовать. Если они были позитивными, их можно принять и использовать, если они были негативными - их можно отменить. Можно принять своё собственное решение, которое исходит от своей индивидуальности. Это может быть решение жить в этом мире полноценной радостной жизнью, сближаться с другими людьми, быть значимым, быть взрослым, добиться успеха, быть собой, быть нормальным, быть здоровым, принадлежать, или другое. И принять его можно прямо сейчас.

Теперь соберите следующую куклу и закройте глаза. Свет и энергия вашего истинного, духовного Я, вашей индивидуальности освещает уровень установок и может изменить их, если это необходимо. Основная установка, из которой проистекают все остальные, это установка по отношению к миру. Какую установку вы хотите принять для себя? Вы хотите принять установку о том, что вы - необходимая часть этого мира, что мир дружелюбен по отношению к вам, что вы достойны самого лучшего по праву рождения? Вы можете принять её прямо сейчас.

Теперь соберите следующую куклу и закройте глаза. Свет и энергия вашего истинного, духовного Я, вашей индивидуальности освещает уровень целей, мотивов и желаний и может изменить их. Чем вы хотите руководствоваться в жизни? Какие цели действительно важны для вас? Если бы не существовало никаких препятствий, если бы вы были полностью свободны, к каким целям вы бы стремились? Вы можете поставить их прямо сейчас.

Теперь соберите следующую куклу и закройте глаза. Свет и энергия вашего истинного, духовного Я, вашей индивидуальности освещает уровень повседневной жизни. Что меняется в вашей повседневной жизни благодаря этому свету? Что вы хотите изменить? Вы можете представить себе сейчас эти изменения».

Утилизация

«И вы можете воспользоваться всем этим так, как это вам необходимо - возможно, не зная на уровне сознательного разума, как вы это делаете. И когда вы воспользуетесь всем этим так, как это вам необходимо, вы можете начинать возвращаться, в своём собственном темпе, и когда вы будете полностью к этому готовы, вы можете сделать глубокий вдох, потянуться, открыть глаза и вернуться, полностью присутствующими, здесь и сейчас, и я не знаю, что может для вас измениться в восприятии окружающего мира, или себя, или себя в мире, или мира в себе, или наоборот».

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/280527.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/279907.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont
Previous post Next post
Up