Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

Dec 12, 2006 03:21

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/279907.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/279470.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont

Техника для работы с сопротивлением

Прежде всего, я попрошу вас выделить часть самого себя, которая не будет входить в транс и будет всё контролировать.

Так что другая часть может спокойно входить в транс, зная, что есть часть, которая не входит в транс.

Мы знаем, что у каждого человека есть сознание и бессознательное.

Так что у части, которая не входит в транс, есть сознательная часть и бессознательная часть.

У той части, которая входит в транс всё глубже и глубже, тоже есть сознательная часть и бессознательная части.

Так что мы имеем сознательную часть части, входящей в транс, бессознательную часть части, не входящей в транс, бессознательную часть части, входящей в транс, и сознательную часть части, не входящей в транс.

Известно, что бессознательному известно то, что происходит в сознании, но сознанию не известно то, что происходит в бессознательном.

Поэтому сознательная часть части, входящей в транс, может знать о том, что её бессознательная часть входит в транс, но она не знает о том, входит ли в транс бессознательная часть части, не входящей в транс, в то время как бессознательная часть части, не входящей в транс, знает о том, что сознательная часть части, входящей в транс, также, как и её бессознательная часть, входят в транс всё глубже и глубже.

В свою очередь, если бессознательная часть части, не входящей в транс, входит в транс, то её сознательная часть не может знать об этом, точно так же, как и сознательная часть части, входящей в транс, тогда как бессознательная часть части, входящей в транс, знает о том, что бессознательная часть части, не входившей в транс, входит в транс всё глубже и глубже.

Если же сознательная часть части, не входящей в транс, всё-таки войдёт в транс, то об этом будет известно бессознательной части части, не входившей в транс, которая входит в транс всё глубже и глубже, и бессознательной части части, входящей в транс, но не сознательной части части, входящей в транс, которая находится в глубоком трансе, как и сознательная часть части, не входящей в транс.

Поэтому можно позволить глазам закрыться.

И позволить любой из этих частей слушать или не слушать то, что я говорю, чувствуя себя свободно и комфортно, потому что есть часть сознательная и часть бессознательная и наоборот.

Так что можно просто позволить прийти приятным образам, ощущениям, воспоминаниям, звукам, может быть даже запахам, и погрузиться в них всё глубже и глубже. В то время как я рассказываю историю о... (терапевтическая метафора).

Двойное наведение

Эта техника создаёт сильное замешательство. «Двойное наведение» - это когда два терапевта работают одновременно.

Иногда эту технику называют «Цыганский гипноз»: цыгане используют двойное, тройное, четверное и так далее наведение, при этом используется ещё и тактильная стимуляция - хватают за руки, за плечи и пр.

Техника выполняется следующим образом. Два терапевта размещаются по сторонам от клиента. Оба терапевта работают одновременно.

Самый простой вариант заключается в том, что оба терапевта осуществляют каждый свою работу независимо друг от друга.

Другой вариант заключается в том, что терапевты распределяют функции: тот, кто говорит в правое ухо, фактически обращается к левому полушарию, и он может быть более логичным и последовательным. Тот, кто говорит в левое ухо, обращается к правому полушарию, и он может быть более образным и метафоричным.

Терапевты могут согласовываться по сюжету, но это требует определённой «сыгранности» в паре терапевтов. Они могут также распределить функции: один занимается, скажем, творческим развитием клиента, другой - его здоровьем.

При этом у клиента возникают любопытные впечатления: он может слушать то одного, то другого, он может пытаться слушать их одновременно. Иногда эти голоса для него странным образом синтезируются или дополняют друг друга, иногда он полностью от них отключается.

Метод эффективен, но в связи со своей «затратностью» (два терапевта на одного клиента) используется не часто.

7.4. Другие возможности создания замешательства

Помимо тех основных техник, которые мы рассмотрели, имеются и другие возможности для создания замешательства. Вообще эта тема даёт большой простор для творчества.

Например:

Перенос качеств с одного объекта на другой

Спинка шкафа, дверка стула, локти ног, колени рук, видеть ушами, слышать глазами и т. д.

Противоречивая инструкция

«Да и нет не говорите, чёрное и белое не берите...»

«Пойди туда, не знаю куда, принеси мне то не знаю что...»

«Приди ко мне ни пешая, ни конная, ни голая, ни одетая, ни с подарком, ни без подарочка...»

Синестезии

Синестезия - это «смешение», «наложение» органов чувств. Так, некоторые музыканты видят звуки. Некоторые художники слышат, как звучит цвет.

«Вы можете видеть этот запах...»
«Можно слышать, как звучит этот цвет...».

Глава 8. Амнезия

8.1. Роль и место амнезии в эриксоновском гипнозе

«Амнезия» означает «забывание».

В эриксоновском гипнозе амнезия играет существенную роль.

Во многих направлениях психотерапии основным терапевтическим моментом считается осознание - осознание своих проблем и их причин.

Однако это не всегда так, слишком часто человек осознаёт причины своей проблемы и в результате имеет две проблемы:
- исходную проблему, которая никуда не делась, и
- осознание причин, с которыми теперь тоже надо что-то делать. (Как верно подмечено. Мне авторы определённо нравятся - H.B.)

В эриксоновском подходе апеллируют к бессознательному. Это оно является источником творческих, позитивных изменений.

Выше говорилось о том, что часто проблема - это результат тех ограничений, которые накладывает сознание. Поэтому желательно укрыть от осознания терапевтическую работу, или хотя бы её основную часть, чтобы клиент не накладывал вновь ограничения сознания. Самый надежный способ сделать это - способствовать её забыванию. Если человек будет помнить всю терапевтическую работу, он будет её анализировать. «Зачем он мне это говорил? Чего он от меня хочет? Ах, вот это! Так ведь я же знаю, что я этого не могу!».

А когда он не помнит о терапевтической работе, внушения, метафоры терапевта порождают ассоциации, запускают внутренний поиск, внутреннюю работу. Она скрыта от осознания, она разворачивается в своём темпе; это похоже на то, как созревает плод. И когда плод созрел - когда происходит изменение - для человека оно происходит как бы «само по себе». Когда это изменение осознаётся, оказывается, что он уже сделал шаг или два в том направлении, которое раньше считал для себя невозможным. Ну, а дальше - как говорил Эриксон - изменение работает по механизму снежного кома.

Техники, направленные на создание амнезии, используются фактически в каждом сеансе. Дж. Хэйли отмечал, что Эриксон был мастером амнезии, он использовал её как в гипнозе, так и в обычных социальных отношениях. Дж. Зейг писал о том, что предложение испытать амнезию содержалось практически во всех наведениях Эриксона.

Амнезия является одним из классических гипнотических феноменов, часто она возникает спонтанно. Даже когда амнезия не структурируется специально, клиент (а часто и терапевт, поскольку он находится в трансе терапевта) забывает существенную часть сеанса. Даже непосредственно после сеанса забывается какая-то его часть, а когда проходит некоторое время, забывается очень многое. Некоторые авторы считают, что спонтанная посттрансовая амнезия свидетельствует о доверии клиента к терапевту: он не считает нужным запоминать и анализировать каждое слово.

Однако, на спонтанное возникновение амнезии особо рассчитывать не следует. Неизвестно, возникнет она или не возникнет, неизвестно, на что она будет направлена. Если клиент тревожен и недоверчив, он, напротив, постарается запомнить всё, что говорил терапевт, чтобы поразмыслить об этом на досуге. Поэтому обычно используются техники, направленные на создание амнезии. Эриксон разработал целый ряд таких техник.

Не надо забывать, что ни одна техника не гарантирует возникновения амнезии. Они лишь способствуют её возникновению, повышают шансы на то, что амнезия возникнет. Поэтому обычно используется несколько техник, потому что неизвестно, какая из них сработает. Создаётся двойной, тройной «запас прочности». Так что когда какая-то из использованных техник сработала, нельзя точно сказать, какая именно (и вполне возможно, что они сработали совместно).

8.2. Прямое внушение

Прямое внушение на амнезию - это классический метод, который используется в традиционном гипнозе.

«Вы забудете всё, что я вам говорил».

«Вы не будете помнить ничего из того, что происходило в гипнозе».

Как всякое прямое внушение, прямое внушение на амнезию авторитарно и у многих людей может вызывать сопротивление, а следовательно, и прямо противоположный эффект. Кроме того, простота этого внушения - кажущаяся. На самом деле его выполнение требует осуществления достаточно сложной когнитивной деятельности: сначала определить, что именно нужно не помнить, а затем каким-то образом убрать это из памяти.

Эриксон установил очень интересный факт. Прямое внушение в гипнозе работает не очень хорошо, но зато оно хорошо работает без гипноза, в повседневных ситуациях, при условии, что оно даётся однократно, небрежно и на пике эмоционального возбуждения.

8.3. Фигура-фон

В гештальт-психологии хорошо известен феномен, который называется «фигура-фон». Он заключается в том, что если сосредоточить внимание на какой-либо части поля восприятия, то есть сделать её «фигурой», то всё остальное уходит в «фон» и фактически перестаёт восприниматься. Это иллюстрируется знаменитыми зрительными иллюзиями «Две вазы или два профиля» (если вы видите вазы, вы не видите профилей, и наоборот) и «Старуха или молодая женщина» (если вы видите старуху, вы не видите молодую женщину, и наоборот). По аналогии с этим феноменом данную технику создания амнезии можно обозначить как «фигура-фон».

Техника заключается в том, что клиенту не предлагают забывать - наоборот, ему предлагают запомнить, но запомнить что-то одно. То есть, из всего содержания сеанса внимание клиента фиксируется на чём-то одном, что-то одно (например, одна метафора) выводится в «фигуру»; при этом остальное уходит в «фон» и забывается.

Конечно, выделяется не главное, не основное в терапевтической работе. Если речь идёт о метафорах - выделяется не основная терапевтическая метафора (та, которую терапевт считает основной), а какая-то другая.

Выделить можно разными способами.

1. Прямо предложить что-то запомнить. «Вы можете запомнить эту китайскую историю, которую я вам рассказал». Клиент запомнит китайскую историю; при этом много шансов на то, что он забудет французскую, норвежскую и польскую.

2. Создать так называемую мнемическую установку, то есть установку на запоминание. «Сейчас я расскажу вам историю, которую попрошу пересказать мне после сеанса». Для того, чтобы пересказать конкретную историю, клиент будет вынужден запоминать её, а следовательно, забывать все остальные.

3. Предложить найти в истории какой-то особый смысл. «В той истории, которую я сейчас расскажу, содержатся очень важные для вас смыслы».

4. Дать прямое внушение на забывание для того, чтобы спровоцировать сопротивление и привлечь внимание к конкретной истории: «Эту историю забудьте от первого до последнего слова». Получается интересный вариант - косвенное использование прямого внушения.

5. Включить в историю подробное описание или яркие эмоциональные моменты.

6. Удивить. Например, рассказать очень известную историю («Красная шапочка», «Золушка» и т. д.) с необычным поворотом сюжета.

7. Использовать феномен Зейгарник. Феномен Зейгарник заключается в том, что незавершённое действие запоминается лучше завершённого. Этот феномен можно использовать для создания амнезии. Если одну из метафор оставить незавершённой, много шансов на то, что клиент запомнит именно эту метафору и забудет остальные.

8.4. Мотивация на забывание

Дать клиенту понять, что он получит больше пользы от транса, если забудет его, чем если будет его помнить. То есть, дать понять, что были запущены внутренние процессы изменения, и что позволить им осуществиться важнее, чем любопытствовать, как именно они были запущены.

Например: «Когда выходишь из транса, забыв почти всё то, что в нём было пережито, это позволяет бессознательному осуществить всю необходимую работу целиком на бессознательном уровне, в самых оптимальных условиях».

8.5. Трудность запоминания

О забывании вообще ничего не говорится, говорится о том, как трудно запоминать.

Например: «Запоминать трудно... когда нужно было запомнить стихотворение... или правило... это требовало много усилий... а когда пытаешься вспомнить, выясняется, что ты забыл... и опять надо затрачивать усилия... слишком много усилий... и нет никакой необходимости затрачивать усилия... когда можно просто расслабиться и позволить происходить тому, что происходит... само по себе... легко... комфортно... приятно...» (Мало ли что ещё человек начнёт забывать после такого размытого внушения. Всё-таки не зря с гипнозом осторожничают - H.B.)

8.6. Косвенные внушения

Для создания амнезии используются косвенные внушения. Не все, не в полном объёме, но некоторые из них, наиболее подходящие для этой цели.

А. Контекстуальное внушение

«...Иван-царевич многое позабыл из того, что ему пришлось пережить... но он не забыл, для чего он пришёл сюда... он не забыл, что ему нужно освободить Марью-царевну...»

Б. Импликация

«И я не знаю, что из всего этого вы доверите сознательной памяти, а что предоставите бессознательному...»

В. Трюизмы

Банальности на тему забывания. Например:

«Человек многое забывает... люди забывают имена... номера телефонов... назначенные встречи... даты...»

«Обычно человек некоторое время помнит свой сон, а потом его забывает...»

Г. Метафора

Рассказ о ком-то, кто что-то забывает.

«Когда исследователи опросили бывших пациентов Милтона Эриксона, выяснилось, что после сеанса они забывали почти всё, что он им говорил...»

Д. Составное (контингентное) внушение

«С каждой минутой, с каждым часом, с каждым днём это всё больше будет уходить в бессознательное...»

«По мере того, как проходит время, сознательный разум всё больше и больше освобождается от того, что можно доверить бессознательному...»

8.7. Переключение внимания

Терапевтическая работа - внушения, метафоры - порождают у клиента определённые ассоциации. Переключение внимания как бы «рассекает» эти ассоциативные цепочки, и они уходят в бессознательное - забываются.

Переключение внимания осуществляется в двух формах:
- в конце сеанса - как отвлечение, и
- по ходу сеанса - как собственно переключение.

А. Отвлечение

Сеанс завершается, и в тот момент, когда клиент выходит из транса, когда осуществляется реориентация, ему задаётся отвлекающий вопрос, не имеющий никакого отношения ко всему предыдущему. Например:

«А вы в отпуск в этом году куда собираетесь?»
«Вы на горных лыжах катаетесь?»
Обычная реакция клиента - недоумённый вопрос: «Что?».
«Ничего, это не важно».

Б. Переключение

Переключение используется по ходу сеанса, его можно делать неоднократно. Прошла одна сюжетная линия - переключение, другая сюжетная линия - переключение, и т. д. При такой работе целые куски имеют тенденцию «выпадать» из памяти.

С целью переключения часто используется переключение каналов телевизора. Например (клиент уже находится в трансе):

«Вы сидите перед телевизором и переключаете каналы. На одном канале идут новости, на другом - спортивная передача, на третьем - ток-шоу, и вы переключаете каналы, и на одном из каналов показывают фильм. Он вызывает у вас интерес. Это фильм о геологах... о людях, которые ищут то, что скрыто в глубине... (даётся терапевтическая метафора). И вы переключаете каналы... на одном канале - ток-шоу... на другом - новости... на третьем - спортивная передача... и может быть, это ваш любимый вид спорта... и может быть, здесь будет что-то запоминающееся... (использование техники «фигура-фон»).

8.8. Использование образов

Простой, лёгкий, приятный и эффективный способ вызвать амнезию. Рассказывается терапевтическая метафора и после неё даётся образ, направленный иа стирание, смывание, исчезновение и т. д. Это можно сделать один раз - перед завершением сеанса, а можно сделать несколько раз по ходу сеанса - после терапевтической метафоры или внушения.

Например:

«И, может быть, это похоже на то, что было когда-то в школе... когда кончался урок, и ты выбегал на перемену... и забывал всё, о чём говорила учительница... это всё становилось неважным... у тебя были свои дела, свои интересы... а учительница брала влажную губку... или тряпку... и стирала с доски всё, что на ней было написано... буквы... слова... фразы...»

Или так:

«И это похоже на то, как ребёнок... мальчик (или девочка - в зависимости от пола клиента)... рисует на песке... буквы... слова... знаки... фигуры... и набегает волна... и уходит... и стирает всё... и остаётся просто чистый гладкий песок... на котором снова можно будет написать что-нибудь...»

Можно использовать любой аналог стирания: стирание рисунка или записи ластиком, стирание аудиозаписи, стирание видеозаписи, стирание на компьютере. Стирание на компьютере - хорошая аналогия, потому что то, что стирается, не исчезает навсегда и при необходимости может быть восстановлено - своеобразный аналог бессознательного.

8.9. Диссоциация

Базовая диссоциация «сознание - бессознательное» может быть использована для создания амнезии.

Примеры:

«Сознательный разум забывает, в то время как бессознательное запоминает...»

«Бессознательное запоминает, в то время как сознательный разум забывает...»

«Ваш сознательный разум может наблюдать возникающие образы, в то время как ваш бессознательный разум может отслеживать изменяющиеся ощущения в теле ...»

В последнем примере сознание и бессознательное заняты разными видами деятельности, но ни тот ни другой не имеют отношения к запоминанию.

8.10. Замешательство

Замешательство, как и переключение, можно использовать непосредственно перед завершением сеанса, а можно и несколько раз в течение сеанса, «разрывая» таким образом сюжетные линии.

Примеры:

«И я напоминаю вам, чтобы вы не забыли о том, что нет никакой необходимости помнить то, что следует забыть...».

«Вы можете забыть это вспомнить сознательно или вспомнить забыть бессознательно, или вы можете бессознательно забыть о том, что сознательно вы не забыли бессознательно запомнить то, что забыто сознательно или наоборот...»

«Я не знаю, то ли вы забудете что-то важное и запомните что-то несущественное или, наоборот, запомните что-то неважное и забудете что-то существенное».

Это ещё и двойная связка.

8.11. Структурированная амнезия

Это одна из наиболее оригинальных техник, разработанных Эриксоном для создания амнезии.

В психологии памяти есть так называемый «Закон края»: лучше запоминаются первый и последний члены ряда. Когда первый и последний члены ряда полностью идентичны, они имеют тенденцию смыкаться в одно событие, а всё, что находилось между ними, «выпадает» из памяти. На этом и построена техника «Структурированная амнезия».

Техника выполняется следующим образом. В самом начале сеанса, перед наведением транса выполняется так называемое «якорение». При завершении сеанса, в момент реориентации, выполняется второе якорение, в точности воспроизводящее первое. Схематически это выглядит следующим образом:

Якорение 1

Якорение 2

Сеанс

Первое и второе якорения как бы «слипаются» в одно событие, а весь сеанс целиком «выпадает».

Якорением может быть любое слово, фраза, жест. Например, терапевт смотрит на часы перед началом сеанса, а в тот момент, когда клиент открывает глаза и реориентируется, - вновь смотрит на часы. Этого вполне достаточно.

Этот жест можно сопроводить словами. Можно посмотреть на часы перед началом сеанса и сказать: «Со временем у нас всё в порядке». В момент реориентации можно ещё раз взглянуть на часы и вновь повторить эту фразу.

Отвлечение обычно выполняется после второго якорения, тем самым усиливая его эффект.

8.12. Встроенная метафора

Это, пожалуй, самая эффективная из техник создания амнезии. Она построена на том же принципе, что и структурированная амнезия, и представляет собой её дальнейшее развитие. В некоторых источниках эта техника обозначается как «Тройная спираль Милтона Эриксона». Встроенная метафора выполняется следующим образом.

Клиент находится в трансе.

1. Терапевт начинает сопровождение - и прерывает его, не завершая.
2. Начинает метафору изменения - и прерывает её, не завершая.
3. Полностью даётся терапевтическая метафора.
4. Завершается метафора изменения.
5. Завершается сопровождение.

Схематически это выглядит следующим образом:

1. Сопровождение
5. Сопровождение

2. Метафора изменения
4. Метафора изменения

3. Терапевтическая метафора

Это похоже на технику структурированной амнезии, но если там
- первый и последний элементы были идентичными, то здесь
- второй является продолжением и завершением первого, причём это делается дважды: завершается сопровождение и завершается метафора изменения. Тем самым сопровождение «смыкается» в одно целостное событие, а то, что было внутри «разрыва», имеет тенденцию выпадать; то же самое происходит и с метафорой изменения.

В результате клиент практически наверняка запомнит сопровождение. Есть шансы на то, что он забудет метафору изменения, и, наконец, много шансов на то, что он забудет основную терапевтическую метафору. Таким образом, основная терапевтическая метафора «запрятывается» «на донышке» встроенной метафоры от запоминания, а тем самым - от осознания и анализа. А основная терапевтическая метафора - это то послание, которое терапевт адресует клиенту.

Пример

Выполняется сопровождение. Клиент гуляет где-нибудь на природе. Начинается метафора изменения:

«И когда находишься на природе, какое-нибудь дерево может привлечь твоё внимание... это дерево не всегда было таким большим, как сейчас... когда-то оно было просто маленьким семечком, которое попало в землю и проросло... и у него появился корешок, который устремился вниз... и росток, который устремился вверх...» и т. д. - скажем, до того момента, когда дерево выросло.

Вводится терапевтическая метафора:

«И это напоминает историю о том, как ученик пришёл к учителю, чтобы спросить у него совета...» Полностью рассказывается терапевтическая метафора.

Затем завершается метафора изменения:

«Летом дерево покрыто свежей зеленой листвой... а потом приходит осень... изменяются цвета, оттенки...» и т. д.

И завершается сопровождение: «И можно продолжать... продвигаться... в своём темпе... и можно видеть то, что тебя окружает... слышать звуки этого места...» и т. д.

Можно выстроить множественную встроенную метафору - своеобразную «матрёшку», где на донышке «запрятана» основная терапевтическая метафора. Количество «ступенек» в такой множественной встроенной метафоре зависит исключительно от творческого воображения и объёма памяти и внимания терапевта.

Сеанс с использованием множественной встроенной метафоры, в котором все обрамляющие метафоры являются метафорами изменения

Клиент формулирует проблему или ставит цель.

«Я забыл, как вас зовут?» (Первое якорение и контекстуальное внушение на амнезию).

Ответ клиента.

«Вы знаете, что сейчас вам ничего не нужно делать. Можно просто устроиться удобно... услышать окружающие звуки... осознать положение своего тела... почувствовать на себе одежду... ощутить своё дыхание... может быть, позволить глазам закрыться... (Рука выводится в каталепсию) и по мере того, как рука опускается... медленно... сама по себе... позволить этому трансу углубляться... и когда рука опустится... это будет хороший транс... того уровня, который необходим сейчас для той внутренней работы, которая должна быть проделана сейчас...»

(Рука опустилась).

«И можно подумать о том... что в разные времена, в разных странах, у разных народов... существовали различные способы, которые помогают разрешать проблемы... и достигать своих целей... и один из таких способов... который издавна практикуется на Востоке... заключается в том, чтобы обратится к более старшему и мудрому... к учителю...

А учитель обычно живёт вдали от людей... часто - в горах... и для того, чтобы отправиться к учителю... надо на время оставишь позади... все свои повседневные дела и заботы... и отправиться в путь... и когда ты подходишь к подножью горы и начинаешь подъём... ты оказываешься в лесу... который растёт в нижней части горы... и можно продвигаться... постепенно поднимаясь... и видеть всё, что тебя окружает... деревья... кусты... траву... и слышать звуки этого места... может быть, хруст сучка под ногой... может быть, шорох ящерки, юркнувшей в траву... И чувствовать... иногда тепло солнечных лучей на своей коже... иногда прохладу тени... может быть, чувствовать запахи... и к телу могут приходить эти специфические ощущения... которые испытываешь при подъёме...

И когда кончается лес, начинаются горные луга... и твой путь лежит среди всего этого многоцветья... разнообразия форм и красок... под высоким небом... с которого доносится птичья трель... и можно продвигаться... в своём собственном темпе... поднимаясь при этом всё выше и выше...

Я когда заканчиваются луга... там, на границе лугов и скал... живёт учитель... и ты обращаешься к нему со своей просьбой.., и он выслушивает тебя... и говорит, что сможет тебе помочь... он говорит, что для того, чтобы помочь тебе, он обучит тебя особой технике медитации.

И он ведёт тебя в тихое укрытое место среди скал... и расстилает на земле коврик, сплетённый из стеблей тростника... и предлагает сесть на него в эту особую позу для медитации... и когда ты садишься в эту особую позу, ты видишь, что стебли тростника, из которых сплетён коврик, образуют определённый узор...

И учитель предлагает тебе закрыть глаза... и расслабиться... и он предлагает тебе начать дышать особым образом... всей поверхностью тела... каждой клеточкой своего тела... с каждым, вдохом вдыхая чистую, свежую энергию... которая устремляется к тебе из всего Космоса... со всей Вселенной... и с каждым выдохом выдыхая всё лишнее... всё ненужное... всё то, что мешает... вдох (на вдохе клиента)... и выдох (на выдохе клиента)... вдох и выдох... вдох и выдох... всей поверхностью тела....

Каждой клеточкой... и могут происходить интересные изменения... может возникать ощущение тепла... могут изменяться границы тела... тело может растворяться и ты можешь чувствовать себя одним целым со всей Вселенной... со всем космосом... и это может полностью захватить твоё внимание... и ты не слушаешь, что говорит учитель...»

Основная терапевтическая метафора:

«И он рассказывает историю о том, как господь создал мир... и создал человека... и решил скрыть от человека самую главную тайну - тайну того, как устроен мир и сам человек... и он обратился к своим помощникам за советом - где спрятать самую главную тайну?

И один помощник сказал:

- Давайте мы спрячем её на вершине самой высокой горы.

- Нет, - сказал Господь, - человек любопытен и настойчив, он поднимется на вершину самой высокой горы и откроет тайну.

- Тогда, - сказал другой помощник, - давайте спрячем её в глубине самого глубокого моря.

- Нет, - сказал Господь, - человек любопытен и настойчив, он опустится в глубину самого глубокого моря и откроет тайну. Мы спрячем её там, где ему никогда не придёт в голову искать её - мы спрячем её внутри него самого.

И это неважно...»

Метафора изменения (изменился способ дыхания):

«И учитель предлагает тебе изменить способ твоего дыхания. Ты по-прежнему вдыхаешь всем телом, каждой клеточкой, вдыхая чистую, свежую энергию, которая устремляется к тебе из всего Космоса, со всей Вселенной... а на выдохе ты как бы закрываешь поры и выдыхаешь внутрь тела... и энергия накапливается... с каждым вдохом и выдохом (в соответствии с ритмом дыхания клиента)... с каждым вдохом и выдохом... накапливается всё больше и больше энергии... которая позволит... разрешать проблемы... преодолевать трудности... достигать цели...

Вдох - вдыхаешь энергию... выдох - оставляешь её внутри тела... вдох... и выдох... вдох... и выдох...

И учитель говорит тебе, что ты сможешь использовать... это особое дыхание... когда это будет необходимо... когда тебе надо будет зарядиться энергией...

И когда энергии накопилось достаточно, медитация завершается».

Метафора изменения (изменился узор на коврике):

«И сидя на коврике, сплетённом из тростника, в тихом, укрытом месте среди скал, ты открываешь глаза... и видишь, что узор на коврике изменился...

И ты благодаришь учителя и пройдешься с ним... и отправляешься в обратный путь...»

Метафора изменения (изменились цвета, звуки и т. д.):

«И твой путь лежит среди горных лугов... среди этого многоцветья... разнообразия форм и красок... под высокий небом... с которого доносится птичья трель... и ты продвигаешься в своём собственном темпе... и можно заметить... что цвета стали ярче... и небо выше и чище... и птичья трель доносится звонче... и дышать стало легче...»

Метафора изменения (идти стало легче):

«И когда кончаются луга... начинается лес... и можно продвигаться... в своём темпе... постепенно возвращаясь... и видеть всё, что тебя окружает... деревья... кусты... траву... и слышать звуки этого места... может быть, хруст сучка под ногой... может быть, шорох ящерки, юркнувшей в траву... И чувствовать... иногда тепло солнечных лучей на своей коже... иногда прохладу тени... может быть, чувствовать запахи... и к телу могут приходить эти специфические ощущения... которые испытываешь при спуске... и можно заметить... что в лесу стало словно просторнее.. и светлее... и идти стало легче...»

Выведение из транса:

«И когда ты выходишь из леса... полностью спустившись с горы... ты с каждым шагом всё больше и больше возвращаешься... к своим повседневным делам... и когда ты будешь полностью готов к тому, чтобы вернуться... чувствуя себя хорошо... можно будет сделать глубокий вдох... чуть-чуть потянуться... и открыть глаза...»

Клиент открывает глаза.

«Я забыл, как вас зовут?» (Второе якорение и контекстуальное внушение на амнезию). (Меня бы насторожил такой склеротичный терапевт. Кроме того, забывать имена дважды на протяжении часа довольно невежливо. И сколько раз можно это повторить с одним клиентом? - H.B.)

Ответ клиента.

«А кто вы по профессии?» (Отвлечение).

Ответ клиента.

«Впрочем, это неважно».

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/279907.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/279470.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont
Previous post Next post
Up