Вперёд:
http://healthy-back.livejournal.com/279470.htmlНазад:
http://healthy-back.livejournal.com/278974.htmlСодержание:
http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont Приведём интересную модификацию метафоры «дерево», разработанную французским гипнотерапевтом Жилем Туреттом в ходе работы с трудным подростком. Метафора была создана как письмо терапевта своему подопечному, она ориентирована на типично подростковые проблемы: отделение от родительской семьи, столкновение с внешним миром, озабоченность свои внешним видом, эмоциональные переживания...
История жёлудя
Развёрнутая эпистолярная метафора для подростка, испытывающего трудности в переходный период? 5 (Жиль Туретт. «Феникс». 1989. №4)
Знаешь ли ты историю жёлудя?
Жил-был жёлудь, прекрасный, твёрдый жёлудь. Гордо и отважно покинул он своё дерево. Лист, позолоченный осенью, служил ему троном. Как лодка, колышущаяся на волне, лист, лежавший на траве, покачивался под дуновением ветра.
Он чувствовал себя королём жёлудей.
В дождь он раздулся. Его кожура натянулась и лопнула. Наполненный солнцем и водой, он не беспокоился об этом. Потом он почувствовал, что из него вырастает маленькая зелёная штучка. Она была зелёной, она была странной. Что ещё более странно, она росла вниз, к земле, а он помнил лишь о воздухе, свете и ветре.
Итак, жёлудь пророс.
Он взглянул на себя и увидел, что чем больше зелёная штучка росла книзу к земле, тем более некрасивым он становился. От его зелёной штучки отходили словно маленькие белые веточки, но и они росли вниз, к земле. Они углублялись в почву, им приходилось прокладывать себе дорогу, завоёвывать себе место посреди камней и песка. Какими противными были эти камни. Неподвижные... и твёрдые... и острые... они причиняли боль корням. Их невозможно было убрать. Он очень пожалел о своём дереве и своей ветке. И он испугался. Мир был недружелюбным, и жёстким, и враждебным. А он стал коричневым и совсем мягким. Он больше не узнавал себя. Он начал скручиваться внутри себя. И это было ужасно. До того дня, когда он нашёл себе развлечение. Он подумал о своей зелёной штучке, и ему пришла мысль отправиться путешествовать вглубь своих корней.
Потому что, конечно же, это были корни.
Он не поверил своим глазам!
Там царила оживлённая деятельность. Каждая из маленьких клеточек его корней была поглощена непрестанной деятельностью. Одни делали покупки, другие готовили, третьи мыли посуду и т. д. Те, кто делал покупки, отправлялись в почву на поиски вкусной еды (кроме того, им было любопытно осмотреть окрестности). Другие очищали то, что они принесли. Те, кто готовил, превращали всё это во вкусную еду. А кроме того, те, кто был занят хозяйством, отвечали и за размещение. Они расталкивали камни, проникали в малейшие щели и дробили их. Кто бы мог подумать, что в таких хрупких корнях скрывается такая сила? Они обвивались вокруг других корней и сжимали их в мощных объятиях. Он чувствовал, что они твёрдо укореняются в почве.
И всё это медленно, без шума, словно в покое.
Тогда он заметил, что уже какое-то время пьёт сок своих корней.
О! Удивительно, он почувствовал, как в нём поднимается какая-то сила. Забывая смотреть на самого себя, он почувствовал нарастание непреодолимого энтузиазма, долгое... долгое... и сильное.
Устремившись вверх, он выбросил ствол, затем листья. Он уже почувствовал воздух и свет. Словно бы в каком-то старом сне он всегда был, с ними знаком, сам того не зная.
Он понял, что работает, чтобы стать дубом.
Он осознал, что скрывалось в этом смутном и сильном ожидании, которое, как он неясно ощущал, действовало в его клетках, когда он был ещё жёлудем.
На земле он увидел свою старую засохшую кожуру. В порыве признательности, взволнованный, он поблагодарил её. Он восхитился тем, что она так замечательно создала его, так, что он даже не заметил этого.
Опьянение ростом.
Часть II
ГИПНОТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ И ИХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Глава 6. Наиболее употребительные феномены
6.1. Каталепсия руки. Техника выполнения
Каталепсия руки - классический гипнотический феномен. Эриксон определял каталепсию следующим образом: «Каталепсия - это форма хорошо сбалансированного мышечного тонуса».
В качестве примера каталепсии Эриксон любил рассказывать о том, как эскимос может в каталептической неподвижности просидеть у проруби 24 часа, ожидая, пока появится тюлень.
Эриксон говорил о том, что каталепсия ведёт к внутренней установке поиска, чувствительности и ожиданию дальнейших руководящих стимулов со стороны терапевта. «Когда рука подвешена, разум пациента также подвешен и открыт; этот разрыв в сознании может быть заполнен любым адекватным внушением со стороны терапевта».
Фактически постановка каталепсии руки представляет собой невербальное внушение. Мы как бы предлагаем нашему клиенту зафиксировать руку в определённом положении почти незаметными покачивающими, пробующими движениями. Когда рука зафиксировалась, это значит, что предложение принято, что человек сотрудничает и что вербально сформулированные предложения с большой вероятностью будут приняты. Поскольку мышечный тонус балансируется на уровне мозжечка, то есть подкорковой структуры, на уровне сознания всё это остается совершенно неосознанным. Эриксон описывал это следующим образом:
«Тело научилось, как реагировать на минимальные сигналы. Вы используете это научение. Вы даёте пациенту минимальные сигналы. Когда он начинает реагировать на них, он становится всё более и более внимательным к последующим сигналам. По мере того как он становится всё более и более внимательным к вашим внушениям, он погружается всё глубже в транс».
Считается, что каталепсия руки стабилизирует транс. Кроме того, иногда человеку сначала трудно отличить трансовое состояние от нетрансового, что ещё раз говорит о естественности этого состояния; чтобы убедить его в том, что происходит нечто не совсем обычное, его полезно чем-нибудь удивить. Очень удобно удивить каталепсией: например, предложить открыть глаза, посмотреть на свою руку, висящую в воздухе, удивиться тем своим способностям, о которых он до сих пор не знал, и вновь закрыть глаза...
Желательно до начала сеанса получить разрешение клиента на то, чтобы прикасаться к нему, брать его за руку. При выполнении каталепсии действует всё тот же принцип сопровождения: надо предупредить, сопроводить свои действия словами, например: «Я беру тебя за руку», «Я беру тебя за руку, это просто чтобы проверить кое-что...»
Оптимальное положение руки для каталепсии - рука согнута в локте; угол между плечом и предплечьем - около 45 градусов. Если угол слишком большой - рука может просто опуститься под собственной тяжестью. Если угол слишком маленький - пережимаются кровеносные сосуды, возникает дискомфорт.
Легче всего получить каталепсию предплечья; для терапевтической работы этого вполне достаточно. Очень удобно, если есть кресло с подлокотником. Тогда можно зафиксировать локоть на подлокотнике. Если подлокотника нет - можно поддержать локоть своей второй рукой. Можно зафиксировать локоть клиента своим локтем. Получается жёсткая конструкция - треугольник. Потом локоть можно попробовать убрать. Впрочем, рука часто зависает в воздухе и без фиксации локтя.
Эриксон описывал два способа выполнения каталепсии.
Первый способ. Терапевт берёт запястье клиента - четыре пальца сверху, на его кисти, большой палец снизу. Большой палец мягко подталкивает снизу, а четыре верхних пальца совершают мелкие разнонаправленные движения в разные стороны и с разным нажимом, отвлекая внимание клиента от большого пальца, который подталкивает снизу. Рука выводится в оптимальное для каталепсии положение, терапевт как бы предлагает её зафиксировать.
Когда рука фиксируется - «зависает» в воздухе - это отчётливо ощущается. Рука уже держится сама, но клиент пока ещё этого не знает. Теперь терапевту нужно убрать свою руку. Это делается следующим образом. Верхние пальцы осуществляют разнонаправленные движения... лёгкие... с разным нажимом... отвлекая внимание... в то время как нижний постепенно уходит... контакт разрывается не резко - постепенно. И вот терапевт полностью убирает свою руку, а рука клиента висит в воздухе.
Второй способ. Этот способ несколько сложнее. Рука клиента берётся так же: четыре пальца сверху, большой - снизу. Верхние пальцы сначала осуществляют довольно плотное давление, а затем уводятся вверх. Большой палец начинает легонько подталкивать снизу. Чтобы сохранить привычный контакт, рука клиента «гонится» за верхними пальцами, прижимается к ним, в то же время «убегая» от нижнего пальца. Всё остальное - так же.
Третий способ. Есть ещё третий способ: накрыть кисть клиента своей кистью, и тогда эта «моторная игра» выполняется ладонью.
Четвёртый способ. При наличии определённого опыта рука клиента просто берётся за запястье, выводится в оптимальное для каталепсии положение, где она и зависает в воздухе.
После того, как получена каталепсия предплечья, можно попробовать вывести руку в полную каталепсию; впрочем, с терапевтической точки зрения в этом нет необходимости.
К каталепсии руки способны все. Но любой гипнотический феномен может прийти, а может и не прийти. Иногда бывает: берёшь руку, а она тяжёлая или вялая, расслабленная. И понятно, что она не зафиксируется. Тогда нужно просто сказать: «Очень хорошо, мышцы расслаблены» - и медленно опустить её на место. Терапевт просто проверял, как расслаблены мышцы.
Если клиент знает, что такое каталепсия, и понимает, что это проба на каталепсию, - релятивизировать: «Это придёт, когда придёт», «Это придёт, когда твоё бессознательное будет к этому готово».
Эриксон говорил, что человек часто не выдаёт требуемый гипнотический феномен просто потому, что он недостаточно понимает, какие реакции от него требуются или как позволить требуемым реакциям произойти самим по себе. Многим интеллигентным пациентам необходимо какое-то базовое понимание для того, чтобы они могли позволить каталепсии произойти. Эриксон обеспечивал это базовое понимание в предварительной беседе примерно следующим образом:
«Вы можете забыть обо всём. Вы забыли, что вам пришлось научиться поднимать вашу руку, когда вы были ребёнком. Вам нужно было научиться двигать вашей рукой. Было время, когда вы даже не знали, что это ваша рука. Было время, когда вы не знали, как поднять её. Было время, когда у вас вызывал удивление вид того, как эта интересная штука двигается. Это было время, когда вы пытались достать своей правой рукой свою собственную правую руку. Вы даже не знали, что она соединена с вами».
То есть оживляются ранние детские воспоминания, которые могут быть полезны при каталепсии.
Ещё несколько полезных деталей относительно каталепсии.
Неважно, какую руку брать - левую или правую. Брать надо ту, которая ближе.
Каталепсия руки прекрасно сочетается с сигналингом: рука «подвешена», а палец сигналит «да» или «нет».
Иногда, когда рука находится в каталепсии, человек начинает шевелить пальцами. Это может означать, что он испугался, - это иногда бывает, когда каталепсию делают в первый раз. Сейчас он начнёт произвольно двигать рукой и не даст произойти феномену. В таких случаях лучше всего просто успокоить: «Конечно, вы контролируете свою руку и в любой момент, если захотите, сможете её опустить. Но гораздо интересней, а главное - намного полезней просто позволить происходить тому, что происходит сaмо по себе». Как правило, человек успокаивается и действительно позволяет происходить всему самому по себе.
6.2. Терапевтическое использование каталепсии руки
Терапевтическое использование каталепсии руки разнообразно. Она может быть использована в следующих целях.
Наведение транса 6 (См. «Идеомоторные наведения»)
С помощью каталепсии можно наводить транс, причём быстро. Можно получить каталепсию руки, когда человек уже находится в трансе, а можно и начать с неё. Каталепсия - гипнотический феномен; как только получен гипнотический феномен - получен гипноз. Когда рука зависла в каталепсии - это значит, что клиент выполнил невербальное внушение, он сотрудничает. Он готов выполнять и последующие осмысленные внушения - например, закрыть глаза.
Углубление транса
С помощью каталепсии можно углублять транс. Это можно совместить с наведением, а можно и развести и сделать раздельно. Делается это так.
Рука зафиксирована в каталепсии, терапевт говорит: «И когда ваше бессознательное будет готово ещё больше углубить этот транс, оно позволит руке начать опускаться».
Когда рука начинает опускаться, - присоединить внушение (контингентное составное внушение): «И по мере того, как рука опускается, транс углубляется, и когда рука опустится полностью, это будет...» Можно сказать: «это будет хороший глубокий транс» .
Но, во-первых, не факт, что это будет глубокий транс. Во-вторых, не факт, что клиенту сейчас нужен именно глубокий транс. Поэтому лучше использовать более осторожную формулировку: «Это будет хороший транс, той глубины, которая нужна для того, чтобы могла быть выполнена та внутренняя работа, которая необходима сейчас».
Сигнал о проделанной работе
Терапевт обращается к бессознательному клиента с просьбой осуществить определённую работу: найти ресурсы, определить оптимальные пути их использования, привести эти ресурсы в действие. Как узнать, выполнена эта работа или нет? Нужен какой-то внешне наблюдаемый сигнал. Можно использовать для этого пальцевый сигналинг, а можно - каталепсию. Эриксон и Росси приводят следующую формулировку: «И когда эта работа будет, выполнена, рука начнёт опускаться честным бессознательным движением».
Однако внутренняя работа может потребовать достаточно много времени. Более «экономной» является такая формулировка: «Эта работа может продолжаться за пределами этого транса - ночью, когда вы спите, днём, когда вы заняты своими повседневными делами, а какая-то часть этой работы должна быть выполнена здесь и сейчас, именно в этом трансе. И когда эта часть работы будет завершена, рука опустится искренним бессознательным движением». Это позволяет экономить время сеанса. Эта часть работы выполняется достаточно быстро.
Выведение из транса
Это можно сделать отдельно, а можно соединить с сигналом о проделанной работе - это удобно. Когда рука начинает опускаться, даётся внушение: «И по мере того, как рука опускается, вы возвращаетесь, и когда рука опустится полностью, можно будет сделать глубокий вдох, чуть-чуть потянуться, открыть глаза и вернуться в бодрствующее состояние». Это очень удобно, потому что это позволяет человеку выходить из транса в своём собственном темпе.
Реиндукция
Каталепсия может быть использована для реиндукции, то есть повторного наведения. После того, как клиенту один раз была сделана каталепсия руки, о наведении транса можно не беспокоиться; вы просто берёте его руку, поднимаете, и он входит в транс. Это исключительно удобно. Это можно делать несколько раз в течение одного сеанса, а также на последующих сеансах.
Сеанс с использованием каталепсии руки
Клиент сформулировал цель.
Наведение
Терапевт: Вы можете положить руки на колени - вот так? Хорошо. И обратите внимание на разницу в ощущениях между правой и левой руками - в чём бы она ни заключалась. Пусть небольшая, но она всегда есть. Сейчас я возьму вас за кисть правой (левой) руки, и эта разница резко возрастёт (берёт за руку), потому что на одной руке вы чувствуете прикосновение моих пальцев, а на другой - нет. И я медленно поднимаю вашу руку, и разница в ощущениях продолжает возрастать. И когда кончики пальцев окончательно утратят контакт с тканью, я прошу вас сделать глубокий вдох, закрыть глаза и войти в транс.
Клиент делает вдох, закрывает глаза, рука зависает в каталепсии.
Углубление
«И когда ваше бессознательное будет готово к тому, чтобы ещё больше углубить этот транс, оно позволит руке медленно опуститься, искренним бессознательным движением».
Когда рука начинает опускаться, добавляется новое внушение:
«И по мере того, как рука опускается, транс углубляется всё больше и больше. И когда рука опустится полностью, это будет хороший транс, того уровня, который необходим сейчас, чтобы могла быть выполнена та внутренняя работа, которая должна быть выполнена сейчас».
Пауза до полного опускания руки.
«И поскольку сейчас нет необходимости говорить, вы можете общаться со мной движениями пальцев - движение указательного пальца правой руки в знак сигнала "да", и движение указательного пальца левой руки в знак сигнала "нет".
И сейчас я попрошу вас мысленно отправиться на поиски приятного воспоминания - то есть такого момента вашей жизни, когда вы чувствовали себя спокойно, хорошо, уверенно... и когда это хорошее воспоминание придёт, вы позволите приподняться указательному пальцу правой руки, чтобы дать об этом знать».
Пауза до движения пальца.
«Хорошо. И можно позволить прийти образам - образам того времени и того места. Интересно, приходят ли образы?»
Пауза до движения пальцем - «да» или «нет».
«Хорошо. И могут прийти звуки - звуки этого времени и этого места... интересно, приходят ли звуки?»
Сигнал пальцем.
«Хорошо. И по мере того, как проходит время, к телу могут прийти соответствующие ощущения... интересно, возникают ли телесные ощущения?»
Сигнал пальцем.
«Хорошо. Мы знаем, что некоторые люди могут почувствовать в своём воспоминании запах... интересно, приходит ходит ли запах?»
Сигнал пальцем.
«Очень хорошо. И может быть даже какой-нибудь вкус на губах...»
Сигнал пальцем.
«И по мере того, как проходит время, может прийти эмоция, чувство, то приятное чувство, которое испытываешь в этот приятный момент своей жизни... и когда оно придёт, палец может дать об этом знать».
Сигнал пальцем.
«Очень хорошо. И сейчас вам нет необходимости слушать то, что я говорю, потому что меня слышит ваше бессознательное, и из всего того, что я говорю, оно может отобрать и использовать именно то, что необходимо, и отбросить и забыть всё остальное. Так что мой голос может для вас изменяться, и превращаться в другие звуки, и вплетаться в звуки вашей грёзы...»
Сигнал о проделанной работе
Терапевт выводит руку клиента в каталепсию.
«И сейчас совершенно неважно, чем занят ваш сознательный разум... он может оставаться в этом приятном воспоминании... или перейти к другому... или скользить... от воспоминания к воспоминанию... от образа к образу... от грёзы к грёзе... в то время как ваше бессознательное (изменяется интонация и направление голоса) может отыскивать ресурсы... которые необходимы для того, чтобы в максимально возможной степени приблизиться к поставленной цели... и определять оптимальные пути и способы использования этих ресурсов... которые полностью соответствуют... вашим глубинным интересам... и истинным потребностям... и целостной структуре вашей личности... и найдя эти ресурсы и определив оптимальные пути и способы их использования... активизировать эти ресурсы, привести их в действие... в полном соответствии с найденными путями и способами...
И эта важная и нужная внутренняя работа... может продолжаться за пределами этого транса... ночью, когда вы спите... днём, когда вы бодрствуете и заняты своими делами... в других трансах... в которые вы, возможно, будете входить самостоятельно или с чьей-то помощью... неважно... а какая-то часть этой работы должна быть выполнена именно здесь и сейчас... именно в этом трансе... и когда эта часть работы будет выполнена... бессознательное позволит руке начать опускаться... искренним бессознательным движением ...»
Пауза - до того момента, когда рука начинает опускаться.
Выведение из транса
«И по мере того, как рука опускается... можно постепенно начинать возвращаться... в своём собственном темпе... и лишь когда рука опустится полностью... сделать глубокий вдох... чуть-чуть потянуться... и открыть глаза... и вернуться в бодрствующее состояние».
Пауза до полного опускания руки.
Короткая беседа об ощущениях, пережитых в трансе.
Реиндукция
Терапевт берёт клиента за ту же руку и начинает медленно её поднимать. Рука зависает в каталепсии, глаза закрываются. Если глаза не закрываются - сказать; «Просто закройте глаза».
«И сейчас можно просто отправиться в хорошее место... реальное или воображаемое... такое, в котором можно чувствовать себя хорошо и комфортно... и позволить прийти образам... звукам... ощущениям... запахам... чувствам... (начинать нужно с тех модальностей, которые реально присутствовали в приятном воспоминании) и полностью воспользоваться... всеми ресурсами и возможностями этого хорошего места... и когда вы полностью воспользуетесь... всеми ресурсами и возможностями... этого хорошего места... рука начнет медленно... искренним бессознательным движением... сама по себе опускаться...»
Пауза до начала опускания руки.
Выведение из транса
«И по мере того, как рука опускается... можно постепенно начинать возвращаться... в своём собственном темпе... и лишь когда рука опустится полностью... сделать глубокий вдох... чуть-чуть потянуться... и открыть глаза... и вернуться в бодрствующее состояние».
6.3. Левитация руки. Техника выполнения
Знаменитое наведение левитацией руки, так же как и наведение каталепсией руки, начинается с фиксации внимания в кинестетической модальности. Левитацию руки придумал не Эриксон - это классический гипнотический феномен, известный давно. Эриксон разработал наведение левитацией руки: вызывается гипнотический феномен и благодаря этому развивается транс.
Наведение левитацией руки
«Вы можете сесть вот так - обе ноги поставить на пол и положить руки на колени?
Сейчас обратите, пожалуйста, внимание на то, что чувствуют ваши руки, - на те ощущения, которые вы испытываете в кистях рук.
Я прошу вас обратить внимание на разницу в ощущениях между правой и левой руками... с тем, чтобы определить... какая рука вам кажется чуть легче.
И обратите внимание... как с каждым вашим вдохом... эта рука становится ещё чуть легче...
И ту руку, которая кажется вам чуть легче... вы сейчас начнёте медленно приподнимать... произвольно, но медленно... так, чтобы она полностью отделилась от ткани... так, чтобы между рукой и тканью можно было просунуть листок бумаги...
(Когда рука поднялась): И теперь вы просто позволяете этому ощущению лёгкости нарастать... и рука продолжает подниматься... и чем выше она поднимается... тем легче она становится... и чем легче она становится... тем выше она поднимается... и вы просто позволяете этому происходить...
Я не знаю, в какой момент рука может захотеть изменить направление своего движения, чтобы направиться к лицу... Да... Направляется к лицу... Всё ближе... И в тот момент, когда рука прикоснётся к лицу... можно будет сделать глубокий вдох... и закрыть глаза... и войти в транс... Да... Очень хорошо.
И когда ваш внутренний разум... ваше бессознательное... хорошо поймёт... как оно может использовать этот интересный феномен для вашей пользы... рука сможет медленно... искренним бессознательным движением опуститься... и по мере того, как она будет опускаться... можно постепенно возвращаться... и когда она опустится полностью... можно будет сделать глубокий вдох... и слегка потянуться... и открыть глаза... и вернуться, полностью присутствующим... здесь и сейчас».
Внимание клиента фиксируется в кинестетической модальности; для этого его просят обратить внимание на те ощущения, которые он испытывает в кистях рук.
Затем его внимание обращают на разницу в ощущениях между правой и левой руками.
Левитация руки практически гарантирована, если начать с произвольного движения. После того, как клиент определил, какая рука ему кажется легче, ему предлагают начать поднимать эту руку произвольно - но медленно. Произвольное движение, когда оно выполняется медленно, быстро переходит в непроизвольное.
После того, как одна рука залевитировала, можно предложить левитацию второй руки. Для этого достаточно сказать: «Я не знаю, захочет ли правая рука подняться вслед за левой».
Если поднимается - ратифицировать: «Да, очень хорошо». Если не поднимается - использовать двойную связку: «Или она предпочитает отдыхать на колене, в то время как левая рука поднимается всё выше и выше».
Слова «легче», «лёгкая», «поднимается» произносятся с восходящей интонацией тогда, когда клиент делает вдох, то есть в тот момент, когда рука действительно становится легче.
Одновременно с наведением терапевт моделирует для клиента левитацию руки, то есть запускает у себя левитацию руки.
6.4. Терапевтическое использование левитации руки
Левитацию руки в терапевтическом плане можно использовать так же, как и каталепсию руки, с той разницей, что при каталепсии руки в распоряжении терапевта одно движение руки, к которому можно присоединить внушение - вниз, а при левитации - два движения - вверх и вниз.
Получить левитацию руки, когда клиент уже находится в трансе, очень легко (особенно если с ним уже выполнялось наведение левитацией руки). Для этого достаточно сказать: «И я не знаю, в какой руке может начать возникать ощущение лёгкости... может быть, в левой... может быть, в правой... и та рука, в которой возникает ощущение лёгкости, может начать подниматься... сама по себе...»
Сеанс с использованием левитации руки
Клиент ставит цель.
«Через несколько мгновений я начну считать от 1 до 10, и по мере того как я буду считать, вы можете начать ощущать комфорт... который постепенно будет становиться всё глубже и глубже... один... и на некоторое время всё, что вас окружает, становится неважным... два... дыхание становится более спокойным и ровным... три... и я не знаю, когда закроются глаза... до пяти или после... четыре... может быть, это немножко похоже на то, что бывает когда засыпаешь... когда мысли текут сами по себе... изменяясь... пять... и могут появляться образы... иногда яркие, иногда размытые... неважно... шесть... глаза закрылись... очень хорошо... семь... вы можете меня слушать или не слушать... это неважно... восемь... погружаясь всё глубже и глубже в свой внутренний мир... девять... позволяя себе обрести эту паузу... этот отдых... такой необходимый... такой комфортный... десять... просто позволяя происходить тому, что происходит...
И я не знаю, в какой руке может начать возникать ощущение лёгкости... может быть, в левой... может быть, в правой... и та рука, в которой возникает ощущение лёгкости, может начать подниматься... сама по себе... всё выше и выше... с возрастающим ощущением лёгкости...»
Рука поднимается.
«...и по мере того, как рука медленно поднимается... сама по себе... ваше бессознательное... может отыскивать ресурсы... необходимые вам для достижения поставленной цели... и определять оптимальные пути и способы их использования... соответствующие вашим истинным интересам и потребностям... и целостной структуре вашей личности... и когда эти ресурсы... и оптимальные пути их использования... будут найдены... рука начнёт медленно опускаться...»
Пауза до того момента, когда рука начинает опускаться.
«И теперь... по мере того, как рука опускается... ваше бессознательное... активизирует эти ресурсы, приводит их в действие... в соответствии с найденными путями и способами... и одновременно с этим... по мере того как рука опускается... можно возвращаться... и когда рука опустится полностью... можно будет сделать глубокий вдох... и чуть-чуть потянуться... и открыть глаза... и вернуться... полностью присутствующим... здесь и сейчас... чувствуя себя хорошо... и есть все необходимое время... чтобы позволить этому осуществиться в своём собственном темпе...»
6.5. Субъективное искажение времени
В гипнозе можно изменять субъективную реальность, субъективные ощущения. Восприятие времени субъективно: течение времени может казаться более быстрым или более медленным, чем на самом деле. Такие искажения времени имеют место в «повседневных трансах». У каждого есть такой опыт, когда время «пролетает мгновенно», и такой, когда оно «бесконечно тянется».
Субъективное искажение времени - классический гипнотический феномен, оно часто возникает спонтанно. Иногда после транса кажется, что прошло очень много времени, а иногда кажется, что транс завершился очень быстро.
Как любой субъективный опыт, восприятие времени может целенаправленно изменяться в гипнозе.
В терапевтическом плане субъективное искажение времени может использоваться для расширения полезного времени (отдых, подготовка к экзамену) и сокращения бесполезного времени, для расширения комфортных и сокращения дискомфортных моментов. Эриксону случалось в сеансе отправлять человека в месячный отпуск. После сеанса клиент рассказывал о том, как он отдохнул, на каких экскурсиях побывал.
Субъективное искажение времени позволяет сэкономить время сеанса. Что бы ни происходило во время сеанса, отпустить человека желательно в хорошем состоянии. Для этого есть надёжный, проверенный способ: отправить его в «хорошее место» и дать ему возможность полностью воспользоваться всеми его ресурсами. Однако, время сеанса ограничено. Здесь на помощь приходит субъективное искажение времени. Клиенту делают сопровождение в «хорошее место» и с помощью субъективного искажения времени дают возможность побыть там столько, сколько необходимо.
Все гипнотические феномены имеют свои повседневные аналоги. Перед тем, как вызывать какой-либо гипнотический феномен, очень полезно в качестве примера привести его повседневные проявления. Эриксон, например, любил приводить такой пример для субъективного искажения времени:
«Иногда стоишь на остановке и ждёшь автобуса, а его все нет, и время тянется так медленно... а потом автобус приходит, ты заходишь, а там - твой приятель. И вы начинаете болтать, и ты не замечаешь, как доехал до своей остановки - время пролетело так быстро...»
Для того, чтобы вызвать субъективное искажение времени, можно использовать прямое внушение: «Во внешнем времени, на часах пройдет минута или две, а в вашем внутреннем времени пройдет сколько угодно времени - всё то время, которое вам необходимо для того, чтобы полностью воспользоваться всеми ресурсами этого хорошего места».
Можно использовать косвенные внушения.
Метафора
«Медведь засыпает в своей берлоге... и во внешнем мире проходит долгая зима... с холодами и вьюгами... а он этого не замечает... для него это время пронеслось как одно мгновение...»
Импликация
«Эта внутренняя работа заняла так много времени...»
Двойная связка
«Нелегко сказать, прошло двадцать минут или целых двадцать пять» (на самом деле прошло 10 минут).
«Как вы думаете, прошло пять минут или семь?» (на самом деле прошло 20 минут).
Сеанс с использованием субъективного искажения времени
Клиент предъявляет проблему (или ставит цель).
Наведение
«Вы можете выбрать точку, на которую вам удобно смотреть?
Продолжая смотреть на эту точку, отмечайте те изменения, которые могут происходить сами по себе...
Могут изменяться размеры точки... или её цвет... или расстояние до неё... вокруг точки может появляться светящийся ореол... периферия поля зрения может
затягиваться чем-то вроде тумана... словно смотришь в длинную трубу... и сейчас у вас на сетчатке есть отпечаток этой точки... и когда глаза закрываются... этот отпечаток сохраняется... и изменения продолжаются... и они нарастают... всё быстрей и быстрей... и очень быстро уводят вас... в эту волшебную страну грёз... в которой образы приходят сами по себе... и вы просто позволяете происходить тому, что происходит само по себе...»
(Рука выводится в каталепсию).
Углубление
«И когда ваше бессознательное будет готово ещё больше углубить этот транс, оно позволит руке начать опускаться».
Рука опускается.
«И по мере того, как рука опускается, транс углубляется, и когда рука опустится полностью, это будет хороший транс, той глубины, которая нужна для того, чтобы могла быть выполнена та внутренняя работа, которая необходима сейчас. Очень хорошо».
Повседневный аналог феномена
«И конечно, всем известно о том, что есть время внешнее, время на часах, а есть время внутреннее. И они могут различаться. Все мы когда-то были детьми и ждали подарков на день рождения или на Новый год... и время тянулось так медленно... а потом ты получаешь подарок и начинаешь играть, и не замечаешь, как пролетает время... время проходит так быстро...»
Субъективное искажение времени
«И сейчас во внешнем времени пройдёт минута или две... а в вашем внутреннем времени у вашего бессознательного будет всё необходимое время... для того, чтобы рассмотреть все причины вашей проблемы... (если была поставлена цель - все возможные пути достижения цели) и, возможно, выдать какой-то результат сознанию...»
Выведение из транса
«И когда эта работа будет завершена... бессознательное позволит телу сделать глубокий вдох... и можно будет чуть-чуть потянуться... открыть глаза... и вернуться в бодрствующее состояние... и мы сможем поговорить».
(Схема сеанса из видео: - H.B.)
1. Цель
2. Наведение (любое)/углубление (любое)
3. Постгипнотическое на реиндукцию.
4. Ввести представление о субъективном искажении времени (есть время внешнее на часах, есть внутреннее, время может сжиматься и расширяться).
5. 1-2 метафоры на тему о субъективном искажении времени (история про мальчика).
6. Диссоциация сознательное/бессознательное. Сознательное идёт гулять, бессознательное отыскивает ресурсы. Здесь же субъективное искажение времени. Вся необходимая работа будет проделана.
7. Выход. И когда эта работа будет завершена...
8. Беседа. Что происходило.
9. Реиндукция (см. п.3.)
10. Терапевтическая метафора.
11. Хорошее место. Здесь же субъективное искажение времени. Здесь пройдёт 2 минуты, а там у вас есть всё необходимое время.
12. И когда ты воспользуешься всем тем, чем необходимо.... выход.
Вперёд:
http://healthy-back.livejournal.com/279470.htmlНазад:
http://healthy-back.livejournal.com/278974.htmlСодержание:
http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont