Вперёд:
http://healthy-back.livejournal.com/206309.htmlНазад:
http://healthy-back.livejournal.com/205795.htmlСодержание:
http://healthy-back.livejournal.com/202942.html Глава 10. Успокоение ума
На физическом уровне конфликт между духом и телом ведёт к утрате грации. Тот же конфликт нарушает спокойствие ума. У большинства людей, когда они не спят, ум постоянно активен и одна мысль обгоняет другую, часто без какого-либо порядка. Поток мыслей или «поток сознания» рассматривается как позитивное явление, но часто ум захватывает слишком большую территорию. Личность поглощается мыслями о себе и о своих проблемах, в определённой степени отделяется oт своего окружения. Постоянная занятость тем, что происходит в уме, затрудняет эмоциональный контакт с другими людьми и со средой, ослабляет духовное сознание и снижает способность к любви, так как любовь и духовность зависят от способности переступить границы себя. Поглощение мыслями не только нарушает способность выхода за пределы своего «я», но также ограничивает возможность отождествления личности со своим истинным «Я», частью которого является ощущение своего тела. Настоящая грация невозможна без спокойствия ума.
У некоторых очень умных людей, такая гиперактивность ума может породить блестящие научные теории, но существует множество примеров творческого вдохновения, которое пришло неожиданно, когда человек совсем не старался мыслить. У среднего человека любая умственная активность вращается вокруг личных проблем, которые не имеют обычно никаких логических решений. Большинство проблем возникает из конфликта между чувствами и мышлением, между тем, что человек хотел бы сделать и тем, что, но его мнению, он должен делать. Если бы мы верили своим чувствам и поступали в соответствии с ними, мы бы наслаждались покоем ума. В то же время человеческие существа на своё счастье или беду обладают умом, который старается понять и контролировать природу и тело. Но человек - не Бог, его знания ограничены, а способность понимать несовершенна. Думая, что он знает всё, человек поворачивается против природы. (Что это за крайности, приём здесь «всё»? Езжайте в Индию, там живут по законам природы - H.B.) Это битва, которую он не может выиграть, но боится проиграть. Пока он борется, пока существует конфликт внутри этоё личности, до тех пор он не может познать спокойствия ума. Конечно, напряжение этого конфликта и интенсивность борьбы может различаться у разных людей. Мы должны понять, что спокойствие ума возникает из внутренней гармонии и гармонии с природой.
Во втором разделе я указал на тот факт, что для того, чтобы уметь расслабляться, нам нужна энергия. Также справедлив противоположный тезис. Если мы не успокоимся, то не сможем собрать энергию, нужную для того, чтобы противостоять стрессам социальной жизни. А для того, чтобы успокоиться, мы должны полностью жить в своём теле. Чем больше нам это удаётся, тем меньше мы будем опираться на исключительность своего «Я». Основное правило биоэнергетики заключается в том, что человек утрачивает контакт с каждой частью тела, в которой присутствует хроническое мышечное напряжение. Чем более жёстким является тело, тем меньше в нём ощущений, и тем больше оно уподобляется машине. Одновременно мозг становится более активным, и человек начинает основывать «самоощущение» исключительно на своих мыслительных процессах. Тело становится только аппаратом для переноса головы и производства ею мыслей. В таком человеке очень мало жизни и духовности.
Жизнь жёсткой личности становится со временем безустанной борьбой за разрешение её внутренних конфликтов. В течение дня мозг работает без перерыва. Ночью человеку постоянно снятся сны. Сны предпринимают бессознательную попытку разрешения конфликтов и снижения напряжения в теле. Несмотря на то, что образы сна возникают в мозгу, в сон вовлекается всё тело. Мы знаем, что снам сопутствуют быстрые движения глаз и сексуальное напряжение. Сновидящий может разговаривать, а также плакать и кричать во сне, и даже бить руками и ногами со злости. Во время сна защитная функция эго ослаблена. Напряжение, порождающее сны, может возникать из свежих впечатлений или из подавленных переживаний детства. Сон может произрастать из напряжения, источник которого коренится в человеческой природе, а именно в конфликте между всезнающим умом и инстинктивным телом, между индивидуальностью и самостью, между контролем и верой.
Конфликт обладает в одинаковой степени как творческой, так и разрушительной силой. Дебаты между приверженцами двух противоположных взглядов могут привести к глубокому пониманию. В то же время война между ними была бы разрушительной для обеих сторон, вне зависимости от того, кто одержал бы победу. Древние китайцы осознавали, что существует потребность в гармонии между противоположными состояниями и противоположными силами. В современном мире мы могли бы достичь такой гармонии через интеграцию философии Востока с философией Запада. Западный путь к спокойствию ума проходит через анализ или терапию. Восточный метод - это медитация. Рассмотрим сейчас оба способа и попробуем показать, как их можно интегрировать.
Прежде всего надо отдать себе отчёт в том, что большая часть терапевтических усилий не помогает людям разрешить конфликты и успокоить ум. (Бинго! С этого и надо было начинать! - H.B.) Я считаю, что у этого существуют две основные причины. Одна из них состоит в том, что терапевт не вполне понимает сущность проблемы, а другая, связанная с первой, состоит в том, что мы возлагаем слишком большие надежды на изменение поведения. Я очень часто подчёркивал в этой книге, что нужно смотреть на тело, наблюдать его движения, читать его выражения для того, чтобы понять человека, распознать и лечить его эмоциональные нарушения. Эти нарушения отпечатываются в структуре тела и нарушают пластичность и грацию. Анализ или терапия, концентрирующаяся в основном на жалобах или симптомах, не является целостным подходом, так как не рассматривает человека в целом. Обаяния невозможно достичь, работая исключительно с умом. Ошибочно полагать, что глубокие эмоциональные конфликты удастся разрешить только через сознательное понимание. Значительно большую часть наших действий и поведения направляют чувства и импульсы, в которых мы можем, но не должны давать себе отчёт. Анализ старается вскрыть эти неосознаваемые силы, какими бы грозными они не были, и привести их в сознание. Психоанализ основывается в основном на свободных ассоциациях, на толковании снов, оговорок и опирается на перенесение. Вся эта работа должна пролить свет на бессознательное.
Юнгианский анализ основывается в большей степени на интерпретации снов. Однако, так как эти методы опосредованы, в большинстве случаев они не достигают достаточной глубины. Даже если пациенты начинают осознавать свои подсознательные мотивации, такое понимание не приводит, в основном, к выразительным переменам. Невротическое поведение, в основном, «встроено» в тело посредством хронических мышечных напряжений, которые ум совершенно не может контролировать. Эти напряжения должны быть освобождены, после чего может наступить разрешение конфликта.
Биоэнергетика - более сильная и эффективная техника, чем обычный анализ, так как она позволяет напрямую прикоснуться к тому, что не осознаётся. Читая «язык тела», терапевт может немедленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жёстких хронически напряжённых областях. Работая с телом, как описано в предыдущих разделах, пациент учится чувствовать эти напряжения и входит в контакт именно с тем, что не осознавалось. Такой подход не игнорирует применение словесного анализа, в том числе толкование снов и анализ сопротивления и переноса, но концентрируется прежде всего на теле.
Жёсткость и хроническое напряжение поддаются разрешению и расслаблению, а тело освобождается, чтобы оно могло ощущать жизнь духа. В результате этого тело возвращает своё естественное обаяние. В большинстве случаев люди не могут достичь этого сами. Чувства, которые были подавлены, являются слишком устрашающими и вызывают сильное сопротивление. В этом случае необходим терапевт, который выполняет роль проводника по бессознательному пациента. Насколько хорошим проводником он оказывается, зависит от того, в какой степени он исследовал незнакомый мир своего собственного бессознательного. Я люблю сравнивать терапевтические переживания с приключениями Данте в «Божественной комедии». Когда поэт потерялся в лесу, где к нему обращаются три диких бестии, он вызывает Беатриче, свою опекуншу в небе. Так как дорога к дому проходит через ад и чистилище, Беатриче посылает римского поэта Вергилия, чтобы тот его проводил. Проходя через ад, Данте смотрит на те кары, которые предназначены грешникам. Этот переход очень опасен, один неосторожный шаг может навсегда оставить его в аду. Только благодаря проводнику Вергилию, Данте удаётся безопасно пройти через ад и чистилище. В процессе терапии пациент проходит через похожий опыт, проходя по дороге самопознания к здоровью. Его собственный ад складывается из переживаний - отчаяния, паники, злости, унижения, которые он подавляет, чтобы выстоять. Хронические мышечные напряжения, которые провоцируют эти подавленные чувства, не удаётся полностью освободить, пока сами чувства не придут в сознание и не выразятся. Этот процесс требует помощи терапевта, который уже прошёл через свой собственный ад, открывая опасные зоны и отыскивая из них выход.
Большинство современных людей зависли между раем и адом, откуда они могут заглядывать и туда и сюда. Мы переживаем взлёты, но довольно часто переживаем и падения. Единственное, что можно сделать в этой опасной ситуации - это то, что сделал Данте, - мы должны, исследуя свой собственный ад, опуститься в глубины своего существования со светом сознания. Ад будет повергнут, так как он может существовать только в темноте То же самое относится и к подавленным чувствам Как только они осознаются и принимаются, они уже не могут нас беспокоить.
На рабочем семинаре по биоэнергетике, одна из моих пациенток стояла перед группой участников и выкрикивала свою ненависть к матери за то, что та не позволяла ей быть личностью и сама не была личностью. Мать Жанет никогда сама не проявляла своих чувств и не позволяла своей дочери их выражать. Она была женщиной покорной, которая одевала на лицо улыбку и считала, что всё идёт так, как должно идти. Отец Жанет был туповатым, хамским и замкнутым в себе человеком, который с бешенством относился ко всем женщинам, не исключая дочери. Жанет, которая была привлекательной женщиной с немного кукольной красотой, обратилась за помощью, жалуясь, что её тело «одеревеневшее и нечувствительное с головы до стоп». Несмотря на то, что у неё не было никаких органических нарушений, она никогда не испытывала никаких сексуальных чувств. Её единственным стремлением было получить немножко доброты. Она встречалась с мужчинами, которые её использовали, и работала для работодателей, которые её эксплуатировали. (Безумно интересно. А что, всех работников эксплуатируют? Для ощущения себя свободным надо непременно иметь свой бизнес? Я понимаю, что лучше, конечно, вообще не работать - H.B.) У неё были все причины ощущать гнев.
В процессе длительной терапии Жанет немного оживилась. Её телу вернулась чувствительность, она начала ощущать себя личностью и стала настаивать на своём. В то время, когда она выступила на семинаре, она ещё не вернула себе своей сексуальности, несмотря на то, что чувствовала, как глубоко была ранена и какой печалью она объята из-за того, что так много потеряла в жизни. Когда она выкрикивала свою ненависть перед группой, её лицо было искривлено, глаза стали маленькими, и она потрясала при этом сжатыми кулаками. Она выглядела демонически. Создавалось впечатление, что в ней произошёл взрыв, и спущены с цепи все адские фурии. Позже она призналась, что на определённом уровне знала, что в ней таится такая ненависть, но не могла её достичь, так как чувствовала, что её ненависть была монстром. Когда она выплеснула из себя эту ненависть, её лицо расслабилось и стало мягким, а глаза приобрели блеск. Она почувствовала себя более свободной.
Мы представляем себе ад как место, расположенное глубоко в недрах земли. Наш собственный ад находится глубоко в недрах нашего тела, в полости таза, где покоится наша сексуальность, закованная в цепи. Тут находятся корни нашей настоящей духовности, таится энергия кундалини. (Да, кундалини просто непременно сюда надо приплести - H.B.) Это здесь, в лоне, начинается жизнь, и здесь мы впервые получаем опыт райского счастья. Когда мы появляемся на свет, мы как бы изгоняемся из рая. Мы можем быть счастливы, когда лежим в безопасности на руках у матери и сосём её грудь. Мы также можем познать счастье, когда мы в безопасности, благодаря любви нашего партнёра или партнёрши, соединяемся в сексуальном объятии. Случаются также другие ситуации, в которых мы переживаем радость удовлетворения, однако, я думаю, что это мы можем познать, когда находимся в контакте с глубокой частью себя. Мы знаем, что это случается тогда, когда мы чувствуем, как волна возбуждения поднимается со дна таза и проходит вдоль ног к земле.
Восточные религии оценили насколько важно выйти из головы и войти в глубины своего существования. Для этой цели используется медитация. Успокоив ум, мы можем услышать звуки души. Основы медитации весьма просты. Надо найти спокойное место, где мы будем свободны от шума и беспокойств со стороны внешнего мира. Жители Востока обычно принимают позу лотоса или садятся на пятки на подстилку. Западные люди, вероятно, предпочли бы сесть в кресло. Для того, чтобы успокоить ум, повторяется мантра или короткая молитва. Часто используется звук «ом», который звучит как звук колокола. В трансцендентальной медитации каждый человек получает свою собственную мантру. Я считаю, что содержание её маловажно. Это звук и повторение оказывают успокаивающий эффект. Известно, что когда мы думаем, голосовые связки активны, несмотря на то, что слов человек не произносит. Когда голосовые связки заняты созданием простых звуков, они не могут одновременно формировать слова. Для того, чтобы правильно медитировать, не обязательно произносить звуки. Ключом к медитации является глубокое дыхание, которое помогает расслабиться. Однако, в этом случае мы сталкиваемся с тем фактом, что не удаётся освободить хроническое напряжение мышц, которое мы не осознаём. Большинству людей требуется аналитическая и физическая работа с этими напряжениями, чтобы освободить тело из их объятий. Я отметил, что медитация более успешна для людей Востока, чем для жителей Запада, которые более напряжены. Однако, если мы сможем расслабиться и глубоко дышать, медитация позволит достичь определённого успокоения ума, что показывает следующее упражнение.
Упражнение 10. 1
Найдите спокойное место. Сядьте в кресло таким образом, чтобы стопы находились на полу и были поставлены параллельно. Держите голову немножко поднятой и сидите прямо. Чувствуйте, как ягодицы прикасаются к креслу. Руки расположите на коленях. Не напрягайтесь, так как это сведет на пет цель упражнения.
Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании, не делая при этом специальных усилий. Осознайте, что вдох и выдох происходят самопроизвольно. Почувствуйте волны дыхания (возбуждения), проходящие через тело, движущиеся вверх при вдохе и вниз при выдохе. Сконцентрируйтесь на этой волне, позволяя ей проходить каждый раз все глубже до низа живота и таза. Чтобы этого достичь, вы должны расслабить нижнюю половину тела, позволяя нижней части живота выпячиваться вперёд, а ягодицам опускаться. Большинство людей подтягивает дно таза вверх, как мы обратили внимание в одном из предыдущих разделов. Ощущаете ли вы, как дыхательная волна движется с самого низа, со дна таза? Если сможете, делайте это упражнение в течение 10 минут. Пусть ваш ум останется сконцентрированным на вдохе и выдохе так, чтобы вы почувствовали пульсацию своего тела. Ощущайте её всем телом от стоп до головы.
Если вам это удастся, можете в течение нескольких секунд осознавать, что вы являетесь частью пульсирующей Вселенной. В этот моменты вы раздвигаете свои границы, растворяясь во Вселенной.
У меня есть свой собственный способ медитации, который, как я убедился, является весьма успешным. Во время ходьбы я концентрирую внимание на своём теле, чтобы почувствовать каждое его движение. Когда я позволяю своим ногам самим нести меня, я чувствую, что объединяюсь со своим телом, Землей и окружающим миром. Моё дыхание самопроизвольно становится более глубоким, достигая таза. Ум перестает формулировать слова, отслеживая ощущения, появляющиеся в теле. Эту технику я применяю даже тогда, когда выполняю биоэнергетические упражнения. Основой здесь является ощущение тела, а упражнения построены так, чтобы этой цели достичь. Это является основой, которую можно применять к любой деятельности.
Мы сможем жить в настоящем мгновении, когда полностью обживём своё тело. Сознание простирается так глубоко в тело, что мы ощущаем пульс жизни. Именно таким образом функционируют животные. Кошка, нежащаяся на солнце, является великолепным примером организма в состоянии покоя и гармонии с самим собой и с миром. (Бу-га-га. Европеец, нежащийся на солнце на Майорке, тоже представляет собой пример организма в состоянии покоя и гармонии. Только, в отличие от кошки, она сам оплачивает это удовольствие - H.B.) Мы, человеческие существа, переживаем эти состояния, когда наше настоящее включает наше прошлое и будущее, а традиция соединяет их. Веками люди жили в климате мифологии, которая поддерживала прошлое, жили в настоящем и ясно очерчивали будущее. Их культура была приземлённой, в ней происходили лишь небольшие изменения, и она имела небольшой возраст. В такой культуре как наша, в которой происходят постоянные перемены, связь между прошлым, настоящим и будущим часто прерывается. По мере того, как прошлое замалчивается и подвергается забвению, будущее становится опасным и неуверенным. (По мере того, как с современный мир начинают лезть со старыми устоями и мерками, возникают проблемы - H.B.) В восьмом разделе мы показали, какое разрушительное влияние на личность оказывают нарушения связи между главными сегментами тела. Здесь мы обсуждаем ту же самую проблему, но с более глобальной перспективы. В самом корне нашего существования находится животная душа, остающаяся в гармонии с природой, миром и Вселенной. Если мы от неё оторвемся, наш ум будет и далее функционировать логично, но мысли не будут представлять человеческой ценности. Как писал Делоу: «Среди наибольшего замешательства существует открытый канал связи с душой. Его может быть трудно отыскать, но канал этот всегда там находится, и наше дело поддерживать его открытым для того, чтобы иметь доступ к своим глубинам, которые соединяются с высшим сознанием.»
В уме нет такого канала. Он существует в теле, как канал, в котором волны возбуждения достигают таза. Но так как он имеет колеблющийся характер, волна движется настолько далеко вверх, насколько до этого шла вниз. Высшее сознание соединяется с наиболее глубоким сознанием. Дерево может подняться к небу настолько высоко, насколько его корни углубляются в землю. В следующем разделе мы поговорим о высшем сознании.
Вперёд:
http://healthy-back.livejournal.com/206309.htmlНазад:
http://healthy-back.livejournal.com/205795.htmlСодержание:
http://healthy-back.livejournal.com/202942.html