Роберт Мендельсон. Как вырастить ребёнка здоровым вопреки врачам. Глава 20-21

Dec 10, 2006 02:43

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/202174.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/196275.html

20. Больницы: куда пойти, чтобы заболеть

Целью книги, как я уже говорил, является попытка научить отличать болезни, требующие помощи врачей, от тех, с которыми родители могут справиться сами, а также предупредить об опасности некоторых видов лечения, порой большей, чем от самого заболевания. Последнее предупреждение, которое я должен сделать: не позволяйте госпитализировать ребёнка, если его состояние не угрожает жизни.

Относительно немногие детские болезни требуют госпитализации, однако многих малышей кладут в больницы без необходимости, просто потому, что это удобно (и доходно) для врачей. Большинство заболеваний и травм с равным успехом можно лечить в травмпункте или в поликлинике, амбулаторно, не укладывая ребёнка в больницу. И в домашних условиях уход обычно лучше и обстановка безопаснее.

Существуют две категории болезней - ятрогенные и нозокомиальные, которым подвержены лишь те, кто пользуется медицинской помощью, и особенно те, кого при этом госпитализируют. Возможно, многие из вас никогда не слышали о таких болезнях. Их названия врачи редко произносят в присутствии пациентов. Почему? Потому что ятрогенные болезни - болезни, вызванные врачами, а нозокомиальные - вызванные больничными инфекциями. И те, и другие грозят ребёнку, если он окажется в больнице.

Около двух миллионов американцев ежегодно госпитализируются по поводу одной болезни, а взамен получают другую. Приобретённые в больнице заболевания оказываются смертельными для 20 тысяч из них. Пять процентов госпитализированных заражаются внутрибольничными инфекциями. Другими словами, если ребёнок попадет в больницу с каким-нибудь заболеванием, у него будет один шанс из двадцати заразиться там ещё одной болезнью. Более того, существует вероятность, что внутрибольничная инфекция окажется смертельной. Если госпитализация проводится по жизненным показаниям, такой риск может быть приемлемым, во всех других случаях его. безусловно, нужно избегать.

Об этом риске редко сообщается в публикациях, рассчитанных на пациентов, но врачам о нём хорошо известно из отчётов, публикуемых в профессиональных журналах. Так, в «Журнале Американской медицинской ассоциации» за 1978 год сообщалось: «Для определения дополнительных финансовых затрат и уровня смертности от внутрибольничной бактеремии (заражение крови - Авт.) сравнивались группа пациентов с определённым диагнозом, дополненным этим заболеванием, и контрольная группа пациентов с тем же диагнозом, но без больничной инфекции. В группе больных внутрибольничной бактеремией смертность оказалась в 14 раз выше. Детальный анализ затрат (рассматривалось 81 пара «случай-контроль») показал, что на пациентов с внутрибольничной бактеремией дополнительно затрачено примерно 3 600 долларов».

Больничные инфекции продлевали пребывание пациента в стационаре на четырнадцать дней. С нынешними заоблачными ценами на койко-место эти 3600 долларов можно смело умножить на два или на три.

БОЛЬНИЧНЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Исследование, проведённое шесть лет назад в педиатрическом отделении одной из больниц, показало, что каждый шестой госпитализированный ребёнок заражается респираторной инфекцией. Известно также об огромном числе больничных эпидемий. Например, в 1979 году двое детей погибли и ещё трое остались парализованными и получили необратимое поражение мозга в результате вспышки менингита в детском отделении больницы Флориды. Эпидемия во Флориде и большинство других эпидемий произошли, как выяснилось, потому, что медицинский персонал не мыл руки!

Прошло более века, как венгерский доктор Игнац Земмелвайс обнаружил, что в случаях смерти от «родильной горячки» виновны немытые руки принимавших роды. Его открытие не получило признания коллег, а сам доктор, отвергнутый медицинским сообществом, закончил свои дни в богадельне, не исключено, что от больничной инфекции. Судя по всему, медики усваивают новую информацию с большим трудом, поскольку многие из них так и не научились мыть руки.

В 1981 году в отделениях интенсивной терапии двух больниц - частном госпитале и учебном госпитале при университете - в течение более двух месяцев исследователи наблюдали за гигиеническими привычками врачей, медсестёр и остального персонала. В учебном госпитале медицинские работники мыли руки между приёмами пациентов в 41 проценте случаев, а в частном - только в 28 процентах случаев. Хуже всего проявили себя врачи. Они мыли руки в 28 процентах случаев в учебном госпитале и в 14 процентах случаев - в частном.

Всё это я рассказываю для того, чтобы развеять разделяемое многими заблуждение о том, что больницы представляют собой стерильно-гигиенические святилища, в которых ребёнку не угрожает ни один микроорганизм. На самом деле исследованиями подтверждается, что санитарное состояние больниц и навыки персонала зачастую просто отвратительны. Больницы, возможно, самое заразное место в городах. Если госпитализации ребёнка избежать невозможно, родители, учитывая такое положение дел, по крайней мере, должны требовать соблюдения санитарных мер.

Угроза ятрогенных заболеваний в больницах ещё более возрастает из-за склонности врачей использовать все известные им технологии, независимо от их диагностической и лечебной пользы. Действия медиков объясняются «условным рефлексом», заложенным образованием и необоснованными страхами судебных иском. Всё, что предпринимает врач, для ребёнка представляет дополнительный риск. Каждая иголка, вводимая под кожу, открывает микробам путь в организм; каждое лекарство добавляет возможность новых побочных эффектов; каждый рентгеновский снимок увеличивает вероятность связанных с радиацией нарушений в последующие годы.

Бесчисленные исследования доказывают, что получить в больницах ятрогенные заболевания не так уж и сложно. Так, наблюдению подверглись 815 пациентов отделения общей терапии одного университетского госпиталя. У 36 процентов госпитализированных были обнаружены болезни, вызванные действиями врачей. 165 человек обошлись одним ятрогенным заболеванием, у 125 человек их было два и более. Это были осложнения со стороны сердца и лёгких, инфекции и воспаления, желудочно-кишечные заболевания, поражения нервной системы, аллергические реакции, кровотечения и проблемы обмена веществ.

Аналогичные результаты дали и многие другие длительные исследования. В 1963 году было проведено восьмимесячное наблюдение над одной тысячей пациентов университетского госпиталя. Оно показало, что 20 процентов наблюдаемых получили во время пребывания в больнице ятрогенную болезнь; 51 процент пострадали от осложнений, связанных с принятыми лекарствами, 24 процента - от последствий диагностических или лечебных процедур. При этом не учитывались осложнения заболеваний, имевшихся у пациентов на момент госпитализации, и болезни, полученные по вине медсестер и в результате хирургических операций. Статистические данные были бы ещё более шокирующими.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ

Опасности, связанные с госпитализацией, для маленького ребёнка риском физических страданий не ограничиваются. Возможны также глубокие душевные травмы. Чего стоит для малыша одна только разлука с матерью и семьёй! А когда она связана ещё и с угрожающей атмосферой больницы, стресс практически неизбежен.

Эмоциональные и психологические последствия таких переживаний не всегда проходят со временем. Есть убедительные свидетельства, что они могут сказаться в будущем. Как отмечалось в ноябрьском номере журнала «Педиатрия» Американской академии педиатрии за 1979 год, «то, что маленький ребёнок попадает в больницу, может привести к пагубным последствиям. Несколько исследований отметили, что из-за этого у него могут проявляться нарушение поведения, замедление развития, увеличение сроков выздоровления и тому подобное.

Два британских исследования дают яркие доказательства того, что госпитализация сроком более чем на неделю или повторяющиеся кратковременные эпизоды госпитализации детей младше пяти лет связаны с увеличением числа нарушений поведения в возрасте десяти лет и в подростковом возрасте».

В этой главе я постарался предупредить об опасностях, с которыми столкнётся ребёнок, если попадёт в больницу. Вам также необходимо знать и то, как себя вести, если педиатр настаивает на госпитализации. Что же нужно делать в таком случае?

Во-первых, потребуйте, чтобы врач доказал, что лечение, которое планируется дать ребёнку в больнице, невозможно получить в поликлинике или дома.

За исключением угрожающих жизни состояний, требующих круглосуточного контроля и применения сложного медицинского оборудования, практически нет болезней, с которыми информированный родитель не справился бы дома, и не существует диагностических процедур, которые нельзя провести амбулаторно.

Во-вторых, если госпитализация предлагается с целью хирургического вмешательства, убедитесь, что операция действительно необходима и не может быть проведена амбулаторно с последующим домашним уходом. Как я отмечал в предыдущих главах, операции, которые делают детям, по большей части не являются необходимыми, а большинство тех, что действительно показаны, могут быть адекватно и безопасно проведены без госпитализации. Зачем укладывать ребёнка с больницу с одной болезнью, рискуя получить там другую?

В-третьих, если госпитализация неизбежна, не оставляйте ребёнка в больнице одного ни на час. Если вы по какой-то причине не можете находиться с ребёнком, попросите об этом своих родственников или знакомых, тех, кого ребёнок хорошо знает. Рядом с малышом всё время должен быть кто-то близкий. Ознакомьтесь с режимом приёма назначенных лекарств и процедур и неусыпно наблюдайте за медицинским персоналом. Ведь персонал состоит из людей, которые несовершенны и которым свойственно ошибаться. Ваша задача - защитить ребёнка от последствий ошибок перегруженных и усталых медиков. Не бойтесь врачей и медсестер. Вы имеете право требовать информацию о лекарствах и процедурах, получаемых ребёнком, о риске и побочных эффектах лечения, а также следить за соблюдением в палате чистоты и гигиены и настаивать на выписке ребёнка из больницы при первой же возможности.

Не бойтесь зарекомендовать себя в глазах больничного персонала надоедливым занудой. Это даже хорошо, поскольку врачи, желая избавиться от вашего присутствия, получат стимул поскорее отправить вашего ребёнка домой!

21. Как выбрать врача для ребёнка

Теперь, когда вам известно, что медицинское вмешательство может быть опасно, у вас наверняка возник вопрос, где же найти компетентного педиатра, чтобы свести возможный риск к минимуму.

Как распознать врача, который будет грамотно лечить ребёнка, когда это действительно требуется, а когда в лечении не будет необходимости, честно скажет об этом?

Это непростая задача, не столько из-за непорядочности или некомпетентности врачей, сколько из-за ущербности самой системы их подготовки и педиатрии в целом. И всё же, не теряйте надежды в своих поисках. Вспомните все мои предыдущие советы и обязательно учтите следующее.

1. Врачи делают то, чему их учили. С большинством детских болезней, как известно, успешно справляются защитные силы организма, но педиатров не учили сидеть и ждать, когда Природа сделает свое дело. Их учили вмешиваться, а любое вмешательство связано с риском для ребёнка.

2. В отличие от добросовестных механиков, которые «не чинят то, что не сломалось», большинству врачей бывает трудно оправдать гонорар за консультацию, если они просто скажут, что ребёнку их помощь не нужна. В ответ на ожидания родителей они назначают детям ненужные лекарства и выписывают направления на анализы без показаний. Таким образом они подвергают ребёнка риску, ведь он сопутствует любому лекарству и почти каждой диагностической процедуре.

3. Хотя я и не уделял в этой книге большого внимания этому моменту, но вам следует знать, что врачам, особенно в начале их карьеры, очень нужны деньга. Больше, чем представителям любой другой профессии. Большая часть из них начинают врачебную практику с тяжёлым грузом долгов за обучение и оснащение своего рабочего кабинета, над ними также тяготеет бремя накладных расходов. Они испытывают сильное, иногда даже непреодолимое искушение увеличить доход, предоставляя услуги, которые ребёнку не нужны.

4. Это искушение всё больше усиливается растущей профессиональной конкуренцией.
Медицинские факультеты выпускают специалистов в огромных количествах, и в тех областях, где большинство врачей предпочитают практиковать, предложение превышает спрос. Медицинские ведомства прогнозируют, что к 1990 году избыток педиатров составит 7500 человек. Чтобы сохранять доходы в условиях уменьшающегося потока пациентов, врачи вынуждены расширять спектр услуг. Эта тенденция неуклонно усиливается.

Вернёмся к вопросу, который я слышу всё чаще и чаще: «Как мне, ответственному родителю, найти добросовестного педиатра, который будет лечить ребёнка эффективно, не залечивая без необходимости?».

На этот сложный вопрос нет однозначного ответа. На него чаще всего отвечают так: «Обратитесь в местное медицинское общество». В таких организациях родители могут рассчитывать только на ознакомление со списком практикующих неподалёку педиатров. Там им не дадут совета, следует ли иметь дело с тем или иным врачом. Американская медицинская ассоциация не оценивает качество работы своих членов. А если это так, с тем же успехом родители могли бы обратиться к телефонному справочнику.

Мой вам совет: начните с рекомендаций своих друзей. Спросите, в какие клиники и к каким педиатрам обращались они. Выберите из врачей того, о ком у большинства ваших друзей сложилось благоприятное впечатление. Это не гарантирует выбор знающего, внимательного, не злоупотребляющего медициной педиатра, но может повысить шансы этого.

Выбрав таким образом врача, внимательно, помня обо всём, что прочли в этой книге, понаблюдайте, как он осматривает вашего ребёнка.

Вот на что надо обратить внимание, и что поможет вам утвердиться в правильности выбора:

1. Тщательно ли он осмотрел ребёнка и внимательно ли записал историю болезни во время первого визита?

2. Расспрашивает ли он вас о ваших наблюдениях за физическим и эмоциональным состоянием ребёнка? Это важная часть анамнеза, которую не должен упускать ни один грамотный педиатр.

3. Задавая вопросы, слушает ли он ответы на них? Многих врачей они просто не интересуют.

4. Когда вы задаёте врачу вопросы, отвечает ли он охотно, подробно и понятно или отмахивается и даёт понять, что это не вашего ума дело?

5. Относится ли он к ребёнку с добротой и теплом? Удалось ли ему быстро завоевать его доверие и расположение?

6. Всегда ли он выписывает рецепты или иногда говорит, что ничего ребёнку давать не надо?

7. Предупреждает ли он в подробностях об опасных побочных эффектах назначаемых им лекарств и прививок?

8. Проявляет ли он к вам искренний интерес во время ваших визитов, помогая советами по поддержанию здоровья ребёнка, или второпях, едва выслушав, что вас беспокоит, суёт таблетки и зовет следующего пациента?

9. Когда вы задаёте сложные вопросы, хватает ли ему честности ответить: «Я не знаю»?

10. Доступен ли он по телефону в экстренных случаях?

Если «правильный» врач попадётся вам с первого раза, считайте, что вам повезло. Если во время первого визита выяснится, что педиатр не подходит по каким-либо критериям, скажите ему об этом откровенно. Хороший врач оценит вашу искренность и учтёт ваши пожелания. Если же вы не встретите понимания - ищите другого доктора, предпринимайте новую попытку. Вполне вероятно, что прежде чем вы отыщите того, кто вам нужен, вы, подобно Диогену, не раз переживёте отчаяние. Но ради возможности иметь для своего ребёнка сведущего врача стоит приложить все усилия.

Не забывайте, однако, простой истины: ответственность за сохранение здоровья ребёнка лежит не на враче, а на родителях. Хороший врач поможет ребёнку, если тот серьёзно заболеет: ваш повседневный долг - следить за тем, чтобы он был здоров.

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/202174.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/196275.html
Previous post Next post
Up