Психологические технологии - I

Jan 11, 2008 22:13

Для тех, кто считает причиной мышечных спазмов эмоциональные травмы. Причину, по которой я пру статью, я объяснял - пропадают журналы и посты. Ну, и поформатировать текст люблю. Вообще журнал интересный

Продолжение про психологические технологии http://healthy-back.livejournal.com/41891.html (https://healthy-back.dreamwidth.org/89515.html)

http://mk4.livejournal.com/10831.html

В настоящее время наблюдается наплыв "психологических технологий", которые используются в индивидуальной и групповой формах психотерапевтической работы с клиентами. Это NLP, психосинтез, дианетика, психодрама, гештальттерапия, позитивная психотерапия и т. д. Немалое место среди них занимают такие, в которых используются расширенные состояния сознания.

Данный реферат посвящен обзору психотехник, которые В.Козлов обозначил как интенсивные интегративные психотехнологии. К ним относятся техники, использующие осознанное связное дыхание: ребефинг, холотропние дыхание и пр. После выхода в свет книг Станислава Грофа многие пробуют экспериментировать с дыханием самостоятельно. Это приводит к тому, что люди путают Холотропное дыхание с кислородным отравлением. Использование интенсивных технологий без обучения может приводить к негативным последствиям.

После выхода в свет книг Станислава Грофа многие пробуют экспериментировать с дыханием самостоятельно. Это приводит к тому, что люди путают Холотропное дыхание с кислородным отравлением. Использование интенсивных технологий без обучения может приводить к негативным последствиям.

В области техник, использующих расширенные и измененные состояния сознания, условно можно выделить два основных подхода: трансцендентный и интегративный.

Трансцендентный подход (от латинского transcendere - выходить за пределы, проходить сквозь) принимает материальный мир как иллюзорный. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь иллюзию к Реальности. Благодаря этому, многие занимающиеся йогой, медитацией и т. д. используют эти методы как средство ухода от трудностей мира материальных объектов в мир собственных фантазий. Кроме того, трансцендентные пути трансформации и развития могут быть небезопасными. Чтобы избежать всех этих неприятностей необходим постоянный контакт с опытным наставником.

Для получения заметных результатов на пути трансценденции требуются месяцы и годы регулярных занятий, желательно частичное или временное ограничение взаимодействия с внешним миром. Поэтому на протяжении всей истории человечества создавались некие эзотерические сообщества и закрытые религиозные социальные ниши (сангхьи, монастыри, ордена, братства, общины), чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни.

Интегративный подход (от латинского integratio - восстановление, integer - целое) принимает тотальную реальность материального мира объективной и предлагает не бороться с материальным миром, порождая фрагментарность сознания, а принять его полностью, тем самым достигая целостности осознания. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. Интегративные психотехнологии не уводят человека от материального мира, а повышают его адаптивность и эффективность в каждой конкретной ситуации.

Применение интенсивных интегративных психотехнологий в практической психологии и психотерапии продиктовано несколькими предпосылками:
• уплотнение событийной канвы жизни требует в социальной работе психотехник, которые соответствуют "духу времени", обладают высокой эффективностью и быстротой действия;
• интегративные психотехнологии обладают качеством безопасности для психики и тела человека;
• интегративные психотехнологии обладают высокой мерой свободы клиента - любой человек или малая группа, освоившие навыки применения психотехник в этом направлении, могут применять их в своей жизни, деятельности без помощи специалиста (исключением является Холотропное дыхание);
• интегративные психотехнологии не отрывают человека от реальной жизни, а способствуют большей погруженности в деятельность, повышению творческого потенциала человека, его личностной самоактуализации.

Во всем многообразии дыхательных психотехник можно выделить пять основных направлений:

• Холотропное дыхание (основатель - Станислав Гроф);
• Ребефинг (основатель - Леонард Орр);
• Вайвейшн (основатели - Джим Ленард и Фил Лаут);
• LRT - Тренинг Любящих Взаимоотношений (основатели - Сандра Рэй и Боб Мандел);
• Свободное дыхание (Сергей Всехсвятский).

Холотропное дыхание

Слово "холотропный" буквально означает "стремящийся к целостности" (от греч. holos - целое и trepein - движущийся в определенном направлении).

Основными элементами холотропного дыхания являются:
• более глубокое и быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
• специально подобранная музыка, которая создает "несущую волну" и способствует высвобождению подавленного эмоционального материала;
• помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности - рисование мандал, свободные танцы, лепка из глины и пр. Форма работы в основном групповая. Холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. В этих состояниях психика проявляет спонтанную целительскую деятельность.

Прежде всего, речь идет об использовании произвольной гипервентиляции в психологических целях.

Считается, что пионерами в таких исследованиях стали Станислав Гроф и Леонард Орр. Орр первый начал экспериментировать с дыханием, но, почти независимо от него, на базе своих исследований с психоделическими препаратами Гроф создал свою уникальную модель. Уникальность работы Грофа, на наш взгляд, состоит в расширении рамок академической науки. Подобно тому, как Фрейд стал говорить о материале бессознательного в терминах младенческих комплексов и пр., Гроф вывел на уровень научного рассмотрения уровни до рождения - перинатального опыта, использовав при этом идеи Отто Ранка. Гроф систематизировал и раскрыл эти идеи Ранка. И более того, Гроф занялся изучением уровней до зачатия - трансиндивидуальные и архетипические переживания, которые Гроф назвал "трансперсональным" уровнем, вплотную приблизившись при этом к религиозному и мистическому опыту. Имея 30-и летний опыт работы с измененными состояниями сознания и более 20 лет работы с дыханием в различных группах людей (как пациентов клиники, так и "волонтеров"), Гроф создал достаточно стройную, принятую во многих научных кругах картографию бессознательного и эффективную практическую модель.

В своих работах Гроф указывает, что переживание трансперсонального опыта и некоторых пластов перинатального опыта возможно на продвинутых стадиях дыхательных сессий. Более того, новичкам такой опыт не всегда рекомендуется, в силу сложности его осознания и завершения для последующей самореализации. Этот опыт имеет много параллелей со сложными мистическими и религиозными переживаниями, а также дает, на первый взгляд, симптоматику, схожую с некоторыми формами психоза и шизофрении. Такой опыт сложен, многомерен и парадоксален, его можно неоднозначно трактовать, поэтому и переживание этого опыта новичку нежелательно. По этим же причинам (а также в силу достаточной освещенности этого вопроса) и мы не будем останавливаться на этих феноменах, возможно, оставив их для будущих теоретических рассмотрений с точки зрения психоантропологии. Нас будет интересовать стадии переживаний, названные Грофом "системы конденсированного опыта" (СКО) и некоторые простые моменты теории базовых перинатальных матриц (БПМ).

Гроф указывает, что через некоторое время после начала дыхания (у разных людей эта длительность различна) появляются сильные эмоциональные переживания и стереотипные паттерны мышечной защиты. Здесь он пользуется наблюдениями и теорией Вильгельма Райха, используя райхиановское понятие "мышечный панцирь". Гроф также ссылается на Райха, где говорит, что подобные телесные защиты ограничивают дыхание. Правда, также говорится и о неэффективности одних лишь теоретических разработок.

Для того чтобы явно высвободить материал бессознательного и сверхсознательного (Гроф часто ссылается на Юнга), необходимо использовать автономную функцию организма человека - дыхание, но при этом оказать на нее волевое влияние, - сделать дыхание учащенным и более глубоким с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса (в более раннем варианте это дыхание с форсированным вдохом и спокойным выдохом). При этом указывается, что специфическая процедура дыхания менее значима по сравнению с концентрацией и осознанием процесса. Говорится, что дальнейший характер и направление такой практической работы будут зависеть от индивидуальных особенностей. Можно лишь описать только наиболее общие и статистически значимые варианты. Сам Гроф, можно сказать, "заворожен", в основном, изучением глубоких и гладких течений трансперсональных и некоторых перинатальных сфер. Его привлекают описания света невероятной красоты, ощущения полного расслабления, оргазмический опыт, выход за пределы времени, пространства и собственного "Я" испытуемого, которые проявляются все больше по мере нарастания количества сеансов. Что касается более простых и примитивных переживаний, то это "… уровень биографических воспоминаний и индивидуальное бессознательное. Хотя явления, принадлежащие этой категории, имеют прямое и серьезное отношение к обсуждению, подробно их описывать все же нет необходимости. И вот почему: большая часть традиционных подходов психотерапии ограничивалась именно этим уровнем психики". (Гроф, 2000. - с.53).

Среди тех немногочисленных описаний начальных эмоциональных и физических переживаний, Гроф также указывает на "гипервентиляционный синдром", в частности, на самый обсуждаемый и противоречивый симптом этого синдрома - "карпопедальный спазм", упоминаемый так же как тетания. Гроф указывает, что на основании дыхательных сеансов сотен людей традиционное понимание этого спазма неверно, - характер их подобных переживаний заметно отличается от "карпопедального спазма" тем, что эти напряжения в различных частях тела при продолжительной гипервентиляции (1,5-2,5 часа и больше) прогрессивно нарастают, приводят к критической кульминации и заканчиваются глубокой релаксацией.

Причем, паттерны распределения этих напряжений (кисти, стопы, шея, плечи, поясница, а также давление в голове и области глаз, сдавливание горла и живота, сжатие челюстей, теснота в груди, потение, слюноотделение или сухость во рту и пр.) могут заметно отличаться у разных людей. "Не являясь простыми физическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей, и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека" (Там же, с. 76). Это могут быть как привычные напряжения, например, связанные с профессиональной сферой деятельности, так и достаточно старые проблемы и травмы, а также проблемы перинатального характера. Оставить эти проблемы в теле означает, по Грофу, - не завершить гештальт. То же относится и к эмоциональным переживаниям - гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувства неудачи и униженности, вины, уничтоженности и т.п. С этой точки зрения, проблемы гипервентиляции у больных можно рассматривать как попытки самолечения, а значит и спонтанную гипервентиляцию нужно всячески поддерживать, но не подавлять. В повторяющихся дыхательных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций заметно снижается. Это может произойти как за один длинный сеанс, так и за несколько дыхательных занятий. "Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных застарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки" (Там же, с. 74).

Далее приводятся два способа этой разрядки, которые могут нас заинтересовать.

Первый способ отреагирования подобен течению истерии (описанной, в частности, в работах Фрейда). Это активные движения конечностями и всем телом, вскрикивания, манипуляции с дыханием, рвотные позывы и пр., которые заканчиваются катарсисом. Здесь нужно побудить дышащего полностью подчиниться всем возникающим эмоциям, ощущениям и проявлениям физических энергий, так, чтобы обнаружить свой соответствующий способ выражения этих различных энергий через звуки, движения, гримасы, позы и пр. Этот способ применяют, в частности, при лечении травматических и эмоциональных неврозов. Первый способ можно назвать изометрическим и он аналогичен спортивным тренировкам по поднятию тяжестей, где мускулы постоянно меняют длину.

Второй способ изотонический и он подобен боксу, где мускулы поддерживаются в постоянном тонусе. Указывается, что второй способ более нов и эффективен в психотерапии. В этом случае дышащий поддерживает длительное напряжение мускулов с помощью продолжительной гипервентиляции. Напряжение экспоненциально растет, достигает какого-то максимума, задерживается на какой-то промежуток времени и затем падает, приводя к телесному расслаблению. Причем, дышащий не направляет этот опыт "вовне", позволяя тем самым энергии напряжения высвободиться через мышечное отреагирование. На конечных стадиях такого процесса, если процесс все же не имеет разрядки, уместна специально разработанная работа с телом, но, как снова указывается: положительный терапевтический результат сеанса обратно пропорционален количеству вторжения извне, где самый качественный голотропный процесс, - это процесс без активного вмешательства помощника. С нашей точки зрения, второй процесс можно назвать "мышечный катарсис", в то время, как первый процесс - "общий катарсис". Оба способа эффективно дополняют друг друга на разных стадиях дыхательного процесса. Появление любого симптома в таких процессах должно рассматриваться руководителем как начало выздоровления, но не как начало болезни, - это выход заблокированной энергии и предельно сконцентрированного опыта.

Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, или в отношении каких-то определенных жизненных целей, а может охватить одновременно всю жизнь человека.

Проявляющиеся симптомы отражают усилия организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Одновременно это поиск своей собственной сущности и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. Это спонтанная терапевтическая активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Холотропное дыхание активизирует бессознательное, высвобождает энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах и переводит статическое равновесие этой энергии в поток опыта. При правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблемы, психосоматическое излечение и эволюция сознания.

Ребефинг.

Ребефинг (от англ. rebirthing - возрождение, духовное воскресение) - система связного осознанного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего - травмы рождения. Основные задачи ребефинга это:
- научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух;
- разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

В ребефинге особое внимание уделяется следующим аспектам:
а) высвобождению дыхания, высвобождению энергии;
б) проработке 5 Великих Проблем:
- травмы рождения,
- синдрома родительского неодобрения,
- специфических негативных идей ("Жизнь плоха", "Мир жесток, в нем царит закон джунглей" и т. д.),
- неосознанного стремления к смерти,
- прошлых жизней;
в) концепции "Мысли творят реальность". Мысли типа "Я не могу...", "Это не для меня..." и т. п. сужают сферу возможных решений и ограничивают жизнь. Цель этого аспекта ребефинга - переделать все минусы в плюсы.

Ребефинг имеет яркий духовный оттенок и является частью более широкой системы, которую Л. Орр называл йогой вечной жизни. Система включает 9 основных принципов: очищение Водой, Огнем, Воздухом, Землей, Карма-йогу, Мантра-йогу, Любовь, Милость и Уважение.

Внутри ребефинга разработаны различные форматы : "сухой", "водный" и др. Форма взаимодействия с клиентом - индивидуальная.

Ребефинг (реберфинг) по сравнению с дыханием Грофа (см. Холотропное Дыхание) не претендует на весь спектр человеческого опыта. И в теории ребефинга нет столь разработанной картографии психики, как в голотропном дыхании.

Можно сказать, что ребефинг и менее научен, хотя в последнее время наблюдается тенденция слияния этих двух моделей дыхания, проявляющееся в самых разнообразных формах, - от простой подмены названий до сложной интеграции, приводящей к образованию новых методик дыхания. Если же говорить о ребефинге в узком смысле, то эта техника дыхания в большей степени акцентирована на достижение конкретного личностного результата. Если у Грофа основная инструкция дыхания сводится к тому, чтобы следовать за процессом отреагирования: позволить телу высвободить стресс, пройдя через все переживания спонтанно и с полным осознанием происходящего, принимая все как приходит, то в ребефинге основная идея - "мысль материальна", или "мысль творит действительность".

Класический ребефинг и вайвейшн

Основоположник ребефинга Леонард Орр рассматривал свою дыхательную технику как часть более широкой и философски глубокой системы, названной им "Йога вечной жизни". Поэтому, его подход к дыханию отчасти метафизичен и строится на "энергетическом" принципе - вдыхание и высвобождении энергии. Например, процесс повторного переживания рождения (собственно, "rebirthing") у Орра имеет несколько символическую окраску, чем у Грофа. Если на дыхании по Грофу такое "перерождение" или отдельные его элементы просто могут спонтанно фиксироваться у дышащего, то у Орра они модулируются и заранее задаются. Работа по Орру (и не только дыхание) строится на использовании афирмаций - глубинных утверждений, т.е. определенных положительных высказываний, трансформирующих желаемое в убеждение (и далее в действительность).

Ученица и сподвижница Орра Сандра Рэй, тщательно разработав этот подход с Бобом Менделом, создала свою психотехнологию "Тренинг Любящих Взаимоотношений" с использованием так называемого "связного дыхания" (углубленное дыхание без пауз между вдохом и выдохом и между выдохом и вдохом), а также элементами коммуникативных тренингов и использовании афирмаций. В методике по Рей прорабатываются афирмации любви, удовольствия, телесных ощущений, интимной жизни и пр. Таким образом, дыхание по Орру дает больший акцент не на телесные (и эмоциональные) приоритеты, а на ментальные, которые в данной статье нами не рассматриваются в силу достаточной освещенности данной темы.

Тренинг Любящих Взаимоотношений (LRT).

LRT - тонко и подробно разработанная психотехнология, использующая связное дыхание, элементы коммуникативных тренингов, работу с аффирмациями (глубинными утверждениями). Акцент делается на концепции "Мысли творят реальность".

Система состоит из множества упражнений, техник и процессов, позволяющих прояснить "негативные мысли" и начать улучшать качество отношения к себе, своему телу, родителям, сексу, деньгам, работе, Богу и т. д. "Отношения - это все" (Сандра Рэй).

Вайвейшн.

Проблема взаимоотношений эмоционального опыта и опыта физического в большей степени раскрыта у других последователей Орра - создателей так называемого "интегративного реберфинга" (ИР), или техники "вайвейшн" Джима Леонарда и Фила Лаута. Авторы систематизировали и теоретизировали ребефинг, введя новые термины и соотношения, например, пять элементов ребефинга, где циркулярное (или связное) дыхание является первым элементом. Основной лейтмотив ИР, согласно авторам: "…можно с полным основанием сказать, что он использует разум, чтобы коснуться тела" (тотальное внимание - второй элемент ИР) (Ленард, Лаут, 2000, - с.3). Отвергнув понятие "освобождение", было введено понятие "интеграция" опыта. Интеграция, согласно ИР, устраняет всякую неоднозначность во время дыхания, излишнюю мистификацию и ненужную "философию". Интеграция, путем активации различных эмоциональных и телесных переживаний призвана устранять двойственность отношения к переживаемому опыту, порождая наслаждение и определенные моральные принципы: "…проинтегрировать - значит прекратить действовать неправильно. Наши возможности дисциплины и морали - это два наших великих благодетеля".

Вайвейшн (от лат. vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, живой, пламенный, сильный), другое название метода - интегративный ребефинг. В ребефинге Л.Орра существовало понятие "высвобождения", и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии.

Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, которые позволяют быстро и эффективно прийти к интеграции. Этими элементами являются:

1. Циклическое дыхание
2. Полное расслабление
3. Детальное осознание
4. Интеграция в экстаз
5. Делай то, что ты делаешь, желания достаточно.

Интеграция - слияние части с целым. При этом частью является подавленная, вытесненная структура (конфликт, стресс, табуированное желание и т. д.). В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Джим Ленард считает, что сам процесс интеграции экстатичен. Интегрированность - способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.

В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания. Существуют различные ступени обучения интеграции:
- "сухой" вайвейшн;
- "водный" вайвейшн;
- "амбулаторный" - закрепление навыка интеграции в повседневной жизни (за едой, за рулем автомобиля и т. д.).

Вайвейшн - скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и умопомрачительных путешествий. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощущениям тела здесь и сейчас. Целью вайвейшн является не изменение реальности, не открытие новой и даже не воспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с реальностью этой.

В рамках проводимой в 1992 году Третьей Международной Конференции МАСД (Международная Ассоциация Свободного Дыхания) изучалась связь некоторых биографических факторов с личными особенностями инструкторов, регистрируемых с помощью 16-PF. Было установлено, что у инструкторов ИР самая высокая сила суперэго по сравнению с инструкторами других дыхательных методик. (Молоканов, 1994, - с. 49-52). Согласно этому исследованию, ИР ограничивает свободу от социальных и моральных норм и условностей в большей мере, чем другие дыхательные методики.

Свободное дыхание.

Свободное дыхание - более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного естественного дыхания. Это техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов.

Свободное дыхание позволяет радикально изменить ситуацию, резко ускорить терапевтический процесс, обеспечивает непредвзятость подхода, активизирует творческую активность бессознательного. Эта техника запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности и обеспечивает готовность решать проблемы.

На технологическом уровне Свободное дыхание выражается в 5 элементах, два из которых аналогичны соответствующим в вайвейшн, три других отличаются по смыслу и содержанию. Этими элементами являются:

1. Полное расслабление.
2. Связное дыхание.
3. Объемное внимание.
4. Гибкость контекста.
5. Активное доверие.
Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование, а их сочетание - системный характер. Большое внимание уделяется технике дыхания и контекстуальному использованию различных классов дыхания. В рамках Свободного дыхания разработаны различные форматы работы: "сухой" и"водный" процессы, процессы с зеркалом и глаза в глаза, контекстуальные процессы, направленные на решение определенного круга проблем.

Интенсивные интегративные психотехнологии - открытое пространство теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Это объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких, как ребефинг, свободное дыхание, вайвейшн, холотропное дыхание, а также различных других методов интеграции сознания.

Тема эмоционально-динамического и телесно-физического фактора представлена в ИР несколько неожиданным образом. Авторами этой методики эмоции рассматриваются как результат сопротивления чему-либо. То есть эмоциональный фактор в ИР принимается только в "негативном" контексте, - он является мишенью проработки. Цель ИР - порождение состояния счастья, которое ИР не считает эмоцией (полная релаксация - третий элемент ИР). Эмоции активируются в ИР и интегрируются в блаженство (интеграция в радости - четвертый элемент ИР). То же касается и телесных ощущений. Но они не усиливаются сознательно, как это происходит в дыхании Грофа, а скорее даже избегаются, особенно то, что касается тетании. Гипервентиляция в ИР также считается крайненежелательной. По мнению авторов ИР, 90 % дышащих испытывают тетанию в той или иной степени. Причина этого, - развития "паттерна контроля", - "…т.е. они воображают, что могут контролировать то, что предохраняет иллюзию от разрушения. (…) Тетания - это результат сопротивления разочарованию" (Ленард, Лаут, 2000, с. 40-41). Механически это выражается, кроме самой гипервентиляции, в контроле и форсировании выдоха, что можно избежать, если выдох не контролировать. Снятие контроля выдоха (при всем многообразии способов контроля вдоха) обеспечивается пятым элементом ИР - полным доверием к процессу.

Ребефинг, в силу большей доступности техники (и абстрактности названия) имеет массу "продолжений".

Свободное Дыхание

Свободное дыхание (СД) - отечественная модель, вышедшая из ребефинга, хотя голотропное дыхание также относят к стилям СД.
Здесь сохраняется прежнее отношение к выдоху, и в связи с этим отчасти и к телесным ощущениям тетании и пр. СД не стремится к кульминации напряжений в теле, но и не уходит активно от них, предлагая найти способ заменить телесную скованность на эмоцию, например, печаль. Так, что касается эмоционального опыта, то СД принимает и его, как впрочем и ментальный опыт, но в каждом отдельном случае акцент делается на чем-то одном. СД также и не стремится к блаженству, вводя принцип "гибкости контекста" вместо принципа "интеграции в радости" ИР (другие принципы ИР сохранены). Интеграция по СД - вскрыть конфликт и перевести его в осознание, не обманывая себя иллюзией самодостаточности: "Интеграция - это присоединение части к целому с целью согласования всех частей" (Молоканов, 1994, - с. 13). СД стремится к тому, чтобы любые эмоции сделать достоянием действительности (возможно, это проявление русского менталитета). Телесные ощущения принимаются на первых занятиях, после чего они нивелируются, переходят в различные эмоции, а эмоции интегрируются в целостном опыте.

Тренеры СД считают, что ребефинг вышел из депрессивных качеств самого Орра, - это скрытый всепоглощающий страх смерти, приводящий его не раз к суицидальным мыслям. Отсюда и основная стратегия всех видов ребефинга, в отличие от голотропного дыхания - "адаптировать" эти депрессивные настроения в сфере практической жизни, - сделать их тем самым не депрессивными на субъективном уровне их восприятия.

Целостный опыт состоит из набора 3-х начальных опытов, наличие которых рассматриваются СД необходимым для нормального функционирования психики. Но у обычного человека они в дисбалансе. Отсюда и жизненные проблемы. Правда, возможна так называемая "спонтанная интеграция" во снах, в "озарениях" и пр. Задача СД - сознательно интегрировать телесный, эмоциональный и ментальный опыт.

В отличие от Грофа, СД не стремится довести общее напряжение отдельной дыхательной сессии до конца. Здесь речь идет о 16 занятиях 1-2 раза (и больше) в неделю, т.е. реально о 2-х месяцах психологической работы. Это сроки успешной интеграции, которые обоснованы экспериментальными исследованиями в рамка МАСД в терминах устойчивых личностных изменений благодаря методики СД. К таким изменениям относится, прежде всего, повышение уровня самоактуализации и улучшение психологического здоровья клиентов в целом (Там же, с. 32-52).

Другие модели глубокого дыхания

Как уже было сказано, в настоящее время наблюдается существование многообразия "дочерних" методик ребефинга и голотропного дыхания, их мультимодальность. Давайте осветим некоторые из них, в дополнение к предыдущим.

Обращает внимание общая тенденция почти всех методик по отношению к оптимальному количеству времени и занятий подобными методиками. Гроф ссылается на длительную многомесячную работу для получения стабильных результатов дыхания, при этом каждый процесс должен быть относительно завершен. Специалисты по свободному дыханию рекомендуют 16 занятий для закрепления возросшей самоактуализации и других личностных качеств.

В руководстве по ребефингу Холова (Холов, 2001) мы обнаруживаем 10 занятий (это минимальное количество), причем указывается, что первое занятие - это своеобразное знакомство с ребефингом и первое знакомство "со своими составляющими"; первые пять сеансов необходимы для прохождения опыта столбняка, подавленной анестезии, драматических эмоций и других странных и по своему "прекрасных" ощущений. Последние пять сеансов дают более глубокий и тонкий опыт, где каждая последующая интеграция будет проходить легче и естественнее. В итоге, как указывается, "каждый может стать компетентным в получении своих собственных результатов" (Там же, с.102).

У Доулинг (Доулинг, 2001) говорится, что количество необходимых сеансов, может быть и меньше десяти, и больше, также варьируется и интервал, но оптимальный интервал, по ее мнению - одно занятие в 2-3 недели. Сайссон (Сайссон, 1999) также говорит, что после двух сессий рождаются приятные ощущения контролируемости протекающих по телу энергий, после чего процесс становится все легче и вместе с тем более ответственнее для дышащего .

Холов различает проявления эмоций; он говорит, что сам по себе этот феномен не есть глубокие чувства, следующие параллельно с расслаблением (второй принцип ребефинга). По его мнению, такое выражение поверхностной эмоциональности может сопровождать удержание подавленных более глубоких эмоций, т.е. мешать интеграции и тем самым порождать нежелательные драматические результаты.

Хотя Сайссон указывает, что в первые годы своего возникновения ребефинг использовал драматизацию, от которой впоследствии отказались в пользу мягкости; считается, что выражение эмоций не приводит к интеграции и не устраняет подавления. У Грофа же такой путь яркого эмоционального отреагирования приемлем, хотя и признается менее эффективным, чем путь дальнейшего нагнетания напряжения в теле (чего ребеферы просто избегают и предпочитают телесное расслабление).

Доулинг указывает, что внутренний мир эмоционален, но в процессе дыхания эмоции растворяются и направляются "в нужные места". Осознание энергетических паттернов в теле (по Райху - "мышечных панцирей") влечет за собой осознавание чувств и эмоций, которые прячутся за этими паттернами. Убирание одного такого слоя влечет за собой появление следующего. Доулинг различает такие чувства, как радость, спокойствие и удовлетворение как на уровне тела, так и на уровне эмоций. Она предлагает принцип "принятия всего как части процесса" (вместо "интеграции в радости") и связывает эмоции во время дыхания с верхней, или "ключичной" фазой дыхания (которое, по ее мнению, предпочтительнее), а телесные ощущения с нижним дыханием животом, но в целом, по Доулинг, и опыт телесный, и опыт эмоциональный суть различные проявления эмоций.

"Энергетическими паттернами" некоторые авторы называют не только "мышечные панцири", но и мысли, чувства и все ощущения в любой момент дыхательного процесса (Сайссон, 1999). Активировать и объединить эти три уровня - задача интеграции, эта задача противопоставляется вытеснению и освобождению, хотя речь может идти об освобождении от травмы, но не переживании ее заново, как у Грофа.

Общая тенденция ребефинга во всех его проявлениях (даже когда он "скрещивается" с дыханием Грофа) - минимизация активности и превращение его в технику спокойного осознания дыхания, наподобие индийской Пранаямы, китайских Цыгун, Тайчи и т.п., которые используют немалую долю активности и импровизации во время практики. Эти восточные техники относятся к спокойным режимам нагнетающего дыхания как к самомассажу тела изнутри с помощью вдоха.

Ребефер Бегг (Бегг, 2001) и предлагает делать акцент на вдохе, расслабив при этом выдох. Поиск расслабления обусловил существование огромного количества вариантов ребефинга: в теплой и холодной воде, сидя и лежа, в одиночку, в парах и в группе, глядя в глаза напарнику и сидя перед зеркалом, детям и пожилым людям, при беременности - словом, практически во время любой деятельности, и в идеале в течение всей жизни. Именно по этой причине, на наш взгляд, ребефинг относительно ближе к сфере "народной" психологии, чем дыхание по Грофу.

В завершение обзора мне бы хотелось коснуться истории появления дыхательных психотехник на территории бывшего СССР. Техники осознанного связного дыхания вошли в арсенал современной практической психологии в 70-х годах, а к нам они попали лишь в конце 80-х. В сентябре 1988 г. Советский Союз посетила Сандра Рэй, одна из ведущих ребеферов Америки, ученица и ближайшая сподвижница Леонарда Орра. Весной 1989 г. при содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав и Кристина Гроф приехали в Москву. Они прочитали несколько лекций по трансперсональной психологии и провели семинар по Холотропному дыханию для медиков-профессионалов.

В настоящее время существует 3 авторитетные обучающие программы дыхательным психотехникам: Московский Трансперсональный Институт проводит обучающие семинары по Холотропному Дыханию и трансперсональной психологии (директор - Владимир Майков); МАСД (Международная Ассоциация Свободного Дыхания) проводит семинары по ребефингу, вайвейшн и Свободному дыханию (координатор - Сергей Всехсвятский); и профессиональный тренинг по интенсивным интегративным психотехнологиям "Инсайт" Владимира Козлова в Ярославле.

С 1996 года в Харькове тренинги по интенсивным интегративным психотехнологиям (ребефинг, вайвейшн, Холотропное дыхание, Свободное дыхание) проводит Трансперсональный Клуб. Тренинги проводят инструкторы, прошедшие обучение в Московском институте Трансперсональной психологии. Кроме того Трансперсональный Клуб предлагает тренинги с использованием телесноориентированных, танцевальнодвигательных и шаманских психотехник, медитативных и тантрических практик; трансовые и медитативные дискотеки, художественные выставки, концерты, перфомансы.

Продолжение про психологические технологии http://healthy-back.livejournal.com/41891.html (https://healthy-back.dreamwidth.org/89515.html)

Психосоматика, Причины, Альтернативная медицина

Previous post Next post
Up