glorf in hda

Краковянка

Nov 02, 2012 22:56

Все танцуют Краковянку, но до сих пор никто не сделал полного описания своей версии. Предлагаю обсудить и уже выложить:


Припев (одинаковы для Краковянки с фигурами собственными и для кадрилевой):

Во 2-м две одна против другой стоящия и начинающия пары взявшись за руки делают с мест своих traversé четырмя боковыми мазурочными шагами, дабы остановиться на противуположных местах; а когда оканчивающие после них тоже повторили и теми же шагами; то первые идут retraversé à sa place, что и оканчивающие выделывают. В этой фигуре traversé и retraversé, выделывая оную по Краковски, должен кавалер с дамою в боковых шагах прямо поворотиться к себе и держать руки выше, противуположно ногам и месту, а другия пред грудью вытянуть, наблюдая однакож всегда легкое сложение в пальцах и круглость в локтях.

Описание легко разбирается, есть лишь один вопрос: переход пары идет каждым партнером на место визави или все парой (какая позиция пары в конце - правильная или неправильная). С учетом симметричного перехода обратно мне кажется правильным вариант когда позиция меняется и переход на место визави для каждого партнера. Расход кавалерами взят из описания русской кадрили.

Танцующие в главных парах разворачиваются к парнерам и берутся внутренними руками (кавалер левой рукой берет правую руку дамы) и держат их закругленными на уровне груди; внешние руки подняты так, чтобы ладонь была обращена к танцующему и находилась на уровне головы.

Такты 1-4. В этой позиции главные пары за 4 голубца делают traversé, расходясь кавалерами и встают на место визави в неправильной позиции (кавалер справа от дамы).

Такты 5-8. Повторение тактов 1-4 боковыми парами.

Такты 9-12. Главные пары повторяют такты 1-4 симметрично (за внутреннюю руку, расход кавалерами) до своих мест.

Такты 13-16. Повторение тактов 9-12 боковыми парами.

Такты 17-24. Главные пары исполняют Chassé croisé:

Петровский дает довольно подробное описание фигуры:

...дамы танцовать могут pas des pirouttes с балансом , а мущины коим приличны более смелые шаги, выделывать двумя мазурочными боковыми шагами с балансом на месте поворачиваемым боковым шагом с окончанием одного pas de Zephir, или топающими, отбиваемыми о пол шагами, однако в меньшей силе против тропака. Сей последний шаг народный, не имеющий до сих пор названия, выделывается так: когда должно идти вправо, начинать с правой же ноги, прыгнуть на ней не свысока, дабы левая назади на воздухе осталась, задерживая немного и неподскакивая отбить пяткою ея о пол, дабы осталась впереди на воздухе, и сим образом надлежит 4 раза выделывать с вышеозначенным балансом на месте, что должны повторять и оканчивающия 2 пары. В сей фигуре замечать должно, дабы когда даме следует влево а кавалеру вправо идти и обратно на свои места поворачиваться, начинать с той ноги в которую сторону кто идет, а для избежания замешательства, при встрече, кавалер уступив даме место, выделывал бы шаги свои назади...

Схема как мне кажется очевидна: это типичное шассе-круазе туда и обратно с балансом на конце. Слово "поворотившись" означает "возвращаясь". На то, что обратно возвращение такое же указывает не только использование термина из кадрилей (Петровский использует его еще только один раз в Тампете и там, сравнивая с другими схемами Тампета, это классический вариант круазе), но и сложный алгоритм для выявления ноги с которой начинать. Шаг для дамы подробно описан в начале книги, а для кавалеров проблему составляет только баланс: Петровский при описании Матредура пишет, что обороты кавалерам не свойствены (они и правда некрасиво получаются) так что "поворачиваемым боковым шагом" означает разворот к своему партнеру или к боковой паре. Оба варианта находят подтверждение в тексте, однако разворот к партнеру более удобен и кажется мне более логичным.

Дамы делают влево с левой ноги дважды связку jet'e во II позицию и пируэт, два glissades croisées влево (закрытия назад и вперед) и два вправо (закрытия назад и вперед). После этого дамы повторяют эту же связку вправо.
Кавалеры, проходя позади дам, исполняют свою вариацию:
1-й вариант: два голубца вправо, еще один, разворачиваясь лицом к даме и pas Zephir на правую ногу с пристукиванием. Обратно на тех же шагах симметрично.
2-й вариант: 4 "народных" па краковянки - прыг правой (раз) и топнуть левой (и), подняв ее в конце шага. После этого один голубец с правой, разворачиваясь лицом к даме и pas Zephir на правую ногу с пристукиванием. Обратно на тех же шагах симметрично.

Такты 25-32 Повторение тактов 17-24 боковыми парами.

Для последнего колена Петровский предлагает два варианта:

В колене 4-м общий вальс, или же Краковянка в одну сторону боковыми мазур: шагами, в другую же или chassé, или простыми шагами Краковянки, перебирая ногами при подскочении в 4-й позиции, которые с сего времени станем называть pas des Cracoviens.

Поскольку это варианты, по-видимому, на выбор для танцующей пары, то должна быть возможность разным парам выбрать разные варианты. Получаем следующую схему (окончание на па зефир выглядит стандартным для краковянки):

Такты 33-40 Все в парах по кругу вальс или голубцы в закрытой паре по ходу танца.

Такты 41-48 Все в отрытых парах идут до своих мест за 7 шассе и pas Zephir или на pas de Cracoviennes (шаг-подпрыжка).

Куплеты краковянки с фигурами собственными (кадрилевую я подробно не разбирал пока):

1. Rond: Hfp,bhftncz jlyjpyfxyj

Такты 1-8 Все в кругу держась за руки влево 7 голубцов и pas Zephir (или 6 голубцов и Jete и Assemble).

Такты 9-16 Повторение тактов 1-9 вправо.

2. Passé les dames:

Такты 1-4 Все дамы, разворачиваясь правым плечом в направлении кавалера визави, поднимают левую руку (как на traversé) в припеве и за 4 голубца переходят к кавалеру визави.

Такты 5-8 Tour sur place с кавалером визави вправо в стандартной вальсовой позиции на голубцах.

Проблема только в позиции для оборота, но у Петровского нет четкого описания для позиции на турсюрплясе. Из слов об "охвачении" скорее следует, что здесь позиция вальсовая.

Такты 9-16 Повторение дамами тактов 1-8.

3. Passé les cavaliers:

В отличие от фигур4 и 5 Петровский пишет, что кавалеры делают все также и теми же шагами. Оказывается, что в этом случае кавалеру опять будет удобно вращаться с дамой в вальсовой позиции.

Такты 1-16 Повторение фигуры Passé les dames кавалерами (также правыми плечами). За первый голубец на переходе кавалеры встают перед своими дамами, правым плечом в направлении места кавалера визави.

4. Traversé les dames:

Такты 1-2 Кавалеры исполняют на месте echappé (прыжок во II и обратно в I) и проводят под рукой дам к кавалеру слева. Дамы за два голубца влево проходят под рукой к следующему кавалеру.

Такты 3-4 Tour sur place с новым кавалером влево на голубцах.

Направление не указано, но оно должно быть удобно для дам.

Такты 5-16 Повторение тактов 1-4 до возвращения дам на свои места.

5. Traversé les cavaliers:

Такты 1-16 Повторение кавалерами фигуры traversé les dames симметрично вправо с той разницей, что кавалеры не проходят под рукой.

6. Rond:

Такты 1-16 Повторение фигуры Rond.

Вот видео с бала сета, танцующего эту схему: https://www.youtube.com/watch?v=zn0Kw4CTlRs (не все танцуют ее идеально, но схемы всех фигур понять можно)

UPD: Уточнение обсуждалось тут: http://hda.livejournal.com/176026.html
Previous post Next post
Up