Scaramouche by
Rafael Sabatini My rating:
5 of 5 stars Давным-давно, в старших классах школы, будучи "на волне" от прочтения "Копий Царя Соломона" и "Дочери Монтесумы", я проводил ревизию родительской библиотеки в происках исторической приключенческой литературы и наткнулся на томик Рафаэля Сабатини, содержавшего два произведения: "Морской Ястреб" и "Скарамуш". И если "Морской Ястреб" (о котором, как-нибудь, в другой раз) был полноценным морским приключением, то вот "Скарамуш" оказался нечто большим, а чем же именно, мне было суждено осознать значительно позднее. В школьный период оба романа мною неоднократно были перечитаны, поэтому имена персонажей плотно впечатались в память. Неожиданно вернуться к событиям "Скарамуша" меня заставил предмет истории государства и права зарубежных стран: Генеральные Штаты, французская революция, закон Ле Шапелье, Марат, Дантон, доктор Гильотен, права третьего сословия - всё это было so familiar. А потом я узнал, что у книги было продолжение.
Главный герой произведения - молодой адвокат, тролль, лжец и девственник Андре-Луи Моро, приходящийся крестным сыном мелкопоместному дворянину из Гаврийяка. Род занятий, пытливый ум и природная наблюдательность предопределяют его отстраненно-критическое отношение к происходящим в стране явлениям, связанным с растущим недовольством так называемого третьего сословия в условиях доминирования прав и интересов дворянства и духовенства. Однако, обстоятельства сложатся таким образом, что Андре-Луи будет вовлечён во всё происходящее вопреки собственным пожеланиям.
Моро становится свидетелем жесточайшей провокации, стоившей жизни его лучшего друга Филиппа де Вильморена. После чего, пылая жаждой мести по отношению к убийце де Вильморена - маркизу де Латуру д'Азиру, Моро подхватывает знамя "опасного дара красноречия", стоившего жизни его товарищу, и поднимает Рен и Нант на борьбу за права третьего сословия. Став зачинщиком беспорядков и поставив себя по ту сторону закона, Андре-Луи Моро скрывается и находит убежище в бродячей труппе комедиантов, где отдаётся новому делу со всем присущим ему энтузиазмом. В этом месте, я пожалуй, прервусь, поскольку пересказ событий книги явно не входит в мои планы, скажу лишь, что сюжет не раз столнкнёт Моро с его заклятым врагом и вражда из-за смерти друга будет усугублена борьбой за любовь прекрасной дамы. Поскольку действия романа происходят во время, предшествующее французской революции, то изменения общественно-политического уклада не могут не затронуть жизнь и судьбу главных героев.
Автор знакомит Андре-Луи Моро с реальными историческими персонажами, по-своему описывает свои впечатления об этих Личностях, но в конечном итоге "Скарамуш" остаётся историей о поиске счастья в лице мадемуазель Алины де Керкадью. Такоим образом, "Скарамуш" это живое и весьма захватывающее художественное произведение, немного страдающее от гротескности некоторых персонажей, но тем не менее полностью подкупающее очень ярким историческим контекстом.
Scaramouche The King Maker by
Rafael Sabatini My rating:
5 of 5 stars Книга, которую отечественные издатели наградили названием "Скарамуш Возвращается" (была бы третья часть, назвали бы, наверное, "Скарамуш Навсегда") хронологически следует сразу за "Скарамушем", встречая наших наших героев на пути в Кобленц, где расположились остатки французского двора во главе с братьями низложенного короля Людовика - графом Прованским и графом д’Артуа. Граф Прованский кладёт глаз на мадемуазель Алину де Керкадью, а потому всячески противится намерению Андре-Луи Моро на ней жениться - в конечном итоге стороны договариваются, что Моро предпримет все усилия по дестабилизации политической обстановки во Франции, направленные в конечном итоге на реставрацию династии Бурбонов и тогда ему будет дозволено жениться на его даме сердца. Моро вместе со своим новым товарищем - гасконским бароном де Бацем отправляются в Париж, чтобы плести в нём паутину роялистского заговора.
Удивительно, но факт - вторая книга впечатлила меня едва ли не больше, чем первая, потому что это полноценная история масштабного политического троллинга. Я понимаю, что художественное произведение носит вымышленный характер, но уж больно хорошо автор выстраивает историю того, что произошло после революции - как дитя Свободы, Равенства и Братства стало пожирать самого себя, как при помощи алчности и острого слова можно добиться большего там, где не помогают пушки наёмников. Для меня эта книга представляет собой ценность тем, что прекрасно иллюстрирует собой: ЧТО может произойти, если, не дай Аллах, к власти придут какие-нибудь Яшины, Гозманы, Миловы и прочие Касьяновы - эти прекрасные одухотворенные личности сначала увлекутся процессом люстраций представителей ненавистного им режима, а затем грызть друг другу глотки, с упоением и без какой-либо практической пользы простому народу. Будучи человеком наблюдательным, Моро прекрасно понимал, куда и как надо бить, чтобы последовательно подвести к гильотине всех, вплоть до Робеспьера, и только недобросовестность его, так скажем, нанимателя, помешала довести его план до логического завершения.
Всецело рекомендую.