Autumn Bridge by
Takashi Matsuoka My rating:
5 of 5 stars Поскольку история позднефеодальной Японии с некоторых пор представляла для меня повышенный интерес, я не мог пройти мимо дилогии Такаши Мацуока. Сказать по правде, "Осенний Мост" считается второй книгой, но так уж вышло, что я прочитал её первой и могу сказать, что нисколечко от этого не потерял. Всё дело в том, что обе книги повествуют примерно об одних и тех же событиях, но разительно отличаются хронологией повествования. Трудно сказать, какая книга по отношению к другой является сиквелом или приквелом, скорее уместным будет встреченная в какой-то аннотации позиция, что книги отражают женское (Осенний Мост) и мужское (Стрелы на Ветру) начало в истории клана Окумити.
Героями книги станут князья и вассалы Окумити - небольшого, но воинственного феодального клана, занимавшего проимператорскую позицию, потерпевшего поражение в битве при Сэкигахаре в 1600 году, но сумевшего выжить в условиях сегуната Токугава. Одной из основ могущества клана считается мистический дар (и проклятие) его князей пророчествовать о событиях, которым предстоит произойти. Свой пророческий дар князья Окумити унаследовали от госпожи Сидзуке, в жилах которой текла кровь нюргенов, ставшей супругой первого князя Акаоки. Впрочем, Мацуока создаёт куда более интересную конструкцию - даром обладает сама Сидзуке и ей приходят видения будущего, а также её потомки из числа князей Окумити, с которыми она общается и сообщает о тех событиях, которым предстоит произойти. При этом, указанные явления происходят как бы одновременно в период жизни этих самых потомков, т.е. прокладывается эдакий временной тоннель между поколениями, когда каждая из сторон уверена в собственном существовании и текущем времени и считает своего собеседника призраком. Поклонники творчества Фрэнка Герберта в этом месте должны увидеть интересную схожесть с умениями Преподобных Матерей Бене Гессерит, разве что, в отличией от ведьм Бене Гессерит, общавшихся с внутренней памятью предков, ведьма Сидзуке общается со своими потомками.
Для удобства восприятия, предлагаю считать рваную хронологию повествования, скачущую между 1281-1311 и 1796-1867 годами, кусочками мозаики, постепенно складывающимися для читателя в общую картину происходящего и происходившего с кланом Окумити на протяжении веков. А история, безусловно интересная, потому клану постоянно приходилось бороться с внешними и внутренними врагами на протяжении всей своей истории, причем в той же мере сколь книга может считаться историей клана, она может считаться историей любви, ненависти и предательства основных её персонажей. К слову, это первая для меня книга, главные герои которой находятся в оппозиции к сёгунату Токугава. Да, прославленный Миямото Мусаси, герой
одноименной книги, тоже бился против коалиции Токугава, однако, он был всего лишь ронином, а тут речь идёт о князьях и самом поворотном для Японии историческом периоде.
Прекрасное художественное произведение, сочетающее в себе историю любви, политику, интриги и мистику. Крайне рекомендуется к прочтению поклонникам творчества Фрэнка Герберта, а в особенности фанатам Дома Атрейдесов ;)
Cloud of Sparrows by
Takashi Matsuoka My rating:
5 of 5 stars "Воробьиная Туча", изданная у нас как "Стрелы на Ветру", формально считается первой книгой дилогии, и повествует об истории Гэндзи Окумити - последнего князя клана, его ближайших родственников, вассалов, а также нескольких американцев, чьи судьбы окажутся неразрывно переплетены с судьбой всего клана. После скачущего по эпохам "Осеннего Моста" практически линейное за некоторыми исключениями повествование "Воробьиной Тучи" кажется читерством :) Гэндзи Окумити, бывший одним из многих главных героев "Осеннего Моста" тут фактически становится самым главным. Будучи наслышанным о пророческом даре своих предков, он тем не менее, не особо в него верит, хотя его дед, князь Киёри, предсказал, что у Гэндзи на протяжении всего его жизни ему будет всего три пророческих видения.
Став князем в очень молодом возрасте, Гэндзи вынужден бороться с интригами могущественного князя Каваками, начальника тайной полиции сёгуната, желающего окончательно уничтожить клан Окумити и поставить жирную историческую точку в битве при Сэкигахара. Япония того периода подвергается мощнейшему международному давлению, когда США, Франция, Великобритания и Россия совместно давят на сёгунат с требованием открыть страну для торговли и христианских миссионеров. Князь Окумити, подчиняясь увиденному в пророчествах, соглашается на постройку христианской миссии на территории княжества, что в свою очередь, приводит к двум последствиям - совершив столь опасный с политической точки зрения шаг, Гэндзи развязывает руки его противнику Каваками, который использует это как повод посеять разногласия среди военачальников Гэндзи. Кроме того, следствием данного князем разрешения является прибытие американки Эмилии Гибсон, с которой у князя вопреки всем культурным и политическим обстоятельствам возникает роман.
"Воробьиную Тучу" можно считать и историей любви Гэндзи к двум женщинам: американке Эмилии Гибсон и Хэйко - самой блистательной гейше Эдо, историю примечательной тем, что даже князю не суждено в полной мере быть свободным в своих отношениях, поскольку на протяжении всей жизни он может считаться жертвой историко-политических обстоятельств и пророческого дара, которое одновременно является и проклятием.
Очень крутая книга, полная исторических интриг, экшена (причем внезапно с элементами вестерна) и драмы. Как "Осенний Мост" всячески рекомендую к прочтению.