Тема лекции "Стамбул - город контрастов".
Размеры Стамбула, не побывав там, представить невозможно. Статистические данные о 15 миллионах жителей приводят в ступор, но все равно ничего не говорят.
Стамбул не огромный - он громадный. Колоссальный. Целая страна в стране.
Турция не есть открытие, но озверелый люд предпочитает работать барбекю в Анталии, а в Стамбул ездят в основном лишь челноки, поэтому, как ни странно, приезжающие смотреть именно сам град, других смотреть а себя не показывать, это скорее исключение.
В Турции везде встречаешь Ататюрка (Мустафу Кемаля) - это местный Ленин, или, учитывая местный колорит, скорее Сапармурат Ниязов в свои лучшие годы. Названия, портреты, цитаты - везде. Поэтому главный аэропорт иначе как Ataturk называться не может.
В общественной жизни Ататюрк непререкаемое божество. Его уважают и на него ссылаются все; тех кто разбирается в политике особенно повеселит то, что истинные заветы Ататюрка нонешней Турцией совершенно не соблюдаются, и даже противостояние идеям Отца Нации мотивируется его же постулатами, вывернутыми наизнанку.
Из полусотни с хвостиком мусульманских стран мира Турция считается единственной светской.
Есть правда еще скользкий пример Албании, которая единственная страна мира, где государственной религией назван атеизм, но там, как раз, мусульманское правительство царствует на деле практически безраздельно.
Стамбул классический, древний, обалденный приморский город. Зелень, как сорняк. Морской бриз, с запахом соли и водорослей.
Город одновременно и в Европе и в Азии.
Две части города разделяет Босфор - морской пролив. Не канал, не русло - именно море.
В дымке моря на горизонте теряются очертания обжитых земель - это уже другой континент, но все еще один и тот же город.
Европу с Азией связывает мост. Над морем. На внушительной высоте, при которой проходящие под ногами танкеры кажутся мелкими шлюпками.
Историческая часть города - полуостров Золотой Рог.
Тут находится центр православия - Софийский собор, который заботливо переделан в мечеть - фрески просто закрыли полотнищами с сурами.
Дворец Султана и весь средневековый город ухватывающего восточного колорита. С базарами, мечетями, узкими витиеватыми улочками, зазывалами, закусочными и чайханами всех мастей, нереально как просачивающимися машинами.
Кстати про два последних - наверное нигде в мире нет такой культуры фаст-фуда. Смотрел когда-то репортаж про чревоугодливого американца, который в Стамбуле остался насовсем, да только и занимался тем, что лопал местную жратву. Увидев и опробовав все это безобразие - верю безоговорочно.
Если вы лопали шаурму, кебабы, хачапури и прочую снедь - забудьте. Это не оно. Близко не валялось.
Фаст-фуд обалденнейшей вкусноты. Везде.
На каждом углу завернут шаурму, в лаваш, поджаренную тут же питу, или выложат на тарелку. Мясо везде мягкое, что можно есть губами, горячее и сочное настолько, что пока тебе заворачивают очередной снедок, борешься с соблазном выхватить снедок как последний голодный скиф из голодного края.
В любую булку с сочным мясом влепят куст свежей зелени, салата всех мастей. На любом пирсе можно уговорить вкуснейшую рыбную тушку, которая свежестью и жаром аж плачет. Да точно так же в сторонке, как выходец голодного Поволжья, с винным соусом, лимоном да зеленью с грядки, уговорить.
Попробовал зайти в ресторан - дурное дело. Не, так же вкусно, но долго - вопрос чревоугодия не стоит - питаться только в уличных лавках.
Помимо этого - всегда и везде все средиземноморские салаты, которые готовят из свежего продукта при тебе. Кукуруза горячая с маслом и солью.
Все масти восточных сладостей.
Сласти поедаются, кстати, для нас несколько непривычно - с водой. Чай пьется без закуси - очень крепкий и горячий. Кофе местный наоборот - чуть теплый.
Из холодных напитков везде есть айран - по сути подсоленный кефир.
Все это вкуснейшее богатство можно купить в любом заулке по смешным ценам.
Вождение.
Когда меня вез первый таксерро я подумал, что так водит только он. Потом убедился, что так водят все.
Местные водилы - смесь профессионализма с раздолбайством.
Турки с переключением скоростей не дружат. Разгоняются на первой до сорока, когда мотор начинает жалобно стонать и грозить умереть, на второй - до 60-ти, на третьей до ста, четвертой не пользуются вовсе.
Причем, очевидно, уверены, что так и надо, оттого коробка-автомат в Турции не практикуется особо - она нарушает гармонично сложившуюся картину.
Ездить предпочитают быстро, причем гонят всегда по узким проулкам, яростно бибикая, а на свободной трассе всегда тащатся как на ишаке.
Если впереди узкий проезд или затор - разгоняются, чтоб влететь в него на скорости. Если не получается влететь - задний ход (задом ездят, кстати, на такой же скорости что и вперед), а потом снова как на штурм с прежней скоростью.
Естественно на пешеходов никто не смотрит, да и просто в зеркало глядят нечасто.
Но ни одной аварии не видел. Плюс паркуются мегавиртуозно. Когда при мне припарковались на краю обрыва на скорости, да так, что от колес по 10 сантиметров до края - я выматерился, и не смог не зауважать.
Как в любом мегаполисе, в Стамбуле есть помимо исторического центра деловой центр - с офисами и парками, стадионом Галатасарай, и тихими холмистыми улицами, широкими и непривычно малолюдными.
Посреди - Истикляль Каддеси - пешеходная торговая улица, с ходящим посреди туристическим трамваем, и кучей местных неформалов, которых, кстати, в Турции до херовой тучи.
От клянчащих денег панков, через старых местных трэшеров, и до суровых хайратых братов во всяких страшных бурзумовских футболках.
Там же есть некий Туннель - одно из самых старых метро в Европе. Просто с улицы входишь в обычное административное здание, а там в стене кирпичный туннель, с запахом подземной сырости, и по нему, под землей, в горе, ходит древний фуникулер.
Есть старинная азиатская часть - Ускюдюр, где лепятся друг на друга крошечные и некрошечные домики, всех пестрых мастей, где кварталы трущоб, где даже названий улиц нет и номеров домов (письма приходят туда примерно как «Мустафе, поворотя налево во двор, спросить Ахмеда, чтоб передал, его там каждая собака знает»).
Кстати дома и строения в Стамбуле впечатляют отдельно - очень много жилых домов создаются по принципу - находится участок крепостной стены, а к нему просто достраивается из всего подручного материала дом.
Есть строения просто нереальные. Дом в ширину лоджии. Длинный. И пятиэтажный.
Не хватит никакого времени, чтобы обойти и увидеть все масти этих колоритных уродцев.
Помимо центра в Стамбуле есть, разумеется, окраины.
Стамбул огромен настолько, что я, возжелав доехать до окраины, сделать этого с первого раза не смог.
Потом - не заметил классических спальных районов. Есть, конечно, горстки высотных жилых зданий, но все они обязательно перемежаются стандартной, пестрой, однородной восточной застройкой, с арыками, бельем на балконах, трущобами, бетонными грязными колодцами.
Транспорт в городе неплох - скоростной наземный трамвай, с ветками паутиной, но в которых не заблудишься. Совершенно умопомрачительное, комфортное, чистое современное метро, в котором отдельные поезда могут мало того, что уходить с одного пути но разные линии, но и делать это разъединяясь по вагонам.
На любой безнадежный случай - в любой точке города таксеры. Такси цивильное - все по счетчику, торговаться ни с кем не надо, причем счетчик считает по километражу, без времени - так что никакой водила не заинтересован держать тебя в траффике.
По первому впечатлению от Стамбула - Запад с восточным колоритом. По финальному впечатлению - однозначно, глубокий, дремучий Восток, с кивками в сторону Запада, которые тоже, не более чем восточные миражи.
Город однозначно стоящий того, чтобы в нем побывать не единожды.
Турция - мировой лидер по числу национальной символики. В любой точке - куда не глянь, хоть один на глаза попадется
В любом общении с турками со словом "сиктыги" осторожнее
Хасан ахуел
Турецкие коммунисты обыграли национальный символ самым изящным образом
Луна на Азией. Вид из Европы
Европа
Азия
Пристанище немногочисленных стамбульских католиков