Бэнкси - легенда, потому что даже в наш современный век умудряется оставаться всемирно известным персонажем, сохраняя анонимность.
Есть, конечно, некоторые предположения о том, кто это - но ни одного доподлинного доказательства.
Бэнкси - собирательный персонаж, от его имени работает группа? Может быть.
Это как субкоманданте Маркос, предводитель повстанцев, носящий маску - который сказал, что любой, надевающий такую же маску, становится субкоманданте Маркосом - потому что не только персоналия определяет легенду, а потребители легенды.
Это главный признак творчества - оно, если оно настоящее, всегда переживает создателя - и дальше живёт собственной жизнью.
Это к модному сейчас разговору относится также - что есть современное искусство?
Хуй, поднятый арт-группой "Война" в Петербурге - это искусство? Художник Павленский, прибивший яйца гвоздями к Красной Площади - искусство?
Куча говна посреди музея - искусство?
Просто забытая посреди музея груда хлама, принятая посетителями за экспонат, и вызвавшая эмоции - искусство?
Где грань? Как понять, что является искусством а что нет?
Ответ простой и дурацкий - искусством является всё то, что зрители определяют искусством.
Критерии? Нет критериев. Доказательства? Нет доказательств.
Ну один критерий только - цепляет или не цепляет.
Шедевры создают не сколько художники - шедевры создают их зрители.
Это не художник определяет, искусство ли то, что из него вышло - это зритель решит. И время.
Влияет ли на это личная история художника? О, ещё как!
Именно поэтому на свете множество действительно классных и интересных произведений - а они не вызвали резонанса. Потому что интриги не было, связанной с их рождением.
А хватает и обратного - фиглярства, которое впрочем удачно зашло в мировое информационное пространство в нужное время в нужном месте.
Люди любят быть одураченными, проведенными вокруг пальца, разозленными. Люди любят, когда их интригуют, волнуют, дразнят.
Люди - сплетники. Любят судачить.
Те, кто строит из себя святош и морализаторов - те любят сплетничать с утроенной силой.
Люди - мазохисты. Любят когда их оскорбляют. Когда кто-то, не считаясь с их жалкими мещанскими интересами, просто сгребает их волевою рукой.
Ну и вот - всё, что дарит простор для сплетен, интригует, множественно рушит стереотипные ожидания - всё это запомнится. Всё это назовут искусством.
Но что определяет? Ведь много же на свете таких же уличных художников как Бэнкси - и дерзких, и бунтарских - но почему Бэнкси на слуху, а бетонные глыбы с его рисунками продаются на аукционах за какие-то аховые деньги, а остальные размалевали стены - и ничего.
Почему так?
Ответ тоже простой и дурацкий - нипочему.
"То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества" (с) М.Гладуэлл
Усекли? Последнее определение наиболее безжалостное - "и случайно полученного преимущества".
Это означает - кому-то повезёт, а кому-то нет. И не надо тут торговаться с Богом по пустякам, если вам не повезло. Если повезло - так тем более не надо.
Главная опасность художника - погоня за корректностью, за форматом. Попытка угадать, что же понравится зрителю - результат у этого всегда будет скучный. Потому что зритель не знает, на самом деле, что же именно ему понравится - и задача художника как раз в этом и есть, нарисовать то, чего зритель еще не видел.
Или видит внутри себя, но не может сформулировать.
А если художник рисует то, что, как он думает, зрителю понравится - значит говно он собачье, а не художник. Гнать его ссаными тряпками.
Творец не должен жалеть своего зрителя - он в этом мире как раз наоборот, для того, чтобы схватить этого зрителя за шкирку, да тащить его, суку ленивую, еблом по камням.
А еще в печень можно пнуть. А еще в рожу плюнуть.
Сука, искусства захотел, да?! Будет тебе, блять, искусство!
Я не слишком абстрактно выражаюсь? Вы вообще понимаете о чём я?
Не очень?
Эй, ау, вы вообще здесь?
Ладно, переваривайте пока, а я вам про отель Бэнкси в Вифлееме немного расскажу
Отель Walled Off ("За стеной") построен в самом мрачном месте - где
проходит разделяющая два государства, Израиль и Палестину, стена.
Вид из окон - на эту самую стену.
Солнечный свет попадает в окна не более 25 минут в день.
Отель оформлен, как и следовало ожидать, и самим Бэнкси в том числе.
Здесь же арт-площадка, выставка и музей стены - стены, которая разделила два мира, стены, которая напичкана, несмотря на свой грубый вид, тонкой электроникой - чтобы ни подкоп, ни подрыв
Мрачное место, да - ну так это ж и есть главный холст для современного искусства.
Хотели правду - вот она правда. Гламур и колючая проволока. Политические лицедейские игры.
Слезоточивый газ. Камеры наблюдения.
И решетки - в отеле они, кстати, несут прикладное, непосредственное значение - поскольку картины в отеле оригинальные, а Бэнкси сейчас стоит каких-то адовых тысяч фунтов стерлингов, охотников своровать предостаточно
Ну, только вот такие деревенские пейзажи можно не охранять
И в этом тоже безумие современного мира - произведения искусства охраняют стенами, а рисунки на этих стенах внезапно становятся дороже тех произведений, что они охраняют.
Куски бетона с кровавыми словами - актуальнее средневековых мадонн.
Отель в городе, опоясанном бетонной стеной. В самом уродливом месте. В самой подворотне.
Где нет солнца а вид из окна такой, что повеситься от безнадёги.
И - как думаете, идут у отеля дела?
Хе-хе-хе, очередь из желающих на месяцы вперёд.
Ну и - возвращаясь к нашей культурной беседе - Бэнкси это искусство? Стена - это искусство?
Граффити - искусство?
Бетонный блок, с выбитым в нём сердцем, висящий в холле отеля - искусство?
Ну, я вам что, зря всё это рассказывал?
Ребята, поймите вы - это вы центр каждый своей реальности.
Если вы хотите стать Бэнкси - вы станете Бэнкси. Если вы хотите быть субкоманданте Маркосом - надеваете маску, и вы субкоманданте Маркос.
Если подфартит со случайно полученным преимуществом.
Если вы хотите считать такой отель искусством - считайте, и он становится искусством.
Хотите считать это кривляньем и дерьмом - считайте кривляньем и дерьмом.
Но только не докучайте художнику.
Понимаете - вы смотрите на произведение, какое-то время у вас бурлят чувства, какое-то время вы пытаетесь в мешанине ощущений понять, что же именно происходит.
Пройдет время, пока вы немного поймете то, что художник, или просто любой творец, вам оставил.
И вы бежите писать этому художнику отзыв-послание - с возмущением, или славословием, или поученьями жить.
Но, понимаете в чем дело - художник создал что-то - и двинулся дальше. То время, что вы осмысливали его произведение - он ведь, художник, не стоял на месте.
Он оставил произведение, как веху былого - и двинулся дальше.
А тут вдруг приходит ваше послание к нему - а оно как письмо обращенное в прошлое, к человеку, которого уже не существует. И художник недоуменно читает или слушает вас - и не испытывает даже интереса. Потому что ваше послания, ваши слова не застали того, к кому они адресованы.
Поэтому обратная связь для творца - достаточно бесполезная штука. Она как ревность - либо слишком рано, либо слишком поздно - но никогда вовремя.
Если что-то действительно претендует на искусство - никакая критика ему не нужна, потому что критика относится к чему-то существующему - а искусство создает новые смыслы, новые жанры, новую - во всех смыслах - музыку.
На что ещё нет критериев.
В этом смысле Бэнкси - искусство.
И совершенно при этом неважно кто он.
Какая разница, в самом деле, кто он? Главное кто такие мы.
Кто такой я.