Америка в нашем национальном сознании очень важна.
Разумеется, речь не о настоящей Америке, ибо мало кто там бывал, а большинство, на самом-то деле, сомневается, существует ли она, не придумка ли это - как принято у нас сомневаться по поводу всего, что нельзя пощупать.
Америка - это такое вечное сравнение.
Причем у нас по умолчанию принят особый статус Америки - она богаче и успешнее нас, чтобы ее можно было ненавидеть, но не настолько, чтобы нельзя одновременно было мнить себя ей ровней.
Америка - действительно во многом наша противоположность.
Америка отобрана по предприимчивости - туда добирался тот, кто готов был встать, идти, преодолевать невзгоды, осваивать новые земли.
А Россия отобрана по осмотрительности - тут остается тот, кто уже ни во что не верит. Чего суетиться, все равно тлен.
И это противопоставление вызывает напряженный интерес - чья же возьмет? Чей путь окажется правильнее?
Наше отношение к Америке - это всегда зеркало.
Америка - страна неумолимого духа, эдакий Джек Лондон, воля к жизни - встать и идти. Идти, что бы ни случилось. Идти, даже если идти некуда. Действие, действие, действие.
Америка более совершенна, потому что там совершеннее труд, и действие всегда предпочтительнее бездействия.
А у нас труд это чаще всего досадное отвлечение от чего-то главного, от этого оцепенелого, угрюмого, медитативного русского взгляда внутрь.
Поэтому когда у нас в обществе Америка вызывает повышенный утилитарный и культурный интерес - это время подъема, время пассионарной бодрости, готовности учиться, совершенствоваться, воспринимать, перенимать опыт.
А когда, как сейчас, Америка становится чучелом для отсылки ей проклятий, и сотрясания ветров кулаками, это безошибочный признак стагнации, упадка, деградации, уныния.
Давнее ощущение своей второсортности на фоне Америки может быть катализатором - мотивацией самому стать лучше. А может как сейчас - лукавыми объяснялками, "не мы такие - жизнь такая". И, вследствие, проклятиями - ах они такие-сякие, мы-то тут вон какие хорошие и правильные, а они-то вон какие гадкие - и пучиной жертвенного, унылого и бесплодного раздражения, разливающегося фоном по всем областям жизни.
Проклятия Америке - это всегда проклятия зеркалу, в котором видится не то, что представлялось. Проклятия и возмущения Америкой - это всегда злая зависть тому, кем могли бы мы стать сами - но не стали - из-за лени, трусости и глупости. И безволия еще.
Проклятия Америке - это всегда роспись в ощущении собственной неполноценности, недоделанности, стыде.
Америка ненавидится ровно так, как ненавидят честные зеркала.
Одно из самых любимых и лукавых русских заявлений,
озвученное устами известного персонажа, о том, что сила в правде - это очень коварное заявление.
Правда русских устраивает только в одном случае - если мы аксиомно являемся ее светочами.
И существование Америки - не настоящей даже, а нашей внутренней Америки, ментальной, придуманной - но оттого не менее мощной - оно всегда режет самодовольный глаз. Потому что никакие мы не светочи. Есть у нас своя правда - но она в относительном мире не более важна чем тысячи других правд.
Есть такая формула - послушай, какими именно словами человек ругает других - в этот момент он дает самому себе самую точную характеристику, потому что обозначивает то, что исключительно важно именно для него.
Вот с Америкой что-то схожее - послушай, как именно, какими словами человек ругает Америку - это то, чего он хотел для себя, в чем не состоялся - и ослеплен от того яростью.