Cлышал об этом месте таковые вот диаметрально расходящиеся мнения. Одни говорят, что шоу ряженых, гонор без содержания, другие, что жемчужина Русского Юга.
Ясное дело, любопытно стало взглянуть самому.
Впрочем вне каких-либо толков - есть неоспоримый как пуля факт - Старочеркасская, или Черкасск - историческая столица Казачьего Дона, Всевеликого Войска Донского
Была станица столицей вплоть до 1805 года, когда местный уроженец, легендарный атаман Матвей Платов, перенес столицу в Новочеркасск, где она фактически пребывает и ныне, выстроив на новом месте новый Войсковой собор - на мой субъективный вкус - совершенно безвкусный.
А прежний Войсковой собор, на мой субъективный вкус - гораздо более лепый, в стиле так называемого украинского барокко, что действительно роднит его с характерно
узнаваемыми украинскими церквами, так и стоит, где стоял
Кто такие казаки? Хороший вопрос, ибо казаки, как, впрочем, и русские, один из самых загадочных народов в мировой истории.
Это нередко так бывает - появляются о ком-то первые упоминания, но по этим упоминаниям можно узнать лишь одно, что этот народ уже давно бытует на этих землях, но откуда он такой красивый пришел, откуда его корни - ни одной достоверной версии нет.
Русские и казаки, значит, разные народы - нередко спрашивают? Конечно, разные. Это вам любой казак подтвердит. Я, потомок донских да запорожских, подтвержу тоже.
Впрочем и казаки - совершенно ведь разные общности. Запорожские казаки не похожи на сибирских, донские на оренбургских, кубанские на хопёрских, а терские не похожи вообще ни на кого.
Общее и русских и казаков то, что оба эти народа - сборные по своей сути. Замечали же ведь, что русские - даже само слово это не существительное, а прилагательное. Не "кто?", а "какой?". Какой? Русский.
Ни у русских, ни у казаков нет единого этнического происхождения. Кто вливался в русских, тот русским и становился, вне зависимости от цвета глаз и кожи. Кто сейчас вспомнит, что Пушкин - эфиоп, Лермонтов - потомок шотландцев, Илья Репин по матушке еврей, Жуковский турок, Гоголь малоросс? Фонвизин - француз, Багратион - грузин, Витус Беринг - датчанин. Что целые науки, военное дело и государственность принесли немцы.
Да какая на всё это разница? Эти люди стали русскими, потому что приняли таковое решение, сделали таковой выбор. Или, что даже чаще, выбор сделали их предки до них, и сами они - продукт выбора.
Казаки стали неким вторым фильтром, второй волной. Уже сложившаяся русская общность начала питать казачество - тех людей, которые уходили на окраины, за свободой, которая всегда была главной казачьей ценностью.
Да самое тюркское слово "казак" - это ведь всего-навсего "вольный человек".
В некотором роде - уже сформировавшиеся русские пошли делиться на основании своего отношения к свободе. Те, кому свобода была не сильно важна - те остались. Те, кто свободой дышит как воздухом - те уходили.
Кто добровольно, а кто и бежал
На Дону существовал закон - "
с Дона выдачи нет". Кто бы ни пришел на Дон, какие бы преступления не висели у человека за душой - если он добрался до Дона, то он получает новый отсчет, новый шанс на новую жизнь - выдавать его нельзя.
Дон - амнистия. Ради этого стоит рискнуть.
Все течет, все меняется. В воды Дона нельзя войти дважды.
Общность Донских казаков сперва была просто разгульной вольницей, но как в любом растущем и укрепляющемся социуме, со своими порядками, традициями и законами, пошли играть амбиции.
Сборище беглецов превратилось в свое мощное государство. Государство умеющих воевать - ну еще бы, с ныне детсадовского возраста уже на коня садили.
Любое государство имеет свой расцвет, имеет свой закат. Умная, приспосабливаемая общность умеет меняться.
Донское казачество слишком перегрело котел амбиций. Во время Гражданской войны казачество кормило собой всех - белых, красных, зеленых, анархистов. А само по себе ничего предложить не смогло.
Ну не считать же серьезным "За веру, царя и отечество". Да, собственно, результат всем известен, никто и не посчитал.
Как там Каледин, в отчаянии сложивший с себя полномочия Донского атамана в сердцах отрезал: - "Довольно разговоров! От болтовни Россия погибла", после чего ушел в другую комнату, где выстрелил себе в сердце.
Советской власти, немало повоевавшей с казачьём, никакое казачество, собственно, было не нужно - они его, пользуясь моментом, и всковырнули.
Ну точнее как - совсем всковыривать не стали, сделали чучелом - оставили форму, выхолостили содержание.
Старочеркасская, старая столица Войска Донского, стала просто музеем
Точнее не просто музеем - музеем, по сути, величиной с небольшой город. Музеем, за создание которого похлопотал сам Шолохов - а он не абы кто, Нобелевский лауреат.
Оставили весь фасад явления - усы да гонор, лихое распитие заздравной, фуражки с околышем, галифе, махание шашкой.
Вынули из казаков главное их содержимое - свободу.
Вот осталось так и поныне - казаки есть, но свободы у них нет. Вольные люди без воли.
Да даже если абстрагироваться от социального - казаки проиграли чисто технически, просто оказались упразднены техническим прогрессом.
Как ведь вышло - тот же Буденный, в
Первую Мировую да Гражданскую его конница была ужасной силой. Во многом именно ей, лихой, и прорубили красным победу.
А уже во время Второй Мировой тот же самый Буденный со своей конницей оказался совершеннейшей обузой. Ушло время конных войн.
Изменилась война, а методы у казаков остались те же самые, топорные, на нахрап - которые были хороши в свое время, но утекли те воды Дона
Как там у Монгол Шуудана - естественный отбор, ничего не попишешь
Страница книги перевернулась. Но колорит остался. Дух прошлого, настроение казачьей удали - есть.
И спокойствие, размеренность станичной жизни - тоже остались.
Сады ломятся от фруктов, палисадники в цвету
Вся станица в сувенирных лавках - хочешь фуражку купи, хочешь балалайку.
Донской ухи настоящей отведать - опять же
Иностранцы, коих здесь достаточно - все-таки Шолохов и его влияние в России сильно недооценено - смотрят на все с восторгом
Я их понимаю, я сам, наверное, со стороны глядючи, приезжаю в какую-нибудь далекую страну, да хожу там как дурак, разинув рот, впитывая совершенно обыденные для аборигенов вещи
Что же есть современная Старочеркасская - казачья колыбель али шоу ряженых?
Да и то, и другое.
И в этом нет ничего оскорбительного - вот прямо казачка казака за что полюбила? За его умности в интернете? Да нет же, от того, что головушка кудрява. От того, что шапка да мозги набекрень, от того, что пылкий да взбалмошный. Оттого, что огонь - и под гармонь пойдет ломать вприсядку, и на сеновал зазовет - коль казачка не из пугливых окажется.
Усы да гонор, шашка да табакерка.
И это осталось, это есть. Даже сквозь времена.
Казаки, как и прежде, в городе. Дымится в небо дым из куреня.
Под зарю вечернюю солнце к речке клонит
Все что было - не было, знали наперед
Только пуля казака во степи догонит
Только пуля казака с коня собьет
Из сосны, березы ли саван мой соструган
Не к добру закатная эта тишина
Только шашка казаку во степи подруга
Только шашка казаку в степи жена
На Ивана холод ждем, в Святки лето снится
Зной махнем не глядя мы на пургу-метель
Только бурка казаку во степи станица
Только бурка казаку в степи постель
Отложи косу свою, бабка на немного
Допоем, чего уж там, было б далеко
Только песня казаку во степи подмога
Только с песней казаку помирать легко.