- Н-да, наломали мы тогда дров... - сказал Гейгер задумчиво. - Молодо-зелено...
- Все хорошо, что хорошо кончается, - сказал Андрей.
- Еще ничего не кончилось! - возразил Изя. - Откуда вы взяли, что все уже кончилось?
- Ну, пальба-то, во всяком случае, кончилась, - проворчал Андрей.
- Настоящая пальба еще и не начиналась, - объявил Изя. - Слушай, Фриц, на тебя были покушения?
Гейгер нахмурился.
- Что за идиотская мысль? Конечно, нет.
- Будут, - пообещал Изя.
- Спасибо, - сказал Гейгер холодно.
- Будут покушения, - продолжал Изя, - будет взрыв наркомании. Будут сытые бунты. Хиппи уже появились, я о них и не говорю. Будут самоубийства протеста, самосожжения, самовзрывания... Впрочем, они уже есть. Вы оба ни черта не понимаете, - объявил он. - Вот вы полагаете себя технократами и элитой. Демократ у вас слово ругательное. Всяк сверчок да познает приличествующий ему шесток. Вы ужасно презираете широкую массу и ужасно гордитесь этим своим презрением. А на самом деле - вы настоящие, стопроцентные рабы этой массы. Все, что вы ни делаете, вы делаете для массы. Все, над чем вы ломаете голову, все это нужно в первую очередь именно массе. Вы живете для массы. Если бы масса исчезла, вы потеряли бы смысл жизни. Вы жалкие, убогие прикладники. И именно поэтому из вас никогда не получится маньяков. Ведь все, что нужно широкой массе, раздобыть сравнительно нетрудно. Поэтому все ваши задачи - это задачи заведомо разрешимые. Вы никогда не поймете людей, которые кончают с собой в знак протеста...
- Почему это мы не поймем? - с раздражением возразил Андрей. - Что тут, собственно, понимать? Конечно, мы делаем то, чего хочет подавляющее большинство. И мы этому большинству даем или стараемся дать все, кроме птичьего молока, которое, кстати, этому большинству и не требуется. Но всегда есть ничтожное меньшинство, которому нужно именно птичье молоко. Идея-фикс, понимаете ли, у них. Идея-бзик. Подавай им именно птичье молоко! Просто потому, что именно птичьего молока достать нельзя. Вот так и появляются социальные маньяки. Чего тут не понять? Или ты действительно считаешь, что все это быдло можно поднять до элитарного уровня?
- Не обо мне речь, - сказал Изя, осклабляясь. - Я-то себя рабом большинства, сиречь слугой народа, не считаю. Я никогда на него не работал и не считаю себя ему обязанным.
- Хорошо, хорошо, - сказал Гейгер. - Всем известно, что ты сам по себе. Вернемся к нашим самоубийствам. Ты полагаешь, значит, самоубийства будут, какую бы политику мы не проводили?
- Они будут именно потому, что вы проводите вполне определенную политику! - сказал Изя. - И чем дальше, тем больше, потому что вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете им взамен. Людям становится тошно и скучно. Поэтому будут самоубийства, наркомания, сексуальные революции, дурацкие бунты из-за выеденного яйца...
- Да что ты несешь! - сказал Андрей с сердцем. - Ты подумай, что ты несешь, экспериментатор ты вшивый! "Перчику ему в жизнь, перчику!". Так что ли? Искусственные недостатки предлагаешь создавать? Ты подумай, что у тебя получается!
- Это не у меня получается, - сказал Изя, протягивая через весь стол искалеченную руку, чтобы взять кастрюльку с соусом. - Это у тебя получается. А вот то, что вы взамен ничего не сможете дать, это факт. Великие стройки ваши - чушь. Эксперимент над экспериментаторами - бред, всем на это наплевать... И перестаньте на меня бросаться, я же не в осуждение вам говорю. Просто таково положение вещей. Такова судьба любого народника - рядится ли он в тогу технократа-благодетеля, или он тщится утвердить в народе некие идеалы, без которых, по его мнению, народ жить не может... Две стороны одного медяка - орел или решка. В итоге - либо голодный бунт, либо сытый бунт - выбирайте по вкусу. Вы выбрали сытый бунт.
- В нашей ситуации, - сказал он Изе, - у порядочного человека просто нет выбора. Люди голодали, люди были замордованы, испытывали страх и физические мучения - дети, старики, женщины... Это же был наш долг - создать приличные условия существования...
- Ну, правильно, правильно, - сказал Изя. - Я все понимаю. Вами двигали жалость, милосердие и тэ-дэ и тэ-пэ. Я же не об этом. Жалеть женщин и детей, плачущих от голода, - это нетрудно, это всякий умеет. А вот сумеете вы пожалеть здоровенного сытого мужика с таким вот, - Изя показал, - половым органом? Изнывающего от скуки мужика? Денни Ли, по-видимому, умел, а вы сумеете? Или сразу его - в нагайки?
(с) Стругацкие, "Град обреченный"
Как будто про наши дни написано, а?
Идет время, а люди не меняются. И механизмы не меняются.
Вот и сейчас, страна в одном большом тупике. И чем больше криков про вставание с колен, про экономику и победу над хитрыми врагами, тем больше омерзения и тяги запить горькую.
Хотя кругом - мужики на дорогих джипах, плазменные панели, колбаса в магазинах.
"Птичьего молока им подавай!". Ага, птичьего молока. Вонючего французского сыра.
Тупик. Моральный тупик.
Есть колбаса - а книг нет. Есть телевизоры и грозди спутниковых антенн на каждом уездном доме, а хороших новых книг не пишется.
"Всем сильным ублюдочного мира сего!
Я ненавижу ложь, но правда ваша еще хуже лжи. Вы превратили Город в благоустроенный хлев, а граждан Города - в сытых свиней. Я не хочу быть сытой свиньей, но я не хочу быть и свинопасом, а третьего в вашем чавкающем мире не дано. В своей правоте вы самодовольны и бездарны, хотя когда-то многие из вас были настоящими людьми. Есть среди вас и мои бывшие друзья, к ним я обращаюсь в первую очередь. Слова не действуют на вас, и я подкрепляю их своей смертью. Может быть, вам станет стыдно, может быть - страшно, а может быть - просто неуютно в вашем хлеву. Это все, на что мне осталось надеяться. Господь да покарает вашу скуку! Это не мои слова, но я под ними с восторгом подписываюсь - Денни Ли"
Скука. Та самая скука, от которой прилежные работники нажираются вечером до адовой тошноты. Скука. Чтобы разбавить которую люди стремятся поругаться с кем только угодно и по любому поводу.
Скука свиней в благоустроенном хлеву.
Недавно в комментах перебросились с
acer120:
acer120: власть развивает экономику, а выгодополучатели, активно растущий средний класс власть не любит, думает, что низкопольные трамваи, аэропорты и продукты на полках берутся сами по себе, и хочет кружевные трусики и в ЕС.
Это вот ошибка всех этих властей - они ставят знак равенства между экономикой и благополучием страны. Да, экономика это важнейший камень для построения благополучного государства. Но не единственный, а власть начинает считать что единственный, и тоже начинает обижаться - "ну чего они сволочи раскачивают лодку?! Мы им и объем выплавки чугуна обеспечили, и ускоренный крекинг нефти, и повысили на 3.8 % показатели по увеличению выпуска пищевой соды, а они, засранцы, требуют себе кружевные трусики и Европу!"
Из этого легко заключить, что к "кружевным трусикам" власть относится с презрением, считая что это буржуазное излишество.
А простая, но неосознаваемая властью вещь заключается в том, что кружевные трусики очень даже важны. Важны потому, что это уже стадия перехода от, грубо говоря, homo sapiens к homo delicatus - человеку деликатному, человеку более сложному, более многогранному, который может развиваться не только вширь, но и вглубь.
Те самые "кружевные трусики", которые высмеивает власть - это возможность экспериментировать, творить, пробовать, развиваться, сопоставлять, изобретать.
Абсолютно все творчество начинается тогда, когда человек, обеспечив себе экономику, начинает задумываться о чем-то большем.
И да - начинается это с кружевных трусиков. Да - у многих это не уйдет дальше кружевных трусиков. Да - многим кружевные трусики нужны только для того, чтобы плясать в них на гей-параде.
Но разговор не о них, разговор о тех, кто будучи сыт и с крышей над головой (экономика), задумается о кружевных трусиках (чувство прекрасного), а дальше возжелает создать что-то свое.
Да - из создателей будут тысячи фигляров. Да - многие из них перельют из пустого в порожнее.
Но будут и те, которые создадут культуру. Ту самую культуру, которой мы гордимся, которая есть наша идентичность, которая есть наша гордость, интерес, любовь, вера, надежда и любовь.
Истинных творцов всегда будет очень немного. И вокруг них всегда будет много пены - из пляшущих, махающими кружевными трусиками.
Но если тотально зачищать пространство, если оставлять только экономику - эти единицы не родятся. Или родятся, и зачахнут.
И тогда останется то, что есть сейчас в России - вроде бы все и неплохо, и экономика нормальная (даже с учетом последних событий), и вроде как есть свет и газ, но отчего ж тогда кругом висит такая ненависть гроздьями и атмосфера враждебности?
А это оттого, что творчества нет. Нарастает экономика, нарастает потребление, уже обожрался в три горла, и казалось бы, как там власть говорит - "чего ж тебе еще, собака, надо?!" - а творчества надо. Кружевных трусиков надо. Самовыражения надо, а вследствие этого - самоуважения. Будет самоуважение - придет и уважение вовне.
А пока - этого нет. Когда нарастает внутреннее недовольство - власть пытается запихнуть в глотку ногой еще колбасы. А она не лезет уже.
Творчества нет. Нет творчества.
Страна живет с ощущением отсутствия перспективы. Будущее - в прошлом. Страна с непредсказуемым прошлым.
Каждый выбирает себе эпоху под стать разлету своей больной фантазии - кто-то выбирает себе славянских богов и отважных гиперборейцев, кто-то доброго Сталина, кто-то чувственного Ивана Грозного, кто-то трезвого и гетеросексуального Петра Первого, кто-то Вторую Мировую, где никто не мародерствовал и не насиловал хорошеньких оккупированных девочек.
Война в Украине - это апогей, апогей этого накала. Для кого-то война - лучше скуки.
Многие ведь из добровольцев оставили свои большие квартиры, дорогие машины, жену, детей - и пошли воевать. Только не скука, Господи! Только не скука! Пусть война и ненависть - что угодно, лишь не ад гниения живьем, в скучном благоустроенном хлеву.
Суетятся технократы-бюрократы-лизоблюды-номенклатурщики. Клянут супостатов. Садят недовольных. И не понимают, что происходит.
Господи, только не скука! Только не скука, Господи!