Советские памятники попали под гребенку, и странно, если бы с ними этого не произошло в текущих обстоятельствах.
Можно много судачить о том, в каком случае это правомерно, здраво, дальновидно, но это всё не имеет смысла обсуждать в момент текущей войны. И будет бессмысленно возвращаться к разговору одно-два поколения после ее заморозки - не говорю окончания, потому что в близкое окончание российско-украинской войны не верю. Тем более в замирение.
Немного из другой темы, хотя, на самом деле, из той же самой - вспоминается Довлатов, "Заповедник", о споре с разлюбившей женщиной - "в разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса".
Здесь что-то подобное. Я могу соглашаться со снесением памятника российско-украинской дружбы, и не соглашаться с призывами утилизировать нейтральную Арку Дружбы Народов, которая, как по мне, несмотря на некоторую стилистическую устарелость, все-таки очень хорошо и обаятельно вписалась в городской облик, но это не имеет значения для неумолимого маятника времён.
Прямо сейчас в Украине нет ресурса прислушиваться к аргументам - сам звук голоса из-за поребрика противен, и смысл говоримого, даже если он не лишен смысла, бессилен проникнуть в осознание.
И я тут нерепрезентативен - я писатель и доморощенный философ, я еще и смогу выслушать того или иного, а большинство моих соотечественников не сможет. И у них есть на то неоспоримые основания.
Диалог, как говорила одна обаятельная знакомая осетинка, ротом невозможен, пока говорят пушки.
Тема Второй Мировой - одно из немногого из общего советского наследия, что в принципе не вызывает споров, так как спорить не о чем - та война окончена, сменились поколения, вынесены уроки. А страны, проигравшие Вторую Мировую - Германия, Япония, Италия - сегодня одни из самых успешных стран мира, потому что сумели сделать из своего поражения верные выводы, а не "можем повторить".
Единственно, конечно же, Вторая Мировая зовется в Украине Второй Мировой, а не Великой Отечественной - которая есть лишь составной эпизод Второй Мировой.
Оно и понятно - Великая Отечественная для Советского Союза началась с трагического, но праведного противостояния захватчику в 1941-м, а Вторая Мировая - в том числе с позорного пакта Молотова-Риббентропа и сталинского тоста в Кремле за Гитлера, обожаемого и мудрого фюрера немецкого народа, в 1939-м.
А еще целых два года очно идущей разрушительной войны шли споры - менять ли советский герб на щите Родины-матери на тризуб, или не менять.
Опять же - не будь войны, так я был бы в ряде тех, кто скорее склонялся к тому, что памятник - есть памятник, а следовательно менять особого смысла нет. Прошлое - оно такое, какое есть, хорошее иль плохое, но уже неизменное.
Но дело в том, что исторический памятник перестал быть историческим. Родина-мать, как символ противостояния, защиты своей страны от фашистских оккупантов, вновь, увы, зовет.
Монумент, увы, уже не исторический, а актуальный, сегодняшний.
И странно, оскорбительно киевлянам целых два года войны на главном военном монументе страны видеть один из гербов тех, кто пришел убивать и уничтожать.
Поэтому для меня, конечно же, никакого сомнения нет - герб надо было менять, и слава богу, что се свершилось наконец.
Символы важны. Особенно символ, видный с множества точек украинской столицы, и обращенный как раз на восток, к врагу лицом.
Ну и вообще, вся округа Родины-матери эти два года была частично перекрыта - господствующие высоты, на момент осады Киева тут стояли огневые точки, завезены бетонные блоки и мешки с песком.
Сейчас удавка с Киева снялась, и первый раз за эти годы я наконец смог тут свободно прогуляться.
Люблю эти места, на самом деле, еще с детства - за эту ширь, заставляющую гулче биться сердце, напоминающую о свободе и вечных ценностях, и вольный ветер, пьянящий голову.