Украина. Киев. Парк Шота Руставели и грузинский след в украинской столице

Dec 06, 2021 20:00




Парк - это, конечно, громко сказано, потому как это едва сквер, в котором лишь два дерева, и несколько скульптур.
В частности схематично-абстрактный "виновник", Шота Руставели, который в пору ночную подсвечивается, изображением фрески Крестового монастыря в Иерусалиме.


Инициатива, финансирование, архитекторы - все грузинское. Открыт в 2007-м, тогдашними президентами Украины и Грузии, Ющенко и Саакашвили соответственно - которые друг другу еще и кумовья, то есть кто-то там из них крестный кому-то там из детей кого-то. Вы уж простите меня, мне просто неинтересно вникать именно в эти тонкости.

Мне больше интересны другие, а именно - та пламенная братская-классовая любовь, что воспылала меж грузинами и украинцами аккурат после первого Майдана.


Нельзя сказать, что грузины в Украине ранее были чужими - никак нет. Огромное множество грузинских исторических личностей так или иначе повязаны.
Да и вообще, в Советском Союзе была интересная тенденция - студенты из Грузии, могущие выбирать города Союза для поступления, очень часто сознательно отдавали выбор городам Украины, даже имея возможность выбрать Москву или Ленинград.

Один мой знакомый семьи, пусть хоть и армянин, но из Батуми, выбрал в свое время для учебы Одессу - хотя в Москву-Ленинград проходил по баллам также.
Да и, собственно, чего далеко ходить - сам Михаил Саакашвили, мальчик из золотой молодежи, дипломатский сын, круглый отличник-медалист, мог выбрать что угодно - а закончил Киевский университет имени Тараса Шевченко.
Или вы думаете, что тяга к Украине у него просто так?

Чем объяснить - ну, я думаю банально темпераментом. Уровень образования был схож, а вот уровень погодки за окном и горячности девушек - нет.

С 2004-го года Украина с Грузией оказались еще в одной, европейской парадигме - исходя из СНГ, постразводного СССР, выбрали Европу в качестве ориентира.

Опять же, одни не в меру экспрессируют, на тему того, что Европа - рай земной. Другие не в меру экспрессируют по поводу обратного - у вас там в Европе один мрак и гнёт, ужас и камни возапливают, а вот у нас-то в Россиюшке хорошо, потому что... потому что... потому что, хм... ну потому что хорошо, и всё тут!
Истина, как всегда, где-то посередине (есть также мнение, что где-то рядом), и тут, как говорил про политику Дэвид Линч: "Я не понимаю политику. Не понимаю самой идеи двух сторон. Мне кажется, что хотя бы что-нибудь хорошее, как и что-нибудь плохое, должно быть в каждой из них. И хотя всегда есть середина, на нее как будто не обращают внимания. Наблюдать за этим очень утомительно - такое чувство, что мы не движемся вперед".

Самая идея движения в Европу - это очень хорошая идея. И цивилизационно, и эстетически. Да и экономически, собственно говоря, тоже.
Знаете, еще лет 70 назад та же Финляндия была весьма отсталой страной - слабой экономически, с малым населением, сильно рассредоточенным по трудной в освоении территории. Сильно пьют, работы нет - а когда работы нет и сильно пьют, то поножовщина. А когда поножовщина, то дюжие мужики, которые страну должны вперед своим трудом двигать, сидят замест того в тюрьмах и кормят собой комаров.
Ничего не напоминает?
Ну так вот - финнов очень увлекала идея Европы. Идея стать не хуже скандинавских стран (Финляндия, если что, о чем многие не знают, в число скандинавских стран не входит). Идея жить спокойно, безопасно, сыто и красиво.
И финны многое ради этой идеи прошли и выдержали.
Пошли на жесткие законы в защиту экологии, закрывали шахты - ух, какие там баталии были с финскими шахтерами, которые лишались работы.
Да не только шахтеры - вообще, вся концепция сокращения промышленности, и переход на умные, наукоемкие производства (хоть та же достославная Nokia) - все сопровождалось народным гневом в маленьких рабочих городках.
Пошли на полную реформацию всей пенитенциарной системы, на ее предельную либерализацию - это в итоге дало оглушительный положительный эффект, но поначалу, когда все эти озлобленные мужики разом вышли из тюрем, было несладко.
Так что - путь в Европу тернист, но поглядите на то, где сейчас Финляндия. Нетрудно поверить, что оно того стоило.

Вот. Поэтому - на Европу, как говорится, надейся, а сам не плошай, но сам путь в Европу - это приятное дело. Всяко звучит интереснее и интригующе, чем путь в таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

Ну и вот, в 2004-м векторы и чаянья Украины и Грузии во многом сошлись.
На Майдане (на котором я тогда присутствовал) повсеместно вздымались грузинские флаги, и, что любопытно, не всегда их вздымали грузины. Сам грузинский крест стал символом того, что и для постсоветских стран Европа возможна, даже если ты при этом не Прибалтика.
Было что-то эйфорическое во всем этом - хорошо помню Зураба Жванию, премьер-министра тогдашней Грузии, по папе грузину, по маме еврею-армянину, произносящего "я грузин, я европеец". И после этого верилось уже во что угодно.


Много что переменилось за последнее десятилетие, в том числе стал известен ответ на вопрос с грузинской открытки, тех времен, когда еще не было известно, кто следующий.



Догадаться, конечно, было можно, но задним умом - это, знаете, все богаты.


Украинско-грузинская взаимная тяга чуть поуспокоилась, но сквозит и ныне.
В Киеве запредельное множество разных грузинских заведений - от пафосных ресторанов, хинкальных и до скромных ларьков с грузинским хлебом, в том числе на окраинах.






Да и просто много каких-то постоянных отсылок и примет.
Наверное, ни одна другая страна из всего экс-СССР не присутствует в Киеве так же наглядно.


А вполне возможно, что и не только из экс-СССР, а и всего мира.

Грузия, Украина, Путешествия

Previous post Next post
Up