.
Сейчас всё только и обсуждают открытие новых станций Арбато-Покровской линии метро в Москве и открытие Горьковской и наклонного хода со станции Звенигородская в Петербурге. На этой волне я же хочу предложить небольшую фотозарисовку о системе лёгкого метро города Порту ;-)
По́рту - второй по величине (после Лиссабона) город в Португалии, а также второй город в стране, где был построен метрополитен. Численность населения Порту - 240,0 тыс. жителей (муниципалитет), в агломерации Большой Порту - 1,75 млн человек.
Фактически же метро Порту (
Metro do Porto) представляет собой систему «лёгкого метро» («помесь» электрички, трамвая и рельсового автобуса). Мощная путевая система с отдельным полотном может прятаться среди засаженной и подстриженной травки, легко взбираться на холмы, переходить по виадукам овраги и реки и даже на короткую дистанцию нырять под землю.
Metro do Porto является крупнейшая в Европе сетью «легкой железной дороги» - сегодня составляет 5 линий, 60 километров (из которых 6,3 км туннели) и 70 станций (включая 14 подземных). Первая линия открылась досрочно в 2002 году, с тех пор сеть неуклонно расширяется. На 2010 год запланированы 10 станций в качестве продления действующих линий, и проектируется шестая линия. Это крупнейшая внутригородская «рельсовая» стройка Евросоюза первого десятилетия ХХI века. В 2007 году стоимость системы Метро ду Порту оценивалась в 3500 млн евро, что составляет 1% ВВП Португалии. Что удивительно - грандиозный проект затеяли самостоятельно в складчину (за счёт муниципальной казны) мэры районных муниципалитетов, входящих в регион Большого Порту. Строительство обошлось на 140% дороже первоначальной сметы и до сих пор не окупилось. Может, ошиблись в расчётах, а может, сказалось стремление уже по ходу строительства дополнять проект новейшими системами управления, контроля, безопасности. В прошлом году убытки составили 122 млн евро.
Сейчас метросеть Порто обслуживает 72 состава
Flexity Outlook Eurotram производства Bombardier Transportation. В 2009-ом году для обслуживания красной и зелёной линий было заказано 30 новых более вместительных и энергосберегающих составов
Flaxity Swift LRVs. Похоже, маленькие муниципалитеты Большого Порту готовы любой ценой обеспечить земляков лучшим транспортом.
Flexity Outlook Eurotram.
Состав звенит до боли знакомым звуковым сигналом: дзинь-дзинь! :-)
Город имеет очень плотную застройку, причем большая часть города является «Мировым Достоянием» и «Достоянием ЮНЕСКО», поэтому решили копать. В связи с тем, что твердость пород очень высокая, процесс прокладки туннелей очень медленный.
Одна из центральных пересадочных станций Trindade. Поезда приходят на платформу и далее расходятся по линиям.
На переднем плане «столбики» с валидаторами для считывания смарт-карт оплаты проезда. Традиционных турникетов нет.
Спуск в подземку. Обыкновенная каменная лестница и эскалаторы.
Эскалаторы работают в интеллектуальном режиме, включаются при детектировании человека :-)
Много пустующих площадей (под торговые точки?)
Flexity Outlook Eurotram на станции Trindade.
Уклон со станции.
Ещё парочка евротрамов.
Автосцепка.
А так выглядит выход на поверхность (справа лифт). Станция Sao Bento.
Лифт с подземной станции Aliados крупным планом. Всего в системе метротрама Порто насчитывается 44 таких лифта.
Выход на поверхность.
А теперь рассмотрим более детально наземную станцию Jardim do Morro. Остановочный павильон.
Для проезда нужно зафиксировать время приложив проездной билет к валидатору возле остановочного павильона.
Оплатить проезд можно в терминале, установленном прямо тут же в остановочном павильоне. Можно оплатить и по банковской карте.
Тут же схема линий.
Расписание движения.
Тарифы на проезд. Следует отметить, сильную зональность столь небольшой сети, что создает массу неудобств и непонимания при покупке билета. На станции аэропорт, правда, стоял человек информатор и оказывал помощь прилетавшим туристам в покупке билета. Объясняться с ним было крайне тяжело даже на английском, который, к сожалению как нам показалось, подавляющее большинство португальцев не знают или знают крайне плохо (даже в сфере обслуживания, к примеру в кафе).
Ну и наверное самый красивый участок ЛРТ Порто - это метромост через реку Дору, на который поезда попадают практически сразу же выходя из под земли.
Уникальное для своего времени сооружение двухуровневый автомобильно-железнодорожный металлический мост Дон Луиш I
через реку Дора, возведённый в 1881-1886 годах по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля - Теофила Сейрига.
Вид с противоположного берега Доры.
Верхний уровень (пешеходно-метродорожная часть).
Нижний уровень (автомобильный).
Шильдик Metro do Porto на опоре подвески контактной сети моста.
Несколько кадров метросоставов на мосту Дона Луиша I. Вид снизу, с набережной.
Вид сбоку :-)
И для полноты вид сверху.
В качестве бонуса несколько железнодорожных фото Порто, а также и фото фуникулёра.
Фуникулёр на набережной Доны.
.