Поездка в ‎Агул‬. Дагестан позитивный. ‪#‎дагестан52

Nov 17, 2013 13:33

Итак вчера с Тимуром Гусаевым и молодежной командой продвинутых выехали в Агульский район по проекту Дагестан позитивный. Уже несколько лет наш исламский центр работает с этой мощной молодой командой и я честно говоря не могу нарадоваться, что растет такое прекрасное поколение образованных, воспитанных, духовно богатых и веселых молодых ребят и девочек, представляющих все национальности нашей республики.
Смотря на них я понимаю почему лопается от зависти Жириновский и др. подобные нечисти,ладно к черту их.
Вроде бы ехал в свой родной район типа гидом,а получилось некоторые исторические моменты сам впервые услышал.Спасибо ребятам за поездку

Сначала немного истории об Агуле и агульцах:
АГУЛЫ, Агул, агулар (самоназв. «жители Агула»). А. - коренное нас. Дагестана. Числ. в Рос. Федерации 21,2 тыс. чел., в т. ч. в Дагестане 13,8 тыс. чел. Общая числ. 35 000 тыс. чел. Говорят на агульском яз., имеющем диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошанский, буркиханский, фитинский,- каждая община - свой говор. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

Наиб, ранние сведения об А. - в арм. источнике 7 в., где они названы агутака-ни, о жителях ущелья Кушан-дере 8-9 вв. есть упоминания в араб, источниках. Происхождение этнонима А. можно связать с назв. ущелья - Агулдере. Возможно, уже к нач. нашей эры А. составляли самостоят. этнокультурную общность. Эпиграфич. материал свидетельствует о существовании уже в 11- 12 вв. ряда населённых пунктов с совр. назв. (напр., с. Рича), что подтверждает и древнейшая местная хроника «История Абу-Муслима». Процесс распада патриархально-родовых отношений ускорили нашествия арабов (с 7 в.) и монголо-татар (13 в.). В 10-12 вв. происходит укрупнение селений на базе древних терр.-тухумных поселений. С араб, завоеваниями связано распространение ислама; имеется ряд эпиграфических памятников 13-14 вв. на араб, яз. В 14-18 вв. А. в составе Казикумух-ского шамхальсгва объединялись по ущельям в союзы сел. общин. По Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией терр. Дагестана отошла к России; усилилось русское присутствие на терр. А. В ходе адм. реформ 1860-х гг. А. вошли в Кюринский округ. Со 2-й пол. 19 в. А. вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в труднодоступных ущельях (Агульский, Курахский р-ны), в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.).

Традиц. занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Поля, в осн. богарные, - небольшие участки на склонах, частью террасированных. Применяли плодосменные севообороты, удобренный пар. Осн. культуры: рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й пол. 19 в. - картофель, морковь, лук, чеснок. Вспашка производилась дважды (до сева и после). Лёгкий плуг (дуруц) в бычьей упряжке - маневренный, чиркающий, одновременно боронующий. Жали серпом и короткой косой для одной руки. Молотильные доски, дерев, грабли, вилы, лопаты, подносы для веяния, сита - общедаг. типа. Разводили кр. и мелк. рог. скот, лошадей, ослов, мулов. В 18--19 вв. увеличили поголовье овец в связи с развитием товарно-ден. отношений. Содержание овец горно-стационарное. Осенью отары перегонялись с альпийских пастбищ на зимние присельские, где были построены овчарни на 250-300 голов. В овчарнях применяется арочная конструкция с камен. перекрытием и регулируемой вентиляц. системой.

Весной скот передвигался с южных склонов до альпийских пастбищ. Преобладало выгонно-стойлово-пастбищное содержание кр. рог. скота, часть молочного скота летом оставалась в ауле. На летних хуторах заготавливали масло, сыр. Развиты были домашние промыслы, кузнечное ремесло. Наиб, распространены обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, мешков для хранения и переноски продуктов, вязание джурабов), резьба по дереву, камню. Жен. занятия - уход за детьми и домом, заготовка топлива (кизяка), уход за коровами и переработка молочных продуктов, полевые работы: прополка, жатва, перевозка урожая, скирдование, ремонт тока, обработка шерсти и изготовление шерст. изделий. Муж. занятия: обработка земли, все работы, связанные с мелким рогатым скотом, уход за лошадьми и инвентарем. Коллективно выполняли сенокошение, молотьбу. Торговлей занимались мужчины (продажа мяса, масла, шерсти, сыра). Совр. х-во многоотраслевое. Ок. 30% А. живут в городах, значит, число переселилось на равнину, где в составе много-нац. коллективов занимаются овощеводством, виноградарством. Все колхозы и совхозы имеют закрепленные за ними земли в равнинной зоне, используемые под зимние пастбища, зерновые культуры, для заготовки кормов. В горах сохраняются традиц. формы хоз. деятельности, из дом. промыслов - ковроткачество.

Традиц. соц. отношения - сел. община была самостоят, хоз.-терр. единицей. Судопроизводство осн. на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульм. права (шариат). Высший орган общины - сел. сход; со 2-й пол. 19 в. выбирался старшина. Во главе суда - кадий. Сохранялись патриарх, кровнородств., преим. эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - малая, разл. типы неразделенной семьи (15-20 чел.) встречались пережиточно до нач. 20 в. Единство семьи осн. на коллективной собственности и труде всех взрослых членов; взаимоотношения определялись патриарх, нормами. Дочери, выходя замуж, получали половину зем. доли и часть движимого имущества. Женщины в семейных делах обладали большой свободой. Хотя обычаев избегания не придерживались, общение между супругами, особ, при посторонних, было сдержанным.
Традиц. поселения насчитывали в ср. ок. 60 хозяйств, занимали терр. ок. 0,5 га и располагались у самой реки, на относительно ровной площадке, ограниченной с двух-трех сторон обрывистой скалой, на значит, высоте по склону горы, на вершинах хребтов. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах - сторожевые (сигнальные) башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Селение (сел. община) состояло из тухумных (мирас) кварталов. Планировка селений: на склонах - ступенчато-террасо-образная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации разл. типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, крутые, часто в виде лестницы. Обществ, центр - мечеть и площадь перед ней (годекан). С сер. 19 в. в новых кварталах уменьшается традиц. скученность, в совр. строит-ве преобладает тенденция к свободному расположению построек с приусадебными участками. Планировка переселенческих сел на равнине - квартально-уличная.

Рича


Cуществование крупного населенного пункта Рича ещё в Х веке подтверждают письменный источник, устное народное предание и археологические данные. Он несомненно носил признаки территориально-тухумной соседской общины по своей общественно-хозяйственной структуре. Вполне возможно, как уже выше говорилось, селение Рича выступало к моменту прихода арабов в Дагестан как политический центр, объединяющий вокруг себя близлежащие поселения.Рича - очень древнее селение. Оно существовало еще до прихода арабов в Дагестан. Образовывало Ричинский союз сельских общин.
С IX века в Агуле распространяется ислам. В местной хронике "История Абу-Муслима" описывается типичный пример образования правящей верхушки и династий не только в областях, но и в отдельных населенных пунктах. У упомянутого Абу-Муслима, араба по происхождению, было четверо сыновей: Рамазан, Ибрагим, Юсуф и Мухтар-Санджаб. У последнего родилось семеро сыновей. После отбытия Абу-Муслима на свою родину, семеро его внуков обосновались в селении Усуг, что под Шах-ал-Бурзом (гора Шалбуз).
Здесь возник конфликт между прибывшими и жителями селения Микрах. Поэтому они из селения Усуг разошлись в другие селения, в которых доныне живут из поколения в поколение. Вот имена сыновей Мухтар-Санджаба, сына Абу-Муслима: Сайф-ад-Дин, Юсуф, Наср-ад-Дин, Джа-мал, Абдулла, Хамзат, Али-Бархут. После этого Мухтар-Санджаб построил в селении Сайф-ад-Дина мечеть и умер в этом селении. Юсуф обосновался в селении Куруш, Наср-ад-Дин и Рамазан в селениях Хина и Рутул, Мухаммад - в Шиназе, Джамал - в Яргуне, Абдулла - в Курахе, Хамзат - в Рича, Али-Бархут - в селении Мака.
У Юсуфа было четверо сыновей. Один из них жил в селении Штул, называемом Аиджалом, остальные в селении Курах…".
Эти сведения красноречиво показывают, что правители не только областей, но и многих городов и сел имели арабское происхождение.
В ряде населенных пунктов, - пишет проф. А.Шихсаидов, - по которым пролегал путь монгольских войск из лезгинских районов через Рича в Кумух, сохранились предания о мужественной борьбе местных жителей против монгольского нашествия. В 6 км к северу от современного селения Чираг, рассказывают старожилы, было расположено селение, которое также называлось Чираг. Когда пришли монголы, жители укрепились в мечети и не желали допустить завоевателей. Мечеть была разрушена, как и селение, а жители вынуждены переселиться и построить селение на новом месте. Через несколько лет монголы разрушили и это селение, после чего оставшиеся в живых поселились на новом месте и построили селение на месте современного Чирага. На месте первого селения сохранились могилы, которые местные жители называют могилами "шахидов".
"Пребывание монгольских войск во внутренних районах Восточного Кавказа было, очевидно, - пишет проф. А.Шихсаидов, - кратковременным. По сообщению "Тарих-и Дагестан", вскоре после описанных выше событий, монгольские войска вернулись в Дербент. Правитель Рича принял ряд мер, рассчитанных на то, чтобы не допустить повторного нападения со стороны монгольских войск. Этим объясняется строительство крепости Сабаджем ибн Сулейманом летом 1241 года, т.е. через полтора года после монгольского нашествия. В 1250 году, согласно надписи из сел. Рича, была восстановлена ричинская мечеть.

Итак фото и немножко комментарий к ним.




src="http://ic.pics.livejournal.com/hasratahmedov/31443110/46720/46720_original.jpg" alt="Старинная мечеть с. Тпиг" title="Старинная мечеть с. Тпиг" width="2592" height="1944" />











Previous post Next post
Up