Позавчера по ТВ1000 был какой-то вечер Индокитая. Сначала шел французский фильм «Индокитай» с Катрин Денев. А затем фильм «Тихий Американец» с Майклом Кейном.
«Индокитай» я видел несколько раз и всегда получал от этого кино большое удовольствие. На этот раз я смотрел фильм под впечатлением от «Ориентализма» Эдварда Саида, книги, которую пока не могу дочитать до конца. Довольно забавно получается. С одной стороны фильм довольно ясно показывает, как герои картины уверенные, что знают и понимают Восток (Индокитай) лучше его обитателей в конечном итоге терпят поражение. И личное и политическое. С другой стороны, это безусловно очень ориенталистский, европейский, французский взгляд на Индокитай. Тоска об унесенной ветром колониальной империи, с плантациями, колониальными кафе и старым слугой индусом. Мысль о том, что идеи свободы могут быть только европейского происхождения. Какие-то очень французские сюжетные линии - герои спасаются от преследования в бродячем театре, ну прямо «Капитан Фракас!» Но мне это мило. В конце-концов, мы ленинградцы тоже европейцы.
А вот «Тихий Американец» меня разочаровал. Майкл Кейн рассчитывал получить за этот фильм «Оскара», но из-за 11 сентября, как я понимаю, фильм вообще практически изъяли из проката. Может быть это и к лучшему. Из Кейна вышел бы довольно органичный Фаулер если бы не излишняя для утомленного жизнью циника суетливость. Двигайся он в кадре на 50% медленнее, все было бы отлично. Бренден Фрейзер тоже неплохо подходил на роль Пайла, если бы не два но… Первое «но» - его главная роль в «Мумии», которая затрудняет восприятие этого актера в других амплуа. Весь фильм подсознательно ожидаешь появления закутанных в бинты фигур, от которых Фрейзер, тьфу т.е. Пайл будет отстреливаться из обреза. Второе «но» - уж больно жирные точки расставил создатель картины Филлип Нойс над i. Я и сам это люблю, но тут просто другая история. Пайл ведь по книге Греем Грина в какой-то степени жертва системы, результат промывки мозгов, который не ведает, что творит. Типа фанатиков на майдане. В картине же, под конец, это крутой кадровый агент Малдер, со стволом у щиколотки. Такого и убить не жалко, что Кейн и делает с особой жестокостью. В целом фильм можно было сделать гораздо лучше. А так на «Оскар» явно не дотягивает.