Когда рабочие могли спасти мир

Jul 31, 2014 17:54




В эти дни, когда мы отмечаем столетие со дня начала Первой мировой войны, а в Украине, стараниями новых империалистов, разгорается новая кровавая бойня, важно напомнить еще об одном вековом юбилее.

Начало июля 1914 года. В знак солидарности с бастующими нефтяниками Баку тысячи трудящихся по всей России прекращают работу. Всеобщей стачкой охвачены предприятия Москвы, Николаева и Харькова. Но основные события разворачиваются в столице Российской империи - в Петербурге.

3 июля столичная полиция открывает огонь по 12 тысячному митингу рабочих на Путиловском заводе. От пуль городовых погибают два человека, еще пятьдесят рабочих получают ранение, шестьдесят пять рабочих отправляются под арест. Пролетарские районы города охвачены всеобщим возмущением. Но следующий день, 4 июля в Петербурге уже бастуют 90 тысяч человек. Спустя еще три дня стачка превращается во всеобщую забастовку, а забастовка перерастает в восстание, сердцем которого становится знаменитая Выборгская сторона.

В какой-то степени атмосферу тех дней передают кадры легендарного советского фильма 1930-х годов «Возвращение Максима». Основные магистрали северных районов Петербурга, Большой Сапсониевский и Кондратьевский проспект были перекрыты баррикадами. Не работали магазины и не ходили трамваи. С корнем были выкорчеваны телеграфные столбы, а полицейские участки превратились в осажденные крепости.

Американский историк-славист Леопольд Хаймсон писал, что ход событий в июле 1914 года напоминал начальный этап Февральской революции. Казалось, что еще немного и восстание захлестнет центр Петербурга, ставя точку в истории царского режима. Но этого не произошло.

Городские власти распорядились развести мосты через Неву, изолировав Выборгскую сторону от центра города (в феврале 1917 года эта мера была заведомо бесполезна, рабочие переходили реку по льду). Из Красносельских лагерей срочно была переброшена 1-я гвардейская кавалерийская дивизия. Отборные кирасирские и драгунские полки, цвет императорской армии, под градом камней и револьверных пуль штурмовали баррикады. Полиция громила редакции рабочих газет и штаб-квартиры профсоюзов. Фабриканты и заводчики объявили локаут, выбросив на улицу более 100 тысяч человек. В последних числах июля полиция закончила «зачистку» баррикад на Выборгской стороне. Мало кто тогда знал, что до начала мировой войны оставались считанные дни.

Сегодня многие публицисты, историки и политики склонные видеть в революционной волне захлестнувшей мир после 1917 года результат потрясений Великой войны. Но так ли это? Возможно, Первая мировая война не приблизила, а отдалила неизбежную революционную развязку?

Уже с первых десятилетий XX века было очевидно, что эпоха социальной стабильности во всем мире подошла к завершению. За сравнительно короткий промежуток времени мы видим целую череду массовых выступлений, прокатившихся по планете: революции в России (1905 г.), в Персии (1906 г.), Турции (1908 г.), Китае (1911-1912 гг) и Мексике (1910 г.).

Хотя эти восстания происходили главным образом на периферии европейского владычества, правители старого континента не имели никаких оснований чувствовать себя в безопасности. В 1909 году вспыхнуло рабочее восстание в Барселоне. В июне 1914 года народными волнениями была охвачена Италия. Для того, чтобы разгромить так называемую «Красную неделю», Риму потребовалось задействовать стотысячную армию.

Важно отметить, что «Красная неделя» задержало вступление Итальянского королевства в войну почти на полгода. Король Виктор Эммануил III и его министры не только яростно торговались с державами Антанты за будущую военную добычу, но и испытывали опасения в связи недовольством рабочих и массовыми антивоенными настроениями в обществе.

Возможно, что если бы петроградские рабочие продержались еще несколько дней, верхушка Российской империи трижды подумала бы, прежде чем бросаться в военную авантюру. Миллионы людей остались бы в живых, не были бы уничтожены огромные материальные ценности. Но история не имеет сослагательного наклонения. 1 августа 1914 года сотни тысяч потенциальных забастовщиков и повстанцев были поставлены под ружье. Вожди социал-демократии совершили свою великую измену, выразив поддержку «своим» империалистическим правительствам. Немногие гражданские свободы отошли в область преданий, а пресса подчинилась воле военной цензуре - что все больше напоминает нынешнюю ситуацию в «постмайдановской» Украине, где потенциальных бунтовщиков против власти кинули убивать таких же людей на Донбассе.

В течение трех последующих лет тысячи рабочих и крестьян были перебиты в Мазурских болотах, в Галиции, на Марне и под Верденом. Современникам казалось, что наступило новое средневековье. Веерницы слепцов потерявших зрения после газовых атак вызывали ассоциации с картинами Босха и гравюрами Дюрера. Мир платил огромную цену за несвершившуюся революцию.

Но война только отстрочила неизбежное, еще сильнее обострив классовые, национальные и социальные противоречия. 23 февраля (8 марта) 1917 года над Выборгской стороной вновь запели заводские гудки, призывая рабочих довершить дело, начатое в июле 1914 года.

http://liva.com.ua/revolution-or-war.html
Previous post Next post
Up