Перечитывая дневники и мемуары конца XIX века, я неоднократно встречал упоминание бунта в Крожах или «Крожской резни». Сегодня, это событие, ставшее одним из крупнейших «имиджевых» провалов царской России на пространствах рунета прочно забыто, хотя оно сыграло заметную роль в формирование современного литовского национализма и обозначило кризис политики русификации в западных областях Российской империи.
Не секрет, что в Литве и в Польше исповедуют зловредное вероисповедание именуемое католицизмом. С конца XVIII века священники и приверженцы папистской церкви неоднократно демонстрировали склонность к политическому экстремизму и непонимание счастья проживания в Великой Российской империи. Это вынуждало власти принимать суровые, но необходимые меры: добровольно-принудительно обучать туземцев русскому языку и строго контролировать распространение католицизма. Последнее достигалось постройкой православных церквей шаговой доступности и постепенным закрытием капищ папистского культа. Потрескалась штукатурка на костеле? - Сооружение в аварийном состояние! Закрыть его. А получить разрешение на строительство новой католической церкви было так же легко, как сегодня построить мечеть в Москве или в Питере.
В 1891 году, заботливая рука властей дотянулась до местечка Крожи в Каунасской губернии, где находился почитаемый аборигенами католический собор. Храм было решено закрыть по причине «ветхости», местное население стало писать челобитные о сохранения церкви, чиновники аккуратно отправляли эти прошения в корзину… Собор неоднократно запирали, но местные мужики подстрекаемые ксендзом открывали церковь снова, несмотря на показательные порки и аресты бунтарей.
Наконец долготерпению правительства пришел конец, и 10 ноября 1893 года в Крожи выехал сам каунасский губернатор Николая Михайловича Клингенберг в сопровождение 60 казаков и полицейских. Ответственное лицо пожелало лично войти в молельню, дабы прибить постановление о закрытие церкви к католическому крыжу у алтаря. Известие об этом вызвало всеобщее беспокойство. К храму сбежалась жмудь с хоругвями и портретами государя-императора Александра Александровича, дабы постоять за «поруганного Христа». Кстати, в подстрекательстве немаловажную роль играли женщины. Одна молодая крестьянка даже прославилась как «литовская Жанна д'Арк» возбуждая сельскую мелкую буржуазию к борьбе за веру.
Стоит ли говорить, что эти демонстрации не устрашила храброго слугу отечества? Николай Михайлович лично повел казаков и полицейских на штурм храма. В результате этого оперативного мероприятия девять бунтовщиков было убито, причем, если верить клеветникам России, шестерых из них казаки загнали вводу и утопили. После этого императорские силовики принялись зачищать соседние деревни, в результате чего некоторое количество литвинок было изнасиловано, ну а число избитых нагайками вообще не поддается подсчету.
После наведения неконституционного (конституции в России все-таки не было) порядка, 71 человек, 55 мужчин и 16 женщин были отправлены в суд за «вооруженное сопротивление». Экстремисты получили каторгу и арестантские роты, но тут императора Александр III скончался от болезни печени и в честь восшествия на престол нового царя, крожские смутьяны были помилованы.
Стараниям адвокатов-либералов вся эта история получила широкую огласку. За границей начались протесты, «в течение года Литва жила «Крожским делом», а дни процесса Вильно переживало в лихорадке». С тяжелым сердцем власть была вынуждена смягчить политику русификации, но как говориться, осадочек то остался… Кстати, костел католикам вернули только в 1908 году.
То же событие на витраже