Чутко держащий на пульсе американских общественных настроений, Голливуд выпустил очередную киноисторию про миллиардера, торговца оружием, уклониста от налогов и великосветского сутенера Брюса Вейна-Бэтмена. Как мы знаем из предыдущих эпизодов, по ночам эта интересная личность, пытаясь справиться со своими детскими психозами, надевает трико и костюм летучей мышки, дабы остановить простых американцев на пути к успеху.
[А дальше, почти всё содержание фильма] «Бэтмен. Возвращение легенды» повествует нам о том, как эффективно управляемая Вейном компания «Вейн индастриз» закономерно следует по стопам «Энрона», «Леман Брозерс» и прочих эффективных частно-рыночных предприятий. Народ негодует и уходит в подполье, а буржуи едят ананасы и рябчики. Но Вэйну это как-то все пофиг, поскольку из-за соображений высокой политики ему пришлось завязать со своими ночными забавами и предаться обломовщине.
Внезапно, морлоки выходят из своих подземелий. Их вождь, харизматичный качок Бейн, здорово смахивает на легендарного анарха и личного тролля штандартенфюрера Путина Джефри Монсона. Прежде всего, народные мстители устраивают рейд на биржу, и тут ранимая душа Вэйна уже не может вынести покушения на святое. Сбрив бороду, подпилив ногти и сделав обрезание, миллиардер облачается в трико и отправляется защищать святыню капитализм.
Стоит ли говорить о том, что Бэтмен уже не тот? В схватке с Бейном летучая мышка получает сеанс живительной терапии с переломом позвоночника. К сожалению, излишняя гуманность как всегда губит силы зла. Вместо того чтобы легким движением руки закончить страдания Вэйна, застенчивый и интеллигентный Бейн, старается что-то объяснить, что-то донести до своего оппонента. Он сажает Бэтмена в яму «из-которой-нельзя-убежать», дает ему врача, телевизор. Легко догадаться, чем потом обернулась для Бэйна эта доброта и гуманность… Правда, перед этим он экспроприирует остатки состояния Вэйна, что для миллиардера, конечно хуже торчащих наружу позвонков.
Решив вопрос с Бэтманом, Блейн начинает в Готхеме революцию. Полиция изолируется в подземных туннелях, местная Бастилия берется штурмом. Узники американского ГУЛАГА обретают свободу. Готхомчане экспроприирует экспроприаторов, заселяет бедняков в жилища богачей, враги народа предстают перед доставляющим судом народного трибунала. Разумеется, сценаристы сообщают нам, что все это делается для того чтобы развратить народ Готхема, а потом прихлопнуть его ядрёной бомбой сделанной добрым гусским доктором (расовый израильский актер Алон Абутбуль). Это старая слабость Голливуда - представлять врагов США и американского общества злодеями, действующими исключительного по иррациональным мотивам.
Судя по фильму революционный режим продержался в городе полгода. Какие же уроки мы можем извлечь из готхемской революции и контрреволюции? Несомненно, что восстание погубила излишняя гуманность. Стоило ли держать всю готхемскую полицию шесть месяцев в городской канализации на казенных харчах? А затем, благородные повстанцы, вместо того чтобы перестрелять вырвавшуюся на свет божий толпу озверевших копов, зачем то схватились с ними врукопашную станка на стенку. Красивый, но бессмысленный жест.
Разумеется, сохранение жизни Бэтмену так же вышло революции боком. Он уж со своими врагами не церемонился. Роковую роль сыграло и предательство женщины-кошки Сэлины Кайл. Воровка на доверии, любила псеводореволюционные речи в избранном обществе, но когда революция уничтожила миллионеров, оставшаяся без работы уголовница сразу заценила прелести старого режима.
Забавно, что в отличие от прочих аналогичных фильмов, простые американские граждане вместо того чтобы выходить на улицы под звездно-полосатыми флагами тихо сидят дома и ждут пока Бэтмен и менты сделают всю грязную работу. Не очень понятна и судьба бедняков, которых поселили из подземелий в дома богачей. Думаю, что после победы контрреволюции им пришлось несладко.
Похоже, у американских буржуев здорово трясутся поджилки, если они заказывают такие фильмы. А ведь реальная жизнь еще страшней кино - когда народ поднимется, Бэтмен их спасать не прилетит.