Израильская гиштория в самом кратком изложение

Oct 19, 2009 12:06

КОНФЛИКТ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Новое Время пришло на Ближний Восток под гром барабанов наполеоновской армии высадившейся в 1798 году на побережье Египта близ Александрии. Почти двухсотлетнему период относительного мира и стабильности Османской империи пришел конец. Стратегически важный регион, где смыкались Европа, Азия и Африка стал объектом экспансии молодого европейского капитализма. В 19 веке в мировой дипломатии возник знаменитый "Восточный вопрос" - в течение почти ста лет дипломаты сверхдержав делили наследие погружавшейся в кризис Турции. Из-за непомерных аппетитов европейских политиков, раздел Османской империи так и не был завершен до начала Первой мировой войны. Лишь Британия сумела в 1889 году установить свой контроль над Египтом. С началом 20 века, значение региона существенно возросло после начала разработки нефтяных месторождений на побережье Персидского залива. Земли Ближнего Востока должны были стать призом для победителей в Великой Войне. С одной стороны на регион претендовала Германия, уже поставившая Османскую империю под свой экономический и политический контроль. Ей противостояли Англия и Франция, которые подписали в 1916 году договор, предусматривавшей раздел турецких владений между ведущими державами Антанты.
Экспансия европейцев на Восток возродила к жизни легенды и мифы ушедших столетий. Интерес к Библии, преданиям античности и деяниям крестоносцев переживали бум. Тысячи европейцев отправлялись на Восток для завоевания новых земель, поиска древних памятников, торговли с туземцами. Среди этих мигрантов были и те, кто желал обрести новый дом. В Палестине, Египте, Ливане селились немецы, англичане, греки, русские. Некоторые переселенцы создали крупные и процветающие колонии. В Иерусалиме и в Хайфе до сих пор существуют немецкие кварталы, жители которых были выселены англичанами только во время Второй мировой войны. Но одна община европейских колонистов преуспела больше других, создав одно из самых противоречивых государств XX века.

ЕВРЕЙСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ПАЛЕСТИНЫ.
По мнению еврейского историка Авраама Леона в течение нескольких веков евреи выполняли в феодальной Европе роль нации-класса. Другими словами, до возникновения национальной буржуазии, именно в руках евреев было сосредоточено значительная часть торгово-финансовых операций. Особенно многочисленным было еврейское население в отсталых аграрных странах Восточной Европы, где евреи выполняли роль экономических посредников между крестьянством и феодалами-землевладельцами (правда, среди евреев имелось и множество мелких ремесленников). Кризис феодального хозяйства в XIX веке сорвал этих людей с родных мест и вызвал массовую эмиграцию. Сотни тысяч евреев уезжали в большие города или ехали еще дальше, за море, в Америку, Австралию, Южную Африку. Острая конкуренция с местным населением и другими мигрантами вызвали массовые антиеврейские настроения - антисемитизм, подогреваемый древними мифами, возникшими в те времена, когда евреи были единственным нехристианским меньшинством в Европе.
Именно в этой атмосфере краха устоев прежней жизни, колониальной
лихорадки, чувства отверженности и дискриминации, возник сионизм. Это националистическое движение увидело решение проблем еврейского народа в создание собственного государства. Местоположение будущего "национального очага еврейского народа" долго оставалось спорным вопросом среди сионистов. Долгое время пользовалась большим успехом идея создания еврейской колонии в Африке, в частности в Уганде (место для еврейского поселения в этой стране одно время предлагало выделить британское министерство иностранных дел) .

ЕВРЕЙСКАЯ КРИТИКА СИОНИЗМА

Отношение евреев к сионистскому проекту было и остается далеко не однозначным, вопреки распространенному мифу о всеобщей поддержке евреями Израиля. Для многих верующих иудеев, идея создания еврейского государства в Палестине до прихода мессии (Машиаха) является отвратительной ересью. Евреи левых взглядов клеймили сионистов как националистов, пособников еврейской буржуазии и колонизаторов. Известный идеолог Второго Интернационала Карл Каутский писал, что в Палестине должно было произойти неминуемое столкновение еврейского и арабского национализма, исходом которого могла быть только гибель еврейской колонии, поскольку арабов в регионе колоссальное большинство. В результате арабской победы еврейские бедняки будут вынуждены заплатить кровью за действия своих лидеров, а верхушка найдёт спасения в бегстве. Каутский отмечал зависимость палестинского ишува (поселения) от империализма (в ту пору британского), подчёркивая, что как только поддержка евреев извне ослабнет, дни их поселений в Палестине будут сочтены. Развивая идеи Каутского, один из лидеров большевиков, Лев Троцкий (Бронштейн) писал, что существование небольшого еврейского государства в Палестине всегда будет висеть на волоске и зависеть от переменчивых отношений со сверх-державами. По мнению Троцкого, “Палестина - это смертельная ловушка для евреев”. Левый эсер Иссак Штейнберг, бывший министр первого советского правительства, а в последствии один из активных участников еврейского движения, отвергал сионизм как националистическое движение и предлагал, в качестве альтернативы, создание мирных негосударственных поселений евреев в Австралии и Южной Америке. Со своей стороны либерально настроенные евреи критиковали нарушения прав человека (прежде всего арабов) сионистами. Еврейский философ либерального толка и верующий иудей Иешаягу Лейбовиц называл проект еврейского государства “нацистским” .
Теория и практика сионизма вызывала немало насмешек и у неполитизированных людей. Великий еврейский писатель Шалом Алейхем писал, что "сионист это человек, который убеждает другого человека ехать в Палестину за деньги третьего". Сионистская практика вызывала отторжение у Ашер Гирш Гинзбург (Ахад ха-Ама). Этот мыслитель, призывавший евреев искать свои духовные корни в Палестине, но крайне негативно относился к самой еврейской колонизации этой страны. Он в частности писал: "Нас используют для того, чтобы за границей поверили, будто Палестина в наши дни полностью необитаема, что это пустыня, где ничего не растет, и любой желающий купить там землю может придти и купить все, что его душе угодно. В действительности все совсем не так. В тех местах очень трудно найти пахотную землю, которая не возделывается. Только песчаные области и скалистые горы, где можно сажать лишь деревья, да и то при огромных трудовых и финансовых затратах, не культивируются, потому что арабы не хотят работать ради отдаленного будущего. Таким образом очень трудно найти хорошую землю для продажи. Ни крестьяне, ни крупные землевладельцы не продадут с легкой душой хорошую и чистую пахотную землю. Нас используют, чтобы за границей поверили, что арабы - это дикари из пустыни, невежественные как животные, которые не видят и не понимают ничего, что делается вокруг. Это огромная ошибка. Арабы, как и все семиты имеют острый ум, и они очень хитры." О еврейском государстве он говорил в таких тонах: "…Такое "государство евреев" будет, в конечном итоге, походить на немецкое или французское, только населенное евреями. Этот процесс уже сейчас, хотя и в небольших масштабах идет в Палестине. История учит, что во времена Ирода Израильское царство было, конечно, "государством" евреев, но еврейская культура была отвергнута и подвергалась преследованиям… Такое государство евреев будет смертельным ядом для нашего народа и превратит его дух в пыль… Это маленькое государство.. будет выживать только за счет дипломатических интриг и постоянного раболепия перед теми державами, которые будут доминирующими…"

НАЧАЛО ПУТИ

Отцом политического сионизма был венский журналист Теодор Герцель (1860-1904 гг), изложивший свое кредо в книге "Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса". В 1897 году Герцель стал главным организатором Всемирного сионистского конгресса в Базеле (Швейцария). На нем было провозглашено создание Всемирной сионистской организации (ВСО). Герцель активно вел переговоры с "сильными мира сего" - королями, премьер-министрами и султанами, о выделение особой территории для еврейской колонизации. Успехи прижизненной деятельности лидера сионистов были невелики. Европейские и азиатские правители не спешили ради их планов расставаться с частью своих заморских владений. Да и сами
Еврейские эмигранты, вместо того чтобы отправится в Палестину, предпочитали селиться в США, Аргентине, Голландии, Англии и в других странах относительно богатых странах. К началу 20 века, численность евреев в Палестине не превышала несколько десятков тысяч человек - около 5% населения страны. К тому же, большинство палестинских евреев не были связаны с сионистским движением.
Заметная эмиграция евреев в Палестину началась только после 1905 года, когда Россию покинуло множество эмигрантов после поражения революции 1905-1907 годов*. Именно тогда появились первые признаки напряженности между колонистами и местным арабским населением. Эмигранты активно скупали землю у крупных турецких и арабских землевладельцев и сгоняли обрабатывавших ее арабских крестьян. Эта тема активно обсуждалась в местной арабоязычной прессе. Палестинские арабские политические активисты были вынуждены апеллировать к правительству Османской империи в Стамбуле с просьбой остановить еврейскую эмиграцию, но в условиях кризиса и развала турецкой державы эти прошения редко достигали цели.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

С началом Первой мировой войны Ближний Восток стал ареной изощренной политической игры. Державы Антанты активно искали себе союзников в войне против Турции и не скупились на общения. Талантливый британский разведчик и дипломат Томас Эдвард Лоуренс (Аравийский) вошел в доверие к эмиру Файсалу, сыну шерифа Мекки Хусейна, восставшему против турок, и пообещав ему власть над всеми арабскими землями Турции (включая Сирию и Палестину). Он смог превратить честолюбивого правителя в союзника англичан. Арабы, правда, не знали, что Палестина была одновременно обещана и евреям.**
Председатель ВСО Хаим Вейцман, в будущем первый президент Израиля, писал, что "Если Палестина попадет в английскую сферу влияния и если Англия будет содействовать поселению там евреев как в британском владение, мы могли бы иметь там через двадцать-тридцать лет до одного миллиона евреев, а возможно и больше. Они развили бы страну, возвратили бы ей цивилизацию и образовали бы весьма эффективную охрану для Суэцкого канала. Сильная еврейская коммуна на египетском фланге превратилась бы в эффективный барьер от всякой вероятной подстерегающей опасности с севера".
Активная дипломатия сионистов принесла свои плоды. Гарантии создании "еврейского национального очага" в Палестине были даны в 1917 г. в письме министра иностранных дел Великобритания лорда Бальфура, барону Ротшильду ("Декларация Бальфура"). Англичанам не пришлось раскаиваться в этом шаге. Революция в России и движение Аттатюрка в Турции подтвердили необходимость "подушки безопасности" от возможных угроз с севера.
Арабы массами присоединились к антитурецким повстанцам, а в Палестине возникла еврейская шпионская организация "НИЛИ" собиравшая разведывательную информацию о передвижениях турецких войск для британского командования. На этом этапе арабские и еврейские националисты еще не осознавали до конца противоположности своих интересов. И те и другие считали, что еврейское поселение в Палестине вряд ли когда-нибудь будет представлять серьезную угрозу арабскому большинству. Когда арабские войска заняли Дамаск, Всемирная Сионистская организация направила Файсалу свои поздравления. В 1918 году Файсал и Вайцман встретились недалеко от порта Аккаба на Красном море. Арабы надеялись заручиться поддержкой сионистов, чтобы получить допуск за стол мирных переговоров по окончанию Первой мировой войны. В дальнейшем Файсал неоднократно встречался с сионистками лидерами во время поездки по Англии, которую он предпринял вместе с Лоуренсом.
В 1917 году успешно наступавшие британские войска захватили Палестину, а в 1918 году, незадолго до окончания Первой мировой войны, повстанческая армия арабов под руководством Фейсала и Лоуренса Аравийского отбила у турок Дамаск. Для англичан пришло время платить по счетам.
Вскоре и евреи, и арабы, поняли, что боевые действия велись вовсе не для того, чтобы освободить их от власти турок, а затем, чтобы распространить власть европейских империй на новые земли. На мирной конференции в Сан-Ремо (в окрестностях Парижа) Ливан и Сирия были переданы Франции, а Палестина - Великобритании. Формально их власть осуществлялась согласно "мандату Лиги Наций", но это была лишь бумажка, прикрывающая колониальный захват. Мечтавший о создание общеарабского королевства, Фейсал оказался буквально у разбитого корыта. Французы изгнали его из Дамаска, откуда он рассчитывал править Сирией, Иорданией и Палестиной. Впрочем, англичане не забыли своего протеже и обеспечили ему иракскую корону (естественно, под английским контролем и присмотром).

СОПРОТИВЛЕНИЕ КОЛОНИЗАТОРАМ

Решения по передаче Англии и Франции мандата на арабские земли, принятое на конференции в Сан-Ремо, вызвало волну восстаний. В 1920 году против англичан восстал Ирак. Основной массой восставших были крестьяне-шииты, а главным оплотом восстания - город Мосул. Интересно, что в 1941 году этот город стал важным центром нового антибританского мятежа, а после 2003 года в Мосуле там не раз шли жестокие бои иракских повстанцев против оккупировавших страну войск США и вассальных им государств.
Восстание арабов-иракцев поддержали и курды, жившие на севере страны. Для подавления движения курдских племен, тогдашний министр по делам колоний Уинстон Черчилль предложил использовать аэропланы, вооруженные бомбами с отравляющими газами.
7 марта 1919 года в ответ на решение в Сан Ремо Сирийский национальный конгресс года провозгласил независимость страны. Но уже в конце июля французы захватили Дамаск, что привело к жестокой трехлетней партизанской войне. Она частично охватила и Север Палестины, Галилею, куда проникали отряды сирийских повстанцев. В одной из стычек с ними погиб легендарный лидер сионистов Йосеф Трумпельдор Трумпельдор, родился в Пятигорске и прославился своей храбростью при обороне Порт-Артура, где потерял левую руку. За заслуги он удостоился георгиевского креста и в 1906 году был произведен в офицеры. После окончания русско-японской войны Трумпельдор учился в Петербургском университете, а затем эмигрировал в Палестину. Правда пробыл он там недолго. С началом Первой мировой войны, он перебрался в Египет, где стал формировать еврейские отряды на английской службе. Это дело он позднее продолжил и в России где пытался убедить Временное правительство сформировать еврейские воинские части для освобождения Палестины от турок. В 1920 году он снова вернулся на Ближний Восток. 1 марта 1920 отряд арабских повстанцев попросило разрешения войти в поселение Тель-Хай, чтобы удостоверится в отсутствие там французов. Они получили войти внутрь, но затем по невыясненным до сих пор причинам на территории Тель-Хайя вспыхнула перестрелка, в которой Трумпельдор был смертельно ранен в живот. Согласно преданию, перед смертью, он сказал на иврите "Тов ламут леман арцейну"- "Прекрасно умереть за родину", но это вызывает сомнение, поскольку Трумпельдор плохо говорил на иврите. По другим источникам, он произнес несколько непечатных слов на русском языке.
Брат Фейсала - Абдалла, получил корону Трансиорданни (сегодня Иордания) - марионеточного королевства на Восточном берегу реки Иордан.
Право евреев на создание в Палестине "национального очага" данное в
декларации Бальфура была подтверждено, но трактовалось весьма расплывчато. О государственное независимости речь не шла. Но лидеры сионистов, во всяком случае, были довольны гарантией беспрепятственной эмиграции евреев в Палестину. Это переселение резко ускорилось после завершения Первой мировой войны, когда тысячи евреев стали покидать охваченную гражданской войной и еврейскими погромами Восточную Европу. К 1923 году в Палестину приехало около 35 тыс. человек. Палестинские арабы с тревогой взирали на еврейскую эмиграцию.
В 1921 году в Яффо произошли первые арабо-еврейские столкновения
Возможно они были инспирированы британской полицией. В середине 1920-хх лидером арабского национального движение в Палестине стал муфтий Иерусалима и глава Высшего исламского комитета по Палестине- Хадж -Амин аль Хусейни, непримиримый противник еврейского присутствия. Главными требованиями арабских националистов стали прекращение еврейской эмиграции и предоставление Палестине независимости.
В 1929 году столкновения между арабами и евреями снова повторились. Поводом для нового кровопролития стал спор об установленном евреями маленьком деревянном заборчике, разделяющем женскую и мужскую половину у еврейской святыни - "Стены плача" Мусульмане восприняли это как покушение на статус святых мест в Иерусалиме. Теологический спор закончился кровавыми погромами в ряде городов. Самые тяжелые потери понесла еврейская община Хеврона, которая состояла из ортодоксальных евреев, открещивавшихся от сионистского движения.
Беспорядки 1929 года вынудили британские власти ввести ограничения на еврейскую эмиграцию, но полностью запретить переселение евреев они не могли и не хотели. Несмотря на подозрительное отношение к сионистам, правительство Его Величества руководствуясь принципом "разделяй и властвуй" видела в поселенцах оплот против арабского большинства. События Великого арабского восстания 1936-1939 годов показали правоту этой имперской позиции.
Экономический кризис, приход в 1933 году к власти в Германии Адольфа Гитлера, рост антисемитских настроений в странах Восточной Европы подстегнули еврейскую эмиграцию в Палестину. Еврейское сообщество в Палестине (ишув) существенно уступало по численности арабам, но в организационном плане имело ряд важных преимуществ. Колонисты были лучше организованы, более грамотны и экономически более сильны, чем местное население. Ишув проводил последовательную политику захвата земли и захвата рабочих мест.
Страх перед еврейской экспансией, подтолкнул арабское руководство к началу в 1936 году всеобщей забастовки. Эта акция не достигла своей цели. Напротив, рабочие места, с которых ушли арабы быстро заняли евреи. Британские государственные учреждения из арабских районов были переведены в еврейские кварталы. Тогда протест арабов принял форму всеобщего восстания против англичан и еврейских колонистов. Партизанские отряды стали нападать на британские войска и еврейские колонии (было убито 400 колонистов и 200 англичан). В ответ англичане перебросили в Палестину дополнительные войска и начали карательные операции. Боевые действия продолжались до 1939 года, когда восстание было подавлено с крайней жестокостью. 6000 человек были отправлены в концлагеря, еще 3074 человека убито или казнено только в 1939 году. Помощь англичанам оказали и еврейские вспомогательные части, опыт которых был впоследствии использован при формирование израильской армии.
Эти события заставили англичан задуматься о дальнейшей судьбе Палестины. В 1937 году, комиссия под руководством лорда Пиля, впервые предложила разделить Палестину на еврейскую и арабскую часть. Умеренные сионисты были согласны на этот вариант, видя в нем промежуточный этап по создания еврейского государства на территории всей Палестины. Это предложение было решительно отвергнуто как арабами, таки и еврейскими радикалами мечтавшими об еврейском государств, которое будет распространятся и на территорию современной Иордании. Особенно жестко против проекта англичан выступали так называемый ревизионисты, представлявшие в сионистском движении последователей праворадикальных идей Владимира (Зева) Жаботинского. Странники Жаботинского сформировали с 1940 году тайные организации ЭЦЕЛ, а позднее и ЛЕХИ, которые ставили своей задачей изгнание англичан из Палестины.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Молниеносный разгром Франции в 1940 году и операции немецкого полководца Э. Роммеля против англичан в Северной Африке всколыхнули весь Ближний Восток. Население стран региона, как правило, рассматривало начавшуюся войну как шанс ослабить оковы колониального рабства и не скрывали симпатию к противнику "своих господ". Таким образом, если арабское население Алжира и Сирии поддерживало союзников и "Свободную Францию" против господствующего во Франции пронацистского режима Виши, то жители Каира в 1942 году вышли на демонстрации под лозунгом "Вперед Роммель!". В Ираке весной 1941 году сочувствующие немцам националисты попытались совершить государственный переворот, который был подавлен английскими войсками, довольно бесцеремонно продемонстрировавшими действительную цену "независимости" Ирака.
Интересная ситуация сложилась в Палестине. Политическое руководство палестинских арабов находилось в изгнании и не скрывало своих симпатий к Германии и ее союзникам. Иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни даже принял участие в формирование мусульманских отрядов в Крыму и Боснии, воевавших на стороне вермахта. Но ход войны не сулил ничего хорошего для националистов арабских стран. Те из них, кто открыто поддержал Германию, сделали ставку не на ту лошадь. Главные колониальные державы Востока - Англия и Франция сумели сохранить свою власть над арабскими землями, хотя их силы существенно ослабли.
Палестинские евреи, не ожидавшие от немцев ничего хорошего, в своей массе активно помогали англичанам. В 1944 году из их числа была сформирована еврейская бригада, воевавшая в Италии. Исключением были только радикальные последователи Жаботинского из террористических организаций ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ.
В 1940 и 1941 гг. члены ЛЕХИ связались с немецкими представителями в Анкаре и предложили свою помощь армии Ромеля, при условие
сели немцы помогут создать в Палестине расово-чистое еврейское
государство. Эти предложения были отвергнуты немцами. В тоже время с итальянцами у ревизионистов были старые и добрые отношения. Муссолини не раз с похвалой отзывался о Жаботинском как о "еврейском фашисте". В 30-хх годах ряд евреев из Палестины прошли военную подготовку в танковых и авиационных училищах Италии.
В ходе войны, боевики из ЛЕХИ и ЭЦЕЛЬ не раз устраивали террористические акты на британских коммуникациях и трубопроводах. Для борьбы с ними, английские власти обратились к руководству еврейского ишува, которое с тяжелым сердцем включилось в охоту на "отступников". В 1942 -1943 гг. отряды "Хаганы" активно участвовали в проводимой англичанами антитеррористических операциях по вылавливанию боевиков "ЭЦЕЛЯ" и "ЛЕХИ". Эти события, получившие в израильской историографии названия "Сезон", углубили раскол среди колонистов.
Несмотря на растущее противодействие британских властей, нелегальная эмиграция евреев в Палестину продолжалась и в годы Второй мировой войны. Так в 1944 году представителю еврейского агентства Рудоль Кастнер в Венгрии удалось достичь договоренности с представителем гестапо Адольфом Эйхманом об эвакуации руководства еврейских организаций и верхушки еврейской общины этой страны в Палестину. По мнению некоторых исследователей, взамен, Кастнер и его помощники должны были помочь нацистам обеспечить беспрепятственную транспортировку в лагеря смерти 400 тыс евреев Венгрии. Так это было или нет, неясно. Но после окончания Второй мировой войны двусмысленные отношения Кастнера с нацистами вызвали, мягко говоря, негативную реакцию среди евреев и в 1955 году Кастнер был убит одним из выживших узников Холокоста.***
Важным последствием Второй мировой войны для Ближнего Востока, стало ослабление роли Великобритании и укрепление позиций США. Лидеры еврейского ишува, были одни из первых кто отметил эту тенденции. В 1942 году Давид Бен -Гурион писал: "Что касается меня, то я не сомневаюсь, что центр гравитации наших политических усилий перемещается от Великобритании к Америки, которая подтвердила, что будет ведущей державой мира".

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Разгром нацисткой Германии не принес мира на Ближний Восток. Народы этого региона упорно требовали свободы от колониального гнета, заявляя, что они имеют не меньше прав на собственную государственность, чем европейцы. В Палестине еврейские боевики, как из числа сторонников "Хаганы", так и члены "ЭЦЕЛЯ" и "ЛЕХИ"
развернули компанию террора против английских военнослужащих и арабского населения. Со своей стороны арабские боевые отряды совершали нападения на еврейские поселения и конвои. К 1947 году англичане с трудом контролировали территорию страны. Их главные силы были стянуты к отдельным защищенным районам в центре городов. Осознав свою неспособность удержаться в стране, 22 марта 1947 года правительство Великобритании отказалась от продления мандата на Палестину и вынесло вопрос о будущем страны на рассмотрение организации Объединенных Наций. 14 мая 1948 года в Нью-Йорке на 12 -ой ассамблеи ООН было принято решение о разделе страны на еврейское и арабское государство. Это решение фактически было инспирировано США и СССР, которые надеялись занять место ослабевшей Британской империи на Ближнем Востоке. Но к моменту принятия этого решения в Палестине произошел ряд значительных событий.
Еще в конце 1930-хх годов руководство Еврейского Агентства выступало за изгнание нееврейского населения Палестины. В декабре 1940 года, Йозеф Вайц, директор Национального Еврейского Фонда писал: "Между нам должна быть внесена ясность, что в этой стране нет места для двух народов.. Единственное решение это Эрец Исраэль или по крайней мере Западный Эрец Исраэль без арабов. В этом вопрос нет места для компромисса…может быть за исключением Вифлеема, Назарета и Старого Иерусалима, мы не должны оставить не одной деревни, ни одного племени."
Согласно принятому сионистским руководством "плану Далет", предполагалась захватить у арабов как можно больше территории для будущего еврейского государства и изгнать с этих земель как можно больше арабов. Боевые действия, начавшиеся между еврейскими боевиками и арабским ополчением дали прекрасную возможность для проведения этого плана в жизнь. 9 апреля 1948 года боевики из организации "ЭЦЕЛЬ" вырезали население арабской деревни Дер-Ясин в окрестностях Иерусалима. Эти кровавые события посеяли панику среди арабского населения. Пропаганда еврейского ишува, старательно усиливала произведенный эффект, распространяя среди арабов информацию, что если они не покинут свои дома, их ждет аналогичная судьба.
Сотни тысячи людей в ужасе бежали из своих домов. Тех кто оставался, ждал печальная участь - их либо изгоняли силой, либо убивали. Больше всего пострадали арабские деревни. Бен-Гурион писал: "стратегическая задача заключалась в уничтожение городского общества как наиболее организованной и политически активной части Палестинского народа. Это было достигнуто не путем боев от дома к дому в поселках и городах, но путем захвата и уничтожения сельских районов окружавших большинство городов". Всего жертвами этой катастрофы - "Накбы", стало около 750 тыс. палестинских арабов.
15 мая 1948 года в тель-авивском музее было провозглашено создание
государства Израиль. На следующий день на территорию бывшей Британской Палестины вошли вооруженные силы Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Ливана.
Формально, интервенция должна была защитить арабское население Палестины "от сионистских банд", но фактически речь шла о дележе британского наследства. Иорданский король Абдалла еще до начала боевых действий заключил тайное соглашение с Голдой Меир главой Политического Департамента Еврейского Агентства, ранее отвечавшей за связи британскими властями по которому его королевство получало Западный берег реки Иордан. Египтяне стремились завладеть Негевом и южным побережьем Палестины. Сирия намеревалась аннексировать Галилею. Однако, противоречия в рядах коалиции не позволяли ей координировать свои действия. Посланные в Палестину войска были плохо вооружены и слабо обучены, за исключением иорданской армии - Арабского легиона, находившегося под командованием англичан. Им противостояли только что сформированная армия еврейского государства - ЦАХАЛ. Израильтяне имели много бойцов с опытом второй мировой войны, а щедрая финансовая поддержка из-за рубежа позволяла им быстро вооружиться. Краткосрочная война «за британское наследство» закончилась Родосским перемирием 1949 года, по которому Израиль получил большую часть Палестины за исключением Западного Берега реки Иордан отошедшего к Иордании и сектора Газы ставшей частью Египта.

ИЗРАИЛЬ - ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

На Западе принято называть Израиль "единственной демократией на Ближнем Востоке", но этот термин следует применять с известными оговорками. В течение первых десятилетий своего существования израильское общество и государство больше напоминало не либеральные страны Европы, а их колонии - Алжир, ЮАР и Родезию. Реальная власть находилась в руках семей выходцев из Восточной Европы. Из 37 человек, подписавших Декларацию Независимости Израиля в 1948 году, 29 были выходцами из Восточной Европы, 6 из Западной. Восточноевропейские евреи занимали высшие посты в правительстве и армии, управляли экономикой, преподавали в университетах. Даже в 1981 году из 19 министров правительства Манахема Бегина только трое не относились к белой элите. Особое предпочтение отдавалось "сабрам" - уроженцам Израиля. К эмигрантам-евреям, даже выходцам из Европы, отношение было не столь однозначным.
Эдит, уроженка Германии, так писала о восприятие израильтянами евреев спасшихся от Холокоста: "Они коренные израильтяне, даже обсуждали, не построить ли им вторую столовую, так они не хотели обедать вместе с нами, "сабоним". Так они называли нас: сабоним, куски мыла. Потому что немцы делали мыло из тел евреев. Они презирали нас. Относились к нам едва ли как к людям. Они называли нас "человеческой пылью". Мне не раз говорили, что я должна винить только сама себя за все, что произошло со мной во время войны. Я должна была покинуть Европу, откликнутся на зов Сиона давно. "Вы сами накликали это на себя, мы говорили - большинство из Вас дегенераты. Презренные лавочники, торгаши, оторванные от земли, которая была вашей по праву. Некоторые из них говорили, что Гитлер был послан в наказание. Они отмечали наше телосложение: слабое, нездоровое, не склонное к работе, так же как и к вспашке земли или защиты этой земли от врага. Геббельс был прав в своем описание нас…"
Выходцам из стран Северной Африки и Азии (сефардам) приходилось еще хуже. Для верхушки европейских евреев они были людьми низшей расы, дикими и суеверными. После того как несколько сот тысяч восточных евреев эмигрировала в Израиль в 50-хх и 60-хх годах они были расселены в "городах развития" на периферии Палестины или в бывших арабских районах. Их уделом стала черная работа и презрение со стороны выходцев из Европы (ашкеназов). Детей эмигрантов с востока нередко отнимали от родителей, для "правильного", израильского воспитания в интернатах. До сих пор темным пятном в истории Израиля остается история десятков детей йеменских евреев, которых возможно продали на усыновление богатым американским спонсорам. Родителям было сказано, что их дети умерли от болезней. Но вскрытие могил в 90-хх годах 20 века, показал, что многие захоронения были пустыми. В 1959 году в пригороде Хайфе Вади-Салим произошло восстание эмигрантов из Марокко, под лозунгом "Король Марокко возьми нас обратно!", а в начале 70-хх годов в Израиле действовала группа "Черные пантеры" поставившая своей задачей борьбу за права сефардских евреев по образцу борьбы американских негров из одноименной организации.
Только со второй половины 1970-хх годов в Израиле сефардских евреев постепенно уровняли в правах с выходцами из Европы и Америки и широко распространились смешанные браки между ними и ашкеназами.
На нижних ступенях социальной пирамиды израильского общества находилось коренное население Палестины - арабы. До 1967 года палестинцы оставшиеся на территории Израиля жили под управлением военной администрации в атмосфере постоянного террора. Даже для получения поездки в другую деревню арабу требовалось разрешения от военных властей. Обучение в израильских ВУЗах палестинцев не допускалось. Их земли конфисковывались для нужд израильтян. Неугодных отправляли в тюрьма, лагеря, пытали и депортировали из страны. До 1950 года из Израиля изгоняли целые деревни и даже города. Так в 1950 года в Газу было изгнано население городка Маджала, на месте которого был основан город Ашкелон.
Несмотря на официально провозглашенную многопартийность, до 1977 года вся реальная власть находилась в руках партии МАПАМ. Основная оппозиционная партия "Херут" (в дальнейшем "Ликуд"), наследница идей ревизионистов воспринималась большинством израильтян как фашистская организация. Для недопущения ее к власти нередко применялся и "административный ресурс" в виде боевиков, разгонявших митинги сторонников «Херута» дубинками. Лишь в 1967 г. году "Херут" впервые вошел в правительство национального единства, а в 1977 году выиграл национальные выборы опираясь на поддержку сефардов.

Previous post Next post
Up