Посмотрел за праздники несколько полнометаржных мультфильмов, в связи с чем возникли некоторые мультимысли.
Дикая планета - древний франко-чешский мультфильм, от начала до конца снятый как произведение современного искусства.
Синий цвет и высокий рост пришельцев, а также гигантские деревья, в кроне которых живут целые племена, как бы намекают, что мультфильм не прошел незамеченным. Более того, что-то даже отхватил в Каннах.
Сегодня посыл "а для кого-то и люди всего лишь дикие и домашние животные" не кажется очень захватывающим. Тем более не вызывают интереса сцены совещаний инопланетянского ареопага, похожие на трансляцию заседания Политбюро.
Но красиво.
Но нудно.
Снималось с расчетом на вечность.
Мадагаскар 3. Не помню, смотрел ли первые два. Вроде да. В голове смешались все эти Мадагаскары, Ледниковые периоды, Корпорации монстров, Шреки, Истории игрушек, Рапунцели, Тачки и т.п. Это все - очень классно и с большой культурой сделанные, высокотехнологичные анимационные блокбастеры. Каждый кадр вылизан, в ролях пол-Голливуда, персонажи прописаны чуть ли не психоаналитически - до самого последнего какого-нибудь, я не знаю, моржа. Какие-то из этих блокбастеров оказываются более, какие-то менее удачными. Тем не менее, роднит их механистичность, отсутствие вдохновения, спонтанности. Уж очень тут все рабочее.
Ну вот Мадагаскар 3. Модная тема русских. Тигр Виталий, который после личного и профессионального краха озлобился на всех и питает какие-то эмоции исключительно к борщу, который ест кастрюлями. Есть тут итальянский колорит, французский колорит, "братский" колорит. За экшен отвечает отряд бравых пингвинов-морпехов.
Обязательно в таких мультиках есть персонаж, которого озвучивает Эдди Мерфи или аналогичный черный комик. Его обязанность - отпускать соленые шутки и вносить позитив. В Мадагаскаре это Крис Рок.
Есть мелодраматическая линия, есть экзистенциальные искания и геополитические интриги - все это, понятно, в гомеопатических дозах, чтобы школоту не распугать, а взрослым как бы намекнуть.
И в принципе, нет проблемы, если вы смотрите один такой мультфильм. Все весело, все классно. Но если этот мультик уже пятый или десятый, все становится немного мыльным.
Но с точки зрения поставленных целей, то есть зарабатывания денег, такие мультфильмы свою задачу отрабатывают на отличненько.
Храбрая сердцем. Гораздо более камерный по составу героев (но не по бюджету) совместный продукт Диснея и Пиксара, претендующий на то, чтобы быть не просто коммерческим мульфильмом, а чем-то бОльшим, мультфильмом "со смыслом". Нарисовано все очень симпатично, особенно собаки. Слишком часто, на мой вкус, хлопают дверью и стучат по столу - видимо, затоварка с шумами была. В целом - тот же целлулоид, только в профиль. Но из-за притязаний на большее и недоучета тенденций в прокате набрал гораздо меньше Мадагаскара.
Три богатыря на дальних берегах. Название продолжения нашей отечественной - прости, господи - франшизы невозбранно спизжено у "Пиратов Карибского моря", только у тех берега были странные, а у наших они вообще никакие. "На дальних берегах" герои проводят минут пять экранного времени в общей сложности, все остальное действие разворачивается в Киеве, мать... матери городов русских. Даже с учетом того, что и сам мультик длится около часа, пять минут это немного. Впрочем, если бы главная проблема была только в названии.
Прежде всего картинка. Если у американских блокбастеров, с которыми "богатыри" тщатся соперничать, в каждом квадратном дюйме экрана что-то происходит, то наш мультфильм - это монотонные полотнища желтого и синего, на фоне которых кривляется парочка криво нарисованных персонажей. Если в старом советском квадратном телевизоре это еще можно смотреть, то на большом экране такое выглядит просто безнадежно убого. Скажем так - в одной сцене из "Храброй сердцем" (например, той, где собачки прибегают) чисто мультипликационного движения больше, чем во всем отчественном новогоднем блокбастере. И как бы не в разы. А ведь есть еще 3D-версия!..
У богатырей шеи значительно толще головы. Как-то это не радует, даже не знаю, почему.
Царя Владимира Красное Солнышко озвучивает Маковецкий в характерной пришепетывающей манере.
Также наличествует уворованный из Шрека и всех остальных Мадагаскаров негр в ослиной шкуре, который неведомо зачем создает интригу фильма, инкорпорируя в царские палаты какого-то проходимца с базара. Проходимец с подачи осла (или это конь? ну не суть) выдает себя за знатного иностранца и рассказывает, что в Европе кругом общественные туалеты и сотовая связь, а у вас тут грязь и дикость. Царь, понятно, раболепствует, бояре коррумпируют нового фаворита, но в итоге наши изгоняют пришельцев. То есть имеет место (в замысле) мощная идеологическая обработка, которая на деле оборачивается такой уже привычной курительной смесью русофобии, невежества и путинопатриотизма.
О музыке я лучше промолчу...
Мне, кстати, повезло - я на сеансе вздремнул.
Подводя итоги - если "Дикая планета" делалась для искусства и просвещения, "Мадагаскар" - для денег, а "Храбрая сердцем" - для денег и немного для искусства, то "Три богатыря на дальних берегах" делались для того, чтобы отчитаться в освоении полученных и, вероятно, изрядно попиленных денег. Для кураторов - патриотизм в стиле "иностранцы-засранцы", для души - сатира-юмор а-ля "Куклы", для того, чтобы хорошим людям помочь - Федор Бондарчук и Лиза Боярская на озвучке. Ну, а зрителю осталось чуть меньше, чем ничего.
Предвидя возможные вопросы, скажу - лучшими мультиками я как считал, так и считаю олдовые диснеевские мультфильмы про Тома и Джерри. Все остальное - компромисс.