Еще один фильм Майка Ходжеса -
"Человек, несущий смерть" 1974 года. Насколько я понимаю, в оригинале игра слов - очевидным образом имеется в виду компьютерный терминал.
В саундтреке Гленн Гульд, в ролях неизвестные теперь актеры, разве что в эпизоде в белом халате врача будущий злодей промелькнет фильмов категории В, да в курилке обнаружится уже тогда немолодой Виктор Арго.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000aah2a/s640x480)
"И тут, короче, этот мальчик-даун говорит: расстегни мне ширинку..."
О чем фильм?
Ну, строго говоря, это вариация на тему "Механического апельсина" - ученому, подверженному приступам агрессии после автомобильной аварии, вживляют в мозг электроды, которые должны эти приступы подавлять. Проблема в том, что ученый опасается, как бы компьютеры со временем не взяли власть над людьми (ничего не напоминает?), на фоне чего у него развивается легкая паранойя, быстро перерастающая в тяжелую. Однако циничные врачи плевать хотели на его паранойю, им главное просверлить человеку мозг.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000abkrf/s640x480)
"Это единственная работа, которая одновременно и нудная, и нервы расшатывает".
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000acez5/s640x480)
То есть врачи выведены в образе этаких технократов, которых мало волнуют последствия их действий - дескать, все просчитано и известно наперед. Конечно же, оказывается, что наперед ничего не известно, и праздничную вечеринку закатили преждевременно.
Сама операция показана натурально и подробно. Как и во всем фильме, здесь большое внимание уделяется деталям, которые и создают достоверность. Пример: вот полицейские привозят Хенсона в больницу. Один из них останавливает всех перед палатой и говорит: я должен все проверить. Смотрит под койкой, в шкафчике, затем неожиданно смотрится в зеркало, снимает фуражку, поправляет волосы, секунду задумчиво смотрит на себя, опять надевает фуражку.
Он же позже спрашивает у доктора, нельзя ли получить ужин. Доктор спрашивает, сколько человек будет ужинать, полицейский отвечает: "Я один, у нас смена восемь часов".
- Не многовато? - спрашивает доктор.
- Не понял.
- Ну, восемь часов - не многовато? Стул просиживать...
Все это не необходимо для развития сюжета и было бы выпилено из любого современного фильма еще на стадии сценария. Но в этих вот деталях на самом деле весь кайф. Потому что персонажи из функций превращаются в людей.
Еще один персонаж - женщина-психолог. Она сочувствует герою, отговаривает от операции, но безуспешно.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000adaz1/s640x480)
"Если человек обращается к психологу, ему не мешало бы голову проверить".
Ну вот, операция состоялась, и героиня тестирует героя - какие электроды на что воздействуют. Выясняется, что с помощью подачи импульса на разные электроды можно заставить пациента веселиться, грустить, вожделеть, хотеть в туалет и т.п. Хорошее испытание для актера - и Джордж Сигал это испытание выдерживает.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000ae87x/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000afak3/s640x480)
Ну, а дальше все идет несколько не так, как было задумано.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000ag3pq/s640x480)
Первой не повезло любовнице. Затем - водяному матрасу.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000ah91g/s640x480)
Вода и кровь смешались и постепенно заполняют прожилки кафеля. Очень красиво.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000akee8/s640x480)
Корпорации "Скайнет" не поздоровилось.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000aptt5/s640x480)
А вот герой пожаловал к психологу.
- Гарри, как вы меня нашли?
- Я узнал ваш адрес еще до операции. Это все моя паранойя.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000aq4eh/s640x480)
"Я ничего не помню об убийствах, эти пленки стерты".
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000ars91/s640x480)
Кстати, обратите внимание на манеру съемки. Это не я так скадрировал, это у Ходжеса герои постоянно то с краю кадра, то из-за спин выглядывают. Много позже эта манера будет воспроизведена некоторыми модными европейцами.
Ну вот, героиня в общем понимает, что перед ней маньяк, и защищается как может. Обратите внимание на следующий кадр.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000astcs/s640x480)
На всякий случай напомню, что "Сияние" снималось шесть лет спустя.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000at4xc/s640x480)
Далее герой отправляется прямиком на кладбище. У него еще много творческих планов.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000awpq4/s640x480)
Совершенно мимоходом на две секунды автор намекает нам, что вся эта история не такая простая, как кажется. Прием называется "бог из поливальной машины".
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000axsy9/s640x480)
Ну и, казалось бы, закономерный финал - поклон аудитории и заключительная часть прыжка известно откуда известно куда.
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000ayefh/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/hasisin/pic/000azk56/s640x480)
Однако не тут-то было - даже умереть герою спокойно не дадут.
Вот такой веселый фильм режиссера Ходжеса, который тут и продюсер, и автор сценария, и вообще молодец.