Terminal man

Mar 09, 2011 01:40

Еще один фильм Майка Ходжеса - "Человек, несущий смерть" 1974 года. Насколько я понимаю, в оригинале игра слов - очевидным образом имеется в виду компьютерный терминал.
В саундтреке Гленн Гульд, в ролях неизвестные теперь актеры, разве что в эпизоде в белом халате врача будущий злодей промелькнет фильмов категории В, да в курилке обнаружится уже тогда немолодой Виктор Арго.




"И тут, короче, этот мальчик-даун говорит: расстегни мне ширинку..."

О чем фильм? Ну, строго говоря, это вариация на тему "Механического апельсина" - ученому, подверженному приступам агрессии после автомобильной аварии, вживляют в мозг электроды, которые должны эти приступы подавлять. Проблема в том, что ученый опасается, как бы компьютеры со временем не взяли власть над людьми (ничего не напоминает?), на фоне чего у него развивается легкая паранойя, быстро перерастающая в тяжелую. Однако циничные врачи плевать хотели на его паранойю, им главное просверлить человеку мозг.




"Это единственная работа, которая одновременно и нудная, и нервы расшатывает".




То есть врачи выведены в образе этаких технократов, которых мало волнуют последствия их действий - дескать, все просчитано и известно наперед. Конечно же, оказывается, что наперед ничего не известно, и праздничную вечеринку закатили преждевременно.
Сама операция показана натурально и подробно. Как и во всем фильме, здесь большое внимание уделяется деталям, которые и создают достоверность. Пример: вот полицейские привозят Хенсона в больницу. Один из них останавливает всех перед палатой и говорит: я должен все проверить. Смотрит под койкой, в шкафчике, затем неожиданно смотрится в зеркало, снимает фуражку, поправляет волосы, секунду задумчиво смотрит на себя, опять надевает фуражку.
Он же позже спрашивает у доктора, нельзя ли получить ужин. Доктор спрашивает, сколько человек будет ужинать, полицейский отвечает: "Я один, у нас смена восемь часов".
- Не многовато? - спрашивает доктор.
- Не понял.
- Ну, восемь часов - не многовато? Стул просиживать...

Все это не необходимо для развития сюжета и было бы выпилено из любого современного фильма еще на стадии сценария. Но в этих вот деталях на самом деле весь кайф. Потому что персонажи из функций превращаются в людей.

Еще один персонаж - женщина-психолог. Она сочувствует герою, отговаривает от операции, но безуспешно.




"Если человек обращается к психологу, ему не мешало бы голову проверить".

Ну вот, операция состоялась, и героиня тестирует героя - какие электроды на что воздействуют. Выясняется, что с помощью подачи импульса на разные электроды можно заставить пациента веселиться, грустить, вожделеть, хотеть в туалет и т.п. Хорошее испытание для актера - и Джордж Сигал это испытание выдерживает.





Ну, а дальше все идет несколько не так, как было задумано.




Первой не повезло любовнице. Затем - водяному матрасу.




Вода и кровь смешались и постепенно заполняют прожилки кафеля. Очень красиво.




Корпорации "Скайнет" не поздоровилось.




А вот герой пожаловал к психологу.

- Гарри, как вы меня нашли?
- Я узнал ваш адрес еще до операции. Это все моя паранойя.




"Я ничего не помню об убийствах, эти пленки стерты".




Кстати, обратите внимание на манеру съемки. Это не я так скадрировал, это у Ходжеса герои постоянно то с краю кадра, то из-за спин выглядывают. Много позже эта манера будет воспроизведена некоторыми модными европейцами.
Ну вот, героиня в общем понимает, что перед ней маньяк, и защищается как может. Обратите внимание на следующий кадр.




На всякий случай напомню, что "Сияние" снималось шесть лет спустя.




Далее герой отправляется прямиком на кладбище. У него еще много творческих планов.




Совершенно мимоходом на две секунды автор намекает нам, что вся эта история не такая простая, как кажется. Прием называется "бог из поливальной машины".



Ну и, казалось бы, закономерный финал - поклон аудитории и заключительная часть прыжка известно откуда известно куда.





Однако не тут-то было - даже умереть герою спокойно не дадут.

Вот такой веселый фильм режиссера Ходжеса, который тут и продюсер, и автор сценария, и вообще молодец.

семидесятые рулят, кино

Previous post Next post
Up