Рискуя пойти против течения и плюнуть против ветра, я-таки скажу, что «Зодиак» Дэвида Финчера - это большое, масштабное, искреннее и до деталей продуманное разочарование. Если «Комната страха», предыдущий фильм Финчера, это просто провал, то «Зодиак» - Провал, на который продают билеты.
Конечно, кому как не автору леденящего триллера «Семь» стоило доверить экранизацию похождений одного из знаменитейших американских маньяков, орудовавшего в шестидесятых-семидесятых годах. Парень прославился хорошим пиаром и тем, что так и не был пойман, совсем как Джек Потрошитель. Пиар же заключался в том, что собственную преступную деятельность Зодиак комментировал в масс-медиа, попутно рассыпая афоризмы и максимы типа «Экзорцист - лудшая сатиричиская камедия, которую я видил».
Финчер дает свою версию личности маньяка - по крайней мере, так утверждается в рецензиях. На самом деле версий там несколько, и они взаимоотрицающие. То есть, если рассматривать «Зодиак» как фильм жанровый, это совершенно точно не детектив. Это и не триллер вроде «Семи» - за отсутствием злодея. Мы в общем-то не можем быть уверены ни в чем - мы не знаем, кто убивает, почему убивает, убивает ли вообще… Так, по ходу дела выясняется, что подробности большинства убийств, взятых на себя Зодиаком, вычитаны им из газет. Но и на сатиру типа стоуновских «Прирожденных убийц» о взаимной подкормке медиа и маньяков фильм тоже не тянет, несмотря на яркое и слегка безумное присутствие Роберта Дауни младшего (как будто мы знаем, кто был старший).
Короче говоря, перед нами экзистенциальная драма. Зло здесь, как мог бы написать какой-нибудь умный и образованный человек, не персонифицировано. Размыто. Носится в воздухе. Ну и тому подобная хренотень.
На самом деле главный герой фильма, Роберт Грейсмит, написал книгу о поисках маньяка. В этой книге бывший газетный художник-карикатурист, с чего-то вообразивший себя детективом, собрал все известные ему и полицейским факты. Что получилось? Я на прошлой неделе видел у подъезда дома на набережной чьи-то вещи в чемоданах и сумках, были там и перетянутые бечевкой старые газеты, и какая-то рухлядь. Чемоданы и сумки были стильные, старые. Аутентичные. Такие советские-советские. Видимо, кто-то умер, и новые хозяева вынесли вещи - на переезд было непохоже. Спустя пару дней я шел мимо - кто-то уже распотрошил чемоданы. И чей-то жизненный итог оказался просто кучей старого барахла. Вот такой же кучей барахла (только искусственно - и искусно - состаренного) предстает фильм Финчера. Шестидесятые-семидесятые переданы великолепно. Костюмы героев, особенно клетчатые пиджаки и брючки Марка Рафалло и невыносимо безвкусные наряды репортера (репортерам положено) Дауни - выше всяких похвал. Во второстепенных ролях снялись узнаваемые второстепенные актеры, все как на подбор жутко постаревшие. В главной роли - еще более второстепенный Джейк Гилленхаал, звезда «Горбатой горы», за 15 экранных лет состарившийся на два миллиметра щетины. Как-то незаметно для себя встретил Хлое Севиньи, уронил от смущения бокал, глядишь - они уже женаты, а вот она детей увезла. Все его спрашивают: зачем тебе это надо? А он одно свое: «Если не я, то кто же?» Потом книжку написал, денег заработал. Счастлив, видимо. Персонаж пострашнее Зодиака и Джека Потрошителя, вместе взятых.
Много говорят о реалистической концепции фильма - дескать, новаторство Финчера в том, что он показывает будни сыска, недаром же рабочее название фильма - «Хроники». Означенная концепция целиком украдена из фильма «Гражданин Х» 1995 года выпуска, рассказывающего об истории поимки Чикатило, со Стивеном Ри в главной роли. Но встречаются и закавыченные цитаты: в разгар расследования герои смотрят в кинотеатре фильм «Грязный Гарри», где инспектор Гарри Каллахан безжалостно расправляется с гнусным Скорпионом. Ну да, грустно говорит полицейский Рафалло, Каллахану можно не беспокоиться о законе. Мораль эпизода понятна: то кино, а то - жизнь. На самом деле «Грязный Гарри» кажется куда более жизненным и, страшно сказать, более новаторским, чем экзистенциальные метания «Зодиака».