решил выложить тут свои заметки об этом деле двухлетней давности, чтобы было понятно, о чем речь.
что НЕ отражено в заметках - решающая роль Юлии Латыниной в вынесении обвинительного приговора Френкелю.
18.01.2007, "Комок"
Я больше не верю в тебя, Снегурочка!
Шайка питерских киллеров, годами наводивших ужас на всю страну, состояла из тупых отморозков, сидевших «на окладе» - вне зависимости от количества выполненных заказов, платили им по 200-300 долларов в месяц. Только-только на наркотики хватало. А более в них не было ничего интересного - просто животные.
Александр Солоник, он же Саша Македонский, как выясняется, был не только не единственным киллером с такой кличкой - он еще и хреновым киллером-то был. В смысле стрелял плохо. И то сказать - милиционер. Зато у него был талант сочинять о себе легенды, приписывать себе чужие заказы... А какой о нем красивый фильм сняли - «24 часа», с Максимом Сухановым в главной роли. Не просто красивый - гламурный до последней пули.
Киллеры с Украины, запросто так мочканувшие одного из первых чиновников государства, зампреда Центробанка Андрея Козлова, вообще-то не убийцы и даже не блатные. Так, приблатненные. Промышляли частным извозом в Москве, перебивались с хлеба на кириешки, ну попросили их последить за человеком - почему не последить? Попросили убить - почему не убить? Причем заплатить обещали на троих пять штук баксов, и то - кинули. А мы тут думали-гадали - наверное, это заговор какой-то… Рассуждали о том, что вот, государству брошен вызов, что возвращаются мрачные девяностые. Хотя, если уж вспоминать мрачные девяностые, то покойный (теперь об этом можно говорить, все сроки поминания прошли вроде) сделал много для того, чтобы они реально были мрачными. Так что мотивировка «он хороших людей кинул» - достаточно правдивая. Среди миллионов вкладчиков наверняка были и хорошие люди.
Пока еще непонятно, кто выступил заказчиком преступления. То есть уже арестован банкир Алексей Френкель, он уже успел признаться, но потом передумал. Может, потому что его бить перестали. На Френкеля, бывшего владельца ВИП-банка и совладельца Содбизнесбанка (оба этих банка были закрыты при непосредственном участии покойного Козлова), дала показания некая Лиана Аскерова, владелица ресторана по соседству, банальная аферистка и разводчица по биографии. Перед тем, как покинуть родной Дагестан, набрала там кредитов под чужие поручительства, в том числе - под поручительство родной мамы. На эти деньги, видимо, и ресторанный бизнес начала. Она платила киллерам, она же и спалилась на том, что после их задержания наняла им адвоката. Женщины!..
Собственно, на показаниях вот этой ядовитой Лианы пока и базируется следствие, но к моменту выхода этого материала - как знать, Френкель может снова признаться в содеянном. Тем более, что судят его в Басманном суде, а Басманный суд не обманешь.
В фильмах все красиво, все со смыслом, роковые женщины не носят вторых и третьих подбородков, киллеры чертовски элегантны, а проститутки цитируют Блейка в оригинале. В жизни все как-то прозаично и пошло - взбираешься на вершину мира, и тут тебя убивают какие-то любители за три копейки, или хватают за задницу полицейские, или еще какая блевотина в углу. Причем и закажут тебя такие же точно уроды.
31.01.2007 газета "Комок"
Френкель продолжает петь
«Здравствуй, банковский бизнес! Я твой тонкий колосок…» - вот примерно так можно охарактеризовать письма из заточения, подписанные Алексеем Френкелем. Френкель, напомним, это банкир, которого обвиняют в организации убийства зампреда Центробанка Андрея Козлова. Сам Френкель утверждает, что письма были написаны давно, просто как-то не было времени переписать с черновика, а теперь у него времени много.
Впрочем, о том, когда он это писал, он ли это писал, зачем и почему писал, сказано уже очень много и всякого разного. О содержании говорится как-то очень уж кратко: обвинил, дескать, Центробанк в коррупции. А что ему, каторжнику, остается. Но на самом деле содержание двух писем (третье на подходе) к обвинениям в коррупции не сводится, это попытка анализа нашей банковской системы, в которой и сам Френкель, и даже убиенный Козлов - не более чем винтики-шпунтики. Поскольку вряд ли эти письма будут опубликованы где-то на бумаге, вот краткое изложение.
Помните, как в любимом нами всеми сериале Шарапов предлагает обвиняемому Груздеву рассуждать логически? «Давайте!» - горячо подхватывает Груздев. Вот и Френкель, как человек очевидно неглупый и практический, предлагает рассуждать логически. Есть такой 115-ый закон о противодействии отмыванию денег. И есть система страхования вкладов (ССВ), в которую не пускают те банки, которые замечены в нарушении 115-ого закона. А банки, не входящие в ССВ, очень скоро лишаются и лицензии. Так вот, говорит Френкель, начать с того, что в России не востребована услуга отмывания денег, то есть перевода их из «черных» (физических денег непонятного происхождения) в «белые» (банковские счета. Потому что ты можешь спокойно с чемоданом черных денег пойти и купить все, что хочешь, и никто тебя не спросит, откуда баксы. Классический пример: недвижимость. Это правда, и мы все это знаем.
Далее. Что касается детища убиенного Козлова - системы страхования вкладов. Идеология ССВ такая - туда попадают банки с безупречной финансовой репутацией, у которых дебет с кредитом сходятся, и есть чем отвечать по обязательствам перед клиентами. Не попадают же банки сомнительные, махинаторские. А Френкель на многочисленных примерах показывает, что все обстоит далеко не так, что, например, все банки Северного Кавказа в ССВ без проблем попали, а потом в некоторые из них нагрянул ОБЭП, и оказалось, что банки-то чисто бандитские. А еще там числятся банки, которые размещаются в квартирах и полуподвальных помещениях, зарегистрированные на паспорта бомжей, со штатом в 15 человек… Напротив - банки, у которых был полный порядок с отчетностью, в ССВ не попали ввиду технических придирок и произвольного толкования Центробанком собственных рекомендательных актов. Опять же куча примеров, с цитатами, цифрами, хронологией. Тут Френкелю тоже можно верить, поскольку он был одним из четырех «счастливчиков», ВЫИГРАВШИХ в суде дело против Центробанка о несправедливом недопущении своего ВИП-банка в ССВ. Счастливчики в кавычках, поскольку дела-то они выиграли, а битву проиграли - после судебного решения Центробанк под надуманным предлогом лишил ВИП-банк лицензии, и «за три дня цветущий банк превратился в руины».
«Центральный банк не интересуют преступления на экономической почве, - .делает вывод узник Френкель. - Тем более его не интересует финансирование терроризма. Для этого существуют другие ведомства. Изобретена простая формула: находишь 2 не вовремя направленных сообщения в Росфинмониторинг за год, а это можно найти минимум у 95% банков, у крупных - абсолютно у всех, и вот тебе, пожалуйста, неоднократное неисполнение 115-го закона. Формально -юридический состав для отзыва лицензии. Можно нагибать любой банк по своему усмотрению».
Естественно, все это должно упираться в некие конкретные цифры. Оно и упирается. В таксу. 150-200 тысяч долларов - обычная сумма взятки за попадание банка в ССВ. Рекордно высокая взятка - 5 миллионов долларов. Столько, по Френкелю, заплатил один банк, чтобы проверяющие из ЦБ не заметили отрицательного сальдо в миллиард долларов. Пол-процента, не так много. Конкретные взяточники? Фамилий Френкель не называет, как человек неглупый. Однако же из описания понятно, что подобная система не могла действовать без ведома первых лиц Центробанка, в том числе и Козлова, конечно.
Реакция на письма Френкеля разная. На условиях анонимности банкиры признают, что описанная им система вымогательства существует в действительности, только непонятно, с чего это он сам «в правозащитника играть вздумал». Очевидное несоответствие 115 закона российским реалиям опять же признают все. Комментаторы, вроде бы сведущие в финансовых вопросах, утверждают, что Френкель клевещет, начинают объяснять, в чем именно клевещет - и путаются. Но совершенно поразил меня один заголовок - безграмотный, но искренний, душевный: «Адвокат Трунов продолжает зарывать в гроб подзащитного Френкеля».
Будем надеяться, до суда Френкель все-таки доживет…
29.03.2007, газета "Комок"
Посади себя сам
Некомпетентность набирает обороты. Она и так уже вышла на какой-то космический виток. Наша некомпетентность достойна Оскара за спецэффекты. Вы еще помните дело Френкеля? Молодый, но борзый банкир, которого «взяли» за убийство зампреда Центробанка Андрея Козлова - надо же было кого-то взять. Это же был, вы помните, «вызов государству». Френкель, как до него Ходорковский (тоже бросивший «вызов государству»), принялся писать из неволи письма. Только если Ходорковский писал письма «жалистливые», Френкель открыл огонь по штабам. То есть - по Центробанку и организованной им системе естественного отбора бабла у подопечных. Кремлевский рэкет в миниатюре. Засылаешь нам долю - и мы тебе рисуем полную европрозрачность. То есть не стыдно будет потом в Англию свалить. Не засылаешь - палишься.
В этом деле что ни эпизод, то комедия положений. Фарс. Обыск у Френкеля проводили компанией человек в сорок. Искали доказательства причастности к убийству, а «нашли» - 206 тысяч долларов. Как выразился один совестливый человек, «воровать у заранее приговоренного - все равно что с могилы тырить». Руководил обыском тот же человек, который сейчас выступает прокурором на процессе - Олег Карасев. Обвиняемый пытался дать Карасеву отвод. Ишь, какой обидчивый еврейчик. Двести штук зажал. А сам, поди, миллионер. Карасев свой отвод не принял.
В тот же день, когда Френкеля взяли, Чайка прокричал Путину: «Дело раскрыто». Путин то же самое сказал журналистам. За что купил, мол, за то и продаю. Прошло три месяца. Обвинение рассыпается. Аферистка Лиана Аскерова, по показаниям которой Френкеля арестовали, от показаний уже отказалась. Не потому что запугали, а потому что смешно. Сколько ни рой - связи не обнаружишь. Прокуратура навалилась всем весом (постараешься за двести-то тысяч), выдавила результат: предположительно в течение года где-то в Москве обвиняемый отдал распоряжение каким-то людям об организации убийства Козлова. Песнь песней. Защитники недоумевают - им нечего опровергать. Тихо предложили суду (Басманному, какому же еще) войти в ум и отпустить подопечного, который явно не при делах. В ответ услышали шлягер этой весны. Ей-богу, новое слово в юриспруденции. Оцените: «Если Френкель не виновен, тогда кто заказчик? Обычно в таких случаях защита хотя бы предлагает альтернативную версию, но очевидно, что ее просто нет." Перевожу: мы искали, мы искали, наши пальчики устали. Хотите, чтобы вашего мальчика посадили всего лишь за мошенничество (на свободу Френкелю не выйти, это уже понятно) - дайте нам кого-то взамен.
В принципе, идея здравая. Ее надо внедрять повсеместно. Убили человека? Схватить первого попавшегося - пусть его родственники убийцу ловят. Стимул у них есть.
И это - дело, которое получило всероссийскую, а отчасти даже международную огласку (если кому-то снаружи еще есть дело до наших дел). Им занимаются ГЕНЕРАЛЫ. Если все так безнадежно плохо, так бездарно и халатно на таком уровне - что же творится ниже? Что творится в городских и районных судах? Как и почему люди попадают в тюрьму? Хоть кто-то у нас сидит ЗАКОННО?
Впрочем, чему удивляться. Тут вот президент подарил Светлане Журовой «Лексус-350» в форме джипа. Светлана - конькобежка, и «Лексус» от нее убежал. Среди бела дня в Санкт-Петербурге неизвестные угнали президентский подарок. Возможно, его найдут. Хотя сильно сомневаюсь. Фишка не в этом вообще. Фокус с «Лексусом» в другом - новый, он стоит около 80 тысяч долларов. Чтобы такой «Лексус» купить, президенту год работать надо. Ведь у него же никаких других бизнесов нет? И не было, насколько мы знаем?
Хотя можно, конечно, пойти и кого-нибудь арестовать. На два с половиной «Лексуса» хватит.