О перерождении православия в хлыстовство при отсутствии "вертикали власти"

Feb 22, 2010 22:56

В очередной раз привожу интересные цитаты из прекрасной книжки Алексея Беглова "В поисках безгрешных катакомб".
Он приводит множество фактов, как в 1930-50-е православие среди народа, оставленного без "вертикали власти РПЦ", перерождалось в хлыстовство и даже скопчество. Читая эти истории, приходишь к выводу, что вот такое "народное христианство" (хлыстовство и скопчество) и есть органичное состояние верующих людей в России.

"В 1930-х число священников уменьшилось настолько, что роль руководителей богослужений перешла к мирянам.
Так, в Воронежской и Курской области такие богмольные кружки возглавили "дедушки" -- они отпускали длинные бороды, а волосы стригли в кружок.

Во многих областях, например, в Тульской и Ульяновской, богослужения стали совершать старухи.

Совершение таинств в таких кружках постепенно исчезало. "Дедушки" и старухи ограничивались чтениями Евангелия. Главным объектом поклонения становится Святая Вода и Святые Родники.
Наряду с Родниками, объектами священного поклонения становятся Священные Яблони.
В Саратовской области власти назло срубили такую яблоню, так верующие приходили молиться её пню.

Дальше -- больше. Организатор молитвенного дома -- старуха-священник в Рязанской области начала причащать своих прихожан кровью, взятой из большого пальца ноги. Это типичный хлстовский обряд, когда священница выступала в качестве Богородицы.
А в селе Малая Шелковка Алтайского края верующие люди в молитвенном доме заменили таинства гаданием.

Почти везде вступающим в общину на шею вешали гирлянду лука, как знак посвящения.

В 1930-50-е годы по всему СССР прокатилась волна религиозного самозванчества, как раньше у хлыстов -- почти в каждой области объявлялись Иисусы и Богородицы. Почти везде в общинах происходили "инсценировки Страшного суда" -- также, как у хлыстов. Например, в движении "чердачников" кульминацией моления был подъём на чердак, а затем спуск оттуда их лидера Николая Хакилева, что должно было означать Вознесение и Второе пришествие Спасителя.

Всё больше возникало случаев самооскопления -- "чтобы безгрешным предстать перед Спасителем".

Ещё Беглов описывает, ссылаясь на рассекречеснные донесения ОГПУ-НКВД, эсхатологию "народных верующих".

Вот, например, донесение от 2 декабря 1936 года из Куйбышевской области:
"Подпольные молитвенные дома расположены в пещерах, землянках, лесу...
В 7 районах (Ново-Спасский, Лунинский, и др.) подпольные христиане внушают рабочим и колхозникам, что скоро должны придти японцы, что они не трогают верующих. Ещё они ожидают прихода Гитлера, который станет открывать церкви. В связи с затмением солнца религиозники распространяли слухи, о предстоящем падении планеты, что сожжёт весь район. 19 июня колхозники Томышева, а также Сергиевского и Ктевского районов в ожидании Конца света не стали выходить на работу".

А вот донесение от 7 июля 1944 года из Рязанской, Воронежской и Орловской областей:
"Участники организации "истинно-православных христиан" живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак, но в своей среде ведут распутный образ жизни.

Религиозники налогов не платят, от службы в Красной Армии отказываются, на вызовы в советские органы не являются, документов не принимают, детей в школы не пускают.

Аресты активистов не оказывают должного воздействия на них, они считают: "Кто арестован и сидит в тюрьме, тот избран богом, находится на кресте, и ему обеспечено царство небесное".
1673 человека, активистов этого движения, были высланы в Сибирь.

Вообще, советские люди были тогда переполнены такой эсхатологий. Сейчас читаю книжку Елены Осокиной "За фасадом сталинского изобилия", там она тоже описывает, что народ постоянно ждал Конца света, войны и прочих бедствий.
Previous post Next post
Up