Сто лет - в обед

Mar 29, 2013 19:55

В этом году столетний юбилей отмечает моя школа и я хочу рассказать о ней, что помню, что знаю, что чувствую.

Трудно себе представить, что в 70-е годы прошлого века,  история бывшего реформатского училища при кальвинистской церкви могла повлиять на идеологическое воспитание будущих  строителей коммунизма, но этот нездешний дух, всё же проник в наши души, впитался  бурой пылью старого паркета, вклинился щербинками мраморных лестниц, въелся неистребимой тягой к познанию таинственного мира наук, скрытого в тёмных уголках высоких шкафов с препаратами. Этот стойкий дух не вытравят никакие реформы  и новации образования

Вот такой была наша Annen schule сто лет тому назад



Учителя в большинстве были немцами, ученики - французами, голландцами, датчанами, швейцарцами, детьми из небогатых семей, осевших в Москве евангелистов.  Но знания не имеют отношения к конфессии и двери школы были открыты для всех, независимо от веры и национальности.

«Многие русские родители стремились отдать своих чад именно сюда. Под присмотром строгих педагогов учащиеся этих школ не только в совершенстве овладевали немецким языком, но и получали основательное общее образование. Во второй половине 19 - начале 20 века программы гимназий и реальных  училищ  при  евангелическо-лютеранских  церквях почти полностью соответствовали программам аналогичных русских учебных заведений, разве что преподавание здесь велось на немецком (за исключением русского языка и истории российской словесности, истории, географии, Закона Божьего). На рубеже веков в немецких школах было около трети православных воспитанников»

История постройки училища неразрывно связана с евангелическо-реформатской церковью в соседнем, Малом Вузовском переулке.



А вот как она выгладит сегодня,



фотографии и пост о церкви :
http://sontucio.livejournal.com/865314.html

При церкви был приходской совет, который совместно с другими евангелическими церквами Москвы строил богоугодные заведения - больницы, богадельни, приюты.
«На деньги общины и под руководством  члена евангелической общины архитектора Эрихсона было построено и новое здание училища. Активными членами совета были знаменитый банкир Ф.Юнкер, фотограф и издатели открыток П.Набгольц и М.Шерер. В начале века церковь славилась своим органистом Г.Мюллером, которого приглашали выступать на концертах и богослужениях другие приходы и общественные и учебные учреждения города».

В начале первой мировой войны преподавание на немецком языке было запрещено, немецкие учебники изъяты, а просторные светлые классы реформатского училища превратились в больничные палаты военного госпиталя.

После революции большинство членов общины эмигрировали, а училище стало обычной школой.  Впрочем, тоже не совсем обычной, потому что она объединила под одной крышей реформатское училище и 4-ю мужскую гимназию при московском университете, переехавшую  сюда из дома Апраксиных-Трубецких.



За сто лет своего существования школа не раз меняла номер и название, но никогда не изменяла своему высокому призванию. Поэтому многие поколения выпускников вспоминают добрым словом своих учителей.

«…учитель математики - Мартин Федорович Берг. Уверен: тот, кто учился у Берга, никогда его не забудет. Не забудет, как изящно, как тонко доказывал он сложнейшие теоремы...[…]  именно изящно и тонко. Ведь доказывать теоремы, как и танцевать, можно по-разному. У одного это получается неуклюже, у другого - красиво... Берг доказывал теоремы красиво. И, видимо, это доставляло ему самому большое удовольствие. До сих пор помню любимый жест Мартина Федоровича. Закончив доказательство, он соединял кончики большого и указательного пальцев и высоко поднимал в воздух образованный ими круг, как бы говоря: "Доказательство абсолютно точное! Никаких сомнений быть не может!" При этом вслух добавлял по-латыни: "Квод демонстрандум эрат!" Иначе - что и требовалось доказать. […]  А Мартин Федорович, между прочим, воспитал немало прекрасных математиков. Впрочем, его изящные уроки пригодились и тем его ученикам, которые посвятили себя весьма далеким от математики профессиям. Воспитанниками Берга были артист Анатолий Горюнов, радист-папанинец Эрнст Кренкель, артист и писатель Александр Глумов, известный филолог Борис Пуришев, дипломат Константин Уманский, артистка Софья Гаррель, пианист Лев Оборин... Всех и не перечислишь! Не сомневаюсь, что для каждого из них Мартин Федорович Берг был прежде всего примером увлеченности любимым делом.»
(Владимир Левшин. «В поисках похищенной марки»)




Об истории школы №327-35-1227 можно почитать в Википедии , фотография актового зала - там же.

В моей коллекции сохранилось немного фотографий. Это в основном портреты, сделанные плохоньким фотоаппаратом для школьной стенгазеты.



Замечательный, интеллигентный и добрый Виктор Аполлонович Воинов, учитель физкультуры, устраивавший для нас лыжные походы и туристические слёты.

О многих моих учителях хотелось бы рассказать, вспомнить Людмилу Григорьевну Гнедкину, нашу «классную маму» и учителя английского. Учителя литературы, а точнее учителя любви к литературе Владимира Викторовича Воронова. Математика Ирину Александровну Лощакову - величественную и логичную как теоремы, звучавшие в её исполнении поэмами, и директора Анну Петровну Смирнову, которую мы боялись больше всего на свете.

А вот и мой класс. Такими мы были в 1975 году.



Кто найдёт на этой фотографии автора поста? Чур, одноклассникам не подсказывать!

календариум, бабушкинъ сундукъ, фотки, узелок на память

Previous post Next post
Up