Ещё разных интересностей из советской жизни

Jun 19, 2016 09:42

Оригинал взят у afanarizm в Ещё разных интересностей из советской жизни

Орлов И.Б. Политическая культура России ХХ века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

С. 137: Сводки ОГПУ за относительно благополучный 1925 год зафиксировали такие высказывания рабочих: «Рабочему живётся сейчас много хуже, чем при Николае II» (Покровск), «За границей рабочим живётся лучше, чем в СССР» (Кострома), «Коммунистическая партия несёт не свободу, а кабалу» (Урал)... «Каждый год - новые лозунги. Ведь их даже не запомнишь всех. Только возьмёмся все дружно за одно, проглядим другое».

С. 138: Речь идёт о рабочем собрании в Подольске в 1928 году, где Калинину удалось вырваться из толпы только с помощью конных чекистов. Один из старых рабочих прямо высказал Калинину в лицо: «Тяжело приходится тебе, Михаил Иванович! В деревне - под мужика рядишься, о его избе да сохе печалишься, на заводе - товарищами рабочих называешь, всё вспоминаешь, как у станка стоял. А думки-то твои не с нами, рабочими и крестьянами, а в Кремле с твоими компаньонами». Когда же Калинин сослался на своё высокое положение Председателя ЦИК, его прервали неуважительными возгласами: «Кто тебя выбирал?», «Когда уже сменишься?»... Чернорабочий Думенко в письме секретарю ЦКК ВКП(б) Е.М. Ярославскому и секретарю ЦК партии В.М. Молотову в ноябре 1927 года обвиняет власть в монархизме, направленном на то, «чтобы рабочий и крестьянин были рабами, казёнными и феодальными».

С. 140: 1927 год стал периодом резкого роста сопротивления рабочих масс «Редкому Случаю Феноменального Сумасшествия России»...

С. 144: Уже к 1929 году рабочие сделали для себя вполне определённые выводы по поводу Советской власти - «Рабочие с плачем работают под гнётом». «при Николае мы и наши дети питались в сто раз лучше, чем теперь, а получали меньше, теперь же дошли до того, что картошки и той стало недостаточно, а при социализме и совсем, по-видимому, не будут давать есть» - такие разговоры среди рабочих были подслушаны одним из информаторов на заводе имени Степана Халтурина в этом же году... «Доправились подлецы (площадная брань), заставляют издыхать с голоду». В 1933-1935 гг. в рабочей среде всё чаще будет звучать мысль, что «у Советской власти так и делается, что рабочие без хлеба сидят, а коммунисты и жиды обжираются».

С. 148: Главным содержанием политических настроений интеллигенции, в том числе занятой в сфере обарзования, было видение корня зла в существующем режиме и олицетворявших его коммунистах. Так, студенты 1-го МГУ в начале 1930-х гг. писали лектору записки явно антисоветского содержания: «Провались в преисподнюю такой социализм». Были случаи, когда студенты ставили вопрос об отмене политических предметов или резком сокращении их объёма.

С. 149-150: В начале 1930-х гг. причинами отказа выходить на демонстрацию стали недовольство материальным положением, житейские проблемы, ссылки на плохую погоду и общее безразличие к проводимым мероприятиям - «надоело каждый год одно и то же».

...в середине 1930-х гг. материалы о деревенских частушках уже проходят в отдельных сводках ОГПУ под грифом «Совершенно секретно». Наряду с частушками, в документах карательных органов отложились стихи и даже целые поэмы антисоветского содержания, хотя, конечно, подобное было редким явлением. Большее распространение получили надписи на стенах в общественных местах (столовых, курилках и туалетах), среди которых преобладали надписи на тему продовольственных затруднений, иногда с политическим подтекстом. Чаще всего попадались короткие фразы типа «Долой Сталина», «Сталин насилует», «Коммунисты подлецы» и т.п. Если волна листовок антисоветского содержания, призывающих выступать против колхозов и коммунистов, прокатилась в деревне в 1929-1930 гг., то в городе эта форма протеста достигла пика в 1933-1934 гг. В почтовых ящиках находили листовки в основном примитивного стиля с призывами «Долой Сталина» и «Долой Советскую власть». Правда, среди них встречались серьёзные и обстоятельные документы с анализом деятельности власти и даже программой действий, включая ликвидацию руководства компартии.

С. 153: ...имя Сталина в материалах XVIII съезда партии (1939) встречается более 2000 раз.

С. 156: ...заявления Кремля о нейтралитете в войне мало влияли на коллективные предчувствия серьёзных событий на западной границе... Поразительно, но в этих ожиданиях существовал даже антисоветский подтекст: «Бог нам войну посылает, может быть, власть переменится и жизнь будет легче».

После подписания договора о дружбе и границе с Германией 28 сентября 1939 года отказ от «варшавского» меридиана (советская граница устанавливалась гораздо восточнее демаркационной границы) вызвал непонимание в войсках. Равное недоумение и даже осуждение, судя по сводкам, вызвала и передача Литве города Вильно.

Реминисценция имперских настроений осенью 1939 года («Варшава раньше принадлежала России и надо взять её») дополнялась нетерпимостью к «несоветским» народам.

С. 160: Приближение противника осенью 1941 года и слухи об эвакуации правительства породили среди москвичей панику, проявлениями которой были факты уничтожения партийных документов отдельными членами партии, избавление от бюстов вождей и почётных грамот.

Люди стремились понять причины военных неудач, получить ясные и убедительные ответы на вопросы типа «Была ли наша страна экономически и в военном отношении подготовлена к ведению войны против Германии?» Причём такие вопросы возникали не только в 1941 году, но и в 1942-1944 гг.

...до начала наступательных операций советских войск под Сталинградом, фронтовые особые отделы отдельно отчитывались о реакции личного состава на издание и реализацию печально знаменитого сталинского приказа №227. Помимо одобрения приказа, были и такие мнения, как у красноармейца 5-й гвардейской кавалерийской дивизии: «Приказ выпущен вредительский. В нём говорится «не отступать ни на шаг», это для того, чтобы всех людей уничтожить».

С. 163: Поворот к более полному воспроизведению истории страны, возрождение традиций и исторической преемственности общественное сознание в целом восприняло с глубоким удовлетворением и пониманием. Однако у части населения это вызвало вначале недопонимание, удивление и замешательство. Ортодоксально настроенные граждане воспринимали это как сдачу классовых позиций. Отдельных граждан не устраивало возрождение в армии офицерских званий, особенно полковника и генерала. Другие выражали скрытое неодобрение в связи с тем, что Сталин наденет новый мундир с погонами.

С. 165: Первоначально даже у части депортированного населения бытовало мнение об ошибочности происходящего и вера в торжество справедливости, так как люди связывали насилие с именем наркома внутренних дел Л.П. Берии и надеялись, что, узнав об этом, Сталин восстановит справедливость. Правда, большая часть депортированных стала прозревать значительно быстрее.

C. 168: Ещё при жизни Сталина появился анекдот, в котором по аналогии с коньяком вождя называли «маньяк три звёздочки», имея в виду три золотых звезды Героя Советского Союза, которыми он себя наградил.

С. 169: Современные исследования показывают, что в целом советское диссидентство, являющееся очевидным симптомом кризиса системы, не выступало против советской власти как таковой, а преследовало цель её усовершенствования путем создания условий для реализации на практике провозглашённых самим руководством прав и свобод. Основными формами выражения несогласия стали: самиздат и тамиздат, митинги и демонстрации, голодовки и пр. В 1947 году в Воронеже была создана группой молодых людей нелегальная антисталинская организщация «Коммунистическая партия молодёжи», участники которой ставили задачу распространения в массах «марксистско-ленинских норм партийной демократии». Однако в программной декларации имелся секретный пункт, согласно которому в случае невозможности отстранения Сталина от власти демократическим путём не исключалась возможность его насильственного смещения.

С. 175: Анонимный корреспондент из Кировской области предлагал ввести в государственный флаг цвета радуги, так как «кровавый цвет флага - жестокий цвет». Персональный пенсионер союзного значения, участник революции из Симферополя предлагал «принять трёхцветный флаг: красный - революционный период, синий - период строительства социализма, белый - период мира, период коммунизма». По существу, речь шла о возврате к дореволюционному флагу России, новым было только объяснение символики цвета.

советская власть, прошлое

Previous post Next post
Up