Если кто пропустил - голладские женщины-бурлачки
![](http://img11.nnm.me/9/8/b/5/0/da3de66d2bcb264a2a9fbaf3922.jpg)
Оригинал взят у
docdima в
Бурлаки в Европе![](http://s019.radikal.ru/i627/1206/54/cb4febcdd18d.jpg)
Signorini Telemaco L'alzaia 1864 г.
БУРЛА́КА м. южн. бурлак вост. вообще, крестьянин, идущий в чужбину на заработки, особ. на речные суда; || южн.неженатый, холостой, одинокий, бездомок, шатун, побродяга; || буйный, своевольный, грубый, дикий. По всей Волге cудорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бичевою.
Старший из них водолив, он же плотник, отвечающий за подмочку товара; затем лоцман, дядя, шуточно бука́тник, правящий судном, ши́шка, передовой в лямке, и двое косных, в хвосту, кои обязаны лазить на дерево, мачту, а при nяге,сса́ривать бичеву. Коренные бурлаки, взятые на всю путину, с задатком; добавочные, взятые временно, где понадобится, без сроку и без задатков. Вывеска бурлака: ложка на шляпе. Надсадно бурлаку, надсадно и лямке. Бурлак на час денежку пасетили копит. Кобылку в хомут, а бурлака в лямку. Дома бурлаки бараны, а на плесу - буяны. Собака, не тронь бурлака, бурлак сам собака.
Но самое интересное, что бурлаки - профессия международная, и уж точно не только мужская. В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.
![](http://i057.radikal.ru/1206/ff/7071320e42d6.jpg)
Frederick Arthur Bridgman Scene de Halage sur le Nil. 1875 г.
![](http://s017.radikal.ru/i403/1206/45/ecf04bfe8fc0.jpg)
Lando Landozzi Il battelliere. 1931 г.
![](http://s02.radikal.ru/i175/1206/e5/4659d07ea8f8.jpg)
Constatin Meunier Three Female Haulers Sun.
Источник: www.liveinternet.ru ,
http://gallerix.ru Добавим еще симпатичненькое фото памятника немецким бурлакам.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Treidelschiff_papenburg.jpg)
Несколько строчек из словаря
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/825234"В Западной Европе (по крайней мере в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов бурлаками сохранялось до тридцатых годов XX века.
В этих странах капитан речного судна как правило являлся и его владельцем, наёмного экипажа на судах не было. Капитану помогали члены его семьи, которые постоянно жили на судне. В таких условиях оборудование судов паровой машиной было невозможно (так как паровая машина нуждается в уходе со стороны профессионального механика и требует постоянного труда кочегаров).
Суда передвигались под парусом, при помощи буксиров, или тягловых животных, шедших по берегу. Однако нередко по каким-либо причинам (например, из-за невозможности оплатить услуги буксира или тягловых животных из-за финансовых затруднений) эти способы отпадали, и тогда жене и детям капитана приходилось впрягаться в лямку.
Только с появлением надёжных бензиновых судовых моторов в двадцатых-тридцатых годах в Европе перестала постоянно использоваться бурлацкая тяга, хотя периодически использовалась до рубежа тридцатых-сороковых годов.