Коммунистами "забытое" галицийское Бородино. Изничтожение австро-венгерской армии 1914.

Nov 05, 2017 12:11

Оригинал взят у oboguev в Творимая история
Originally posted by rms1 at Творимая история

Читаю весьма интересное исследование о галицийском сражении августа 1914 "Fall of the Double Eagle: The Battle for Galicia and the Demise of Austria-Hungary" Kindle Edition by John R. Schindler Potomac Books; 1 edition (December 1, 2015). Автор описывает поражение Австро-Венгерских войск в их первом столкновении с русскими, при том отмечает весьма не характерный для Великой войны формат военных действий - никаких окопов, гусары, казаки, штыковой бой, пуля дура штык молодец. Этакое Бородино длинной в несколько недель. Отмечает, что сражение это практически забыто, у русских по причинам очевидным, а у австрийцев по той удивительной причине, что разгром австрийских армий был настолько полным, что обычно с немецкой аккуратностью относящиеся к такому делу австрийцы практически не оставили письменных и иных свидетельств - все погибли. Имперская армия практически прекратила своё существование.

Но я сейчас не об этом. В введении автор (книга 2015 года) пишет шаблон по истории уже 21 века, благо его самого русский штык не достанет:
"Мне, как историку, невозможно абстрагироваться от событий современности. После Холодной войны события галицийской кампании постепенно переосмысляются, как в военном так и в политическом отношении, в свете происходящих в этом регионе изменений. Как и сто лет назад, Галиция снова стоит на окоровавленном рубеже зашиты европейских ценностей от вторжения русских. Когда я пишу эти строки, Украина под политическим руководством своих западных регионов, которые тогда именовались Галицией, пытается под непрестанным давлением России определить своё европейское будущее. То, что эта борьба получает наибольшую поддержку именно во Львове - тогда австрийском Лемберге, столице австрийкой Галиции - неслучайно Это форпост культуры, истории и ценностей Центральной Европы, находящейся всегда на переднем краю борьбы с московитским тоталитаризмом. Сегодняшняя путинская Россия с её идеей унитарного национализма, политического и религиозного, выглядела бы очень знакомым врагом наблюдателю столетней давности.

Один польский историк уже давно объяснил, что провальная галицийская компания Австро-Венгрии достигла, тем не менее, своих целей, а именно - защитила Центральную Европу от "вечной угрозы Восточного варварства", которую русские несут на своих штыках. Хотя Австро-Венгрия исчезла с карты мира почти 100 лет назад, чему весьма способствовал галицийский разгром, некоторые её ценности пережили Империю."
(перевод мой, rms1)

Так что идея о том, что под Дебальцево хохлы хоть и были разгромлены, но "восточных варваров " с их тоталитарными штыками дальше не пустили, уже вовсю озвучивается в Западной историографии. Тысячелетние ценности исторической Австро-Венгрии и вообще Центральной Европы защищает чубатый Мыкола, не просто так. Добро пожаловать в новую дивную историю.
_________________________________________________________

Галицийская битва.


18 августа (по н.с.) 1914 г. началась Галицийская битва, крупнейшее сражение Первой мировой войны между русскими и австрийскими войсками в Галиции и Польше. Велась на фронте в 400 км. С обеих сторон участвовало около 2 млн. человек. В ходе битвы, завершившейся 21 сентября, австро-венгерские войска потеряли 400 тыс. человек, русские - 230 тысяч. Русские войска, освободив Галицию и австрийскую часть Польши, создали угрозу вторжения в Венгрию и Силезию, чем вынудили германское командование перебросить часть войск с Западного на Восточный театр военных действий.


Начало Первой мировой войны складывалось для России весьма противоречиво. Если на правом фланге Русского фронта наши войска не смогли выполнить поставленной задачи в ходе Восточно-Прусской операции и понесли поражение, то на левом фланге - на юго-востоке Царства Польского, на юге Холмской губернии и в Восточной Галиции - сила русского оружия сверкала во всей своей красе.

После первых разведывательных коротких столкновений русских кавалерийских частей с австрийскими на русско-австрийской границе, после того как регулярные войска Варшавского, Московского, Киевского, Одесского и Казанского округов закончили, наконец, стратегическое развертывание и выдвинулись к нашей юго-западной границе (от Вислы до Днестра) в составе 4-й, 5-й, 3-й и 8-й русских армий, следует считать началом Галицийской битвы. Одновременно навстречу русским войскам и заодно вторгаясь на русскую землю, рвались вперед австро-венгерские войска в составе 1-й, 4-й, 3-й армий и одной армейской группы (вражеские армии указаны параллельно армиям нашего фронта). 23 августа южнее Красника (на нашем правом фланге) началось встречное сражение 4-й русской армии с1-й австро-венгерской. В сражении 14-й русский армейский корпус был разбит. На следующий день та же участь постигла 16-й армейский и Гренадерский корпуса 4-й русской армии. На этом участке фронта враг торжествовал победу, а наши отступили к Люблину. Соседняя 5-я русская армия также вступила в ожесточенное встречное сражение под Томашовом с войсками 4-й австро-венгерской армии. В этом сражении враг сковал наши фланги, но центральные русские корпуса - 19-й и 5-й армейские, стоявшие непоколебимо, так и не дали противнику никаких шансов на победу, своей обороной и контрударами они спасли положение 5-й армии.




После неудачи на правом фланге Юго-Западного фронта Русская Ставка оперативно направила в район Люблина для усиления 4-й армии 18-й армейский корпус и три второочередных пехотных дивизий. Следом сюда же подошла Русская Гвардия и 3-й Кавказский корпус. Соответственно сопротивление русских резко возросло, и Люблин остался в наших руках. Но увеличились также и силы врага: вместе с 1-й австро-венгерской армией в борьбу со стороны Вислы вступила австро-венгерская армейская группа, на помощь австрийцам подходил еще и германский ландверный корпус.

В те напряженные дни для войск 4-й и 5-й русских армий на левом крыле Юго-Западного фронта погоду делали 3-я и 8-я русские армии генералов Рузского и Брусилова. Во встречных сражениях на реках Златой Липе и Гнилой Липе они разгромили 3-ю австро-венгерскую армию и австро-венгерскую армейскую группу. 2 сентября войска Брусилова освободили древнерусский город Галич, а на следующий день - 3 сентября древнерусский град Львов - столица Восточной Галиции также приветствовал своих освободителей - воинов генерала Рузского, причем первыми ворвались в сей город драгунские эскадроны 12-й кавалерийской дивизии из 8-й - брусиловской армии. К сожалению, не все шло гладко на высоких инстанциях нашей армии: в ходе беспримерного сражения 5-й русской армии с противником у Томашова главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал Иванов настоятельно рекомендовал генералу Рузскому оставить Львовское направление Брусилову и направить свою армию на помощь генералу Плеве - командарму 5-й, но Рузский уклонился от помощи общему русскому делу, преследуя свои чисто эгоистические цели по взятию Львова. В итоге 5-я русская армия так и не получила помощи со стороны 3-й русской армии, а командарму последней достались лавры освободителя Львова: Государь Император, минуя Георгиевскую думу Юго-Западного фронта, прислал Рузскому сразу два ордена Святого Георгия 3-й и 4-й степени (в дальнейшем, в середине марта 17-го генерал Рузский (кстати, весьма посредственный военачальник) довольно «щедро» отплатит Русскому Царю за эти награды).


В начале сентября Н. И. Иванов на своем правом фланге провел перегруппировку. В дело была введена новая - 9-я (правофланговая) армия генерала Лечицкого. Вместе с ней перешли в наступление ее соседи - 4-я и 5-я армии генералов Эверта и Плеве. На левом же фланге нашего фронта - западнее Львова у Городка враг силами правого фланга 4-й армии и полностью 3-й и 2-й армиями внезапно обрушился на войска Рузского и Брусилова. Это сражение вошло в историю как Городокское побоище, ставшее наивысшим пиком борьбы в ходе всей Галицийской битвы. Городокское побоище бушевало с 5 по 12 сентября. Австро-венгерское командование в лице эрцгерцога Фридриха и генерала Конрада Хетцендорфа показало себя на этом решающем этапе Галицийской битвы весьма неоригинально, излишне переоценив возможности своих войск и явно недооценив русских. Действительно, еле сдерживая наступление правого фланга и центра войск фронта Иванова, противник в то же время переходит в отчаянные атаки против левого русского фланга. Однако все усилия австро-венгров прорвать русский фронт у Городка оказались тщетными. 3-я и 8-я русские армии с честью выдержали последний наимощнейший удар врага.


Завершающий период Галицийской битвы характеризовался общим преследованием австро-венгерских армий всеми войсками Юго-Западного фронта. Наши армии вышли к реке Сану и на ряде участков ее форсировали. Правда, преследование врага велось недостаточно организованно, а то и вовсе медленно. Этому способствовали и погодные условия: из-за обильных дождей вода поднялась как на Сане, так и на других реках к западу от нее. Тем не менее, войска 3-й русской армии (которую с 16 сентября возглавил генерал Радко-Дмитриев) 21 сентября осадили крупнейшую австро-венгерскую крепость Перемышль.

В ходе Галицийской битвы австро-венгерские войска понесли крупнейшее поражение, потеряв до 400 тысяч человек, из них 100 тысяч пленными, и 400 орудий. Потери русских войск также были немалые - около 230 тысяч человек. Главным героем Галицийской битвы явился главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал-адъютант Н.И.Иванов. Его полководческое искусство блеснуло в полной мере, невзирая на постоянные тормоза в командной работе со стороны начальника его штаба - масонского прихвостня генерала М. В. Алексеева. Государь Император вполне заслуженно наградил Н. И. Иванова орденом Святого Георгия 2-й степени. Кстати, он первый из русских генералов в ходе той войны заслужил эту высокую награду. Также великолепно показали себя в Галицийской битве командующие русскими армиями, в первую очередь П. А. Плеве, А. А. Брусилов, А. Е. Эверт и П. А. Лечицкий. Первый получил орден Святого Георгия 4-й степени, второй - два ордена Святого Георгия 3-й и 4-й степени, третий - орден Святого Георгия 4-й степени и последний (то есть Лечицкий) - Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами.

Источник: газета «Русский вестник» А.Долныков - источник:

И чтобы опять кто из советских не начал своилюбимые завывания: "не надо было вступать в Первую Мировую", два недавних текста  текста к размышлениям:

"История не знает сослагательного наклонения. Формально запрещено грезить на тему, как повернулась бы история, если бы в Германском Генштабе сообразили бы, что план Мольтке невыполним из-за нехватки сил. Так и получилось - удар России по Германии заставил перебрасывать войска на Восток, Италия осталась нейтральной, а потом выступила против союза Германии с Австро-Венгрией...в наш век лжи и провокаций пытаются также пересмотреть начало Первой мировой. Например, некто Миллер уверяет, что надо было бросить сербов на произвол судьбы. Интересный вопрос. Сталин бросил сербов на произвол судьбы, а хорошо ли получилось?" у kosarex « Какие ошибки Германии привели к Первой мировой?»

"Очень интересное интервью Алексея Миллера о событиях, приведших к катастрофе 1917-го...прежде всего, набивший оскомину тезис о «втягивании в ненужную войну», спаренный с рассуждениями о стремлении российских кругов повоевать - только вот почему-то упускается из виду, что повоевать хотели далеко не только в России. Европа вообще к 1914-му очень давно не воевала и, как следствие, кулаки чесались у массы самых разных социальных групп в куче стран. Особенно в Германии, вся государственная пропаганда которой была нацелена именно на войну, отмщение за исторические несправедливости и захват «жизненных пространств» для великой германской нации (и не секрет, чьи пространства рассматривались в первую очередь). «Отсидеться», «стоять сильной оборонительной позицией в Европе» не получилось бы даже при высочайшем качестве политической элиты, война, увы, была неизбежностью..." у
afanarizm в Миллер

первая мировая

Previous post Next post
Up