Спецсообщение Л.П. Берии И.В. Сталину о "профашистских" настроениях среди спортсменов

Oct 02, 2017 00:11




Братья Петр, Андрей, Александр (в НКВД) и Николай Старостины - выдающиеся мастера советского футбола.

Оригинал взят у allin777 в Спецсообщение Л.П. Берии И.В. Сталину о "профашистских" настроениях среди спортсменов
19.03.1942
Сов. секретно

№ 444/б

ЦК ВКП(б) товарищу СТАЛИНУ

*НКВД СССР располагает материалами, свидетельствующими о профашистских настроениях и вражеской работе* спортсменов: Старостина Николая Петровича, члена ВКП(б), председателя Московского городского общества «СПАРТАК»; Старостина Андрея Петровича, члена ВКП(б), директора фабрики «СПОРТ и ТУРИЗМ», и Старостина Петра Петровича, члена ВКП(б), директора Производственного комбината об-ва «СПАРТАК».

В 1937-1938 гг. следствием по делу ликвидированной шпионской организации, созданной сотрудником немецкого посольства в Москве фон Хервардом среди работников физкультуры и спорта, была установлена причастность СТАРОСТИНЫХ Николая и Андрея к данной организации.

Арестованные участники этой организации Стеблев В.Н., Рябоконь В.Н. и Кривоносов С.Г. на следствии показали, что Старостин Н.П. был связан с Хервардом и выполнял его задания шпионского характера.

Стеблев В.Н., Рябоконь В.Н. и Кривоносов С.Г. свои показания на суде подтвердили и осуждены.

В ходе дальнейшей разработки были получены сообщения о том, что Старостин Н.П. и его братья антисоветски настроены и распространяют клеветнические измышления в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства.

В момент напряженного военного положения под Москвой Старостины Николай и Андрей, распространяя среди своего окружения пораженческие настроения, готовились остаться в Москве, рассчитывая в случае занятия города немцами занять руководящее положение в «русском спорте».

Политические настроения Старостиных в этот период времени характеризуются следующими высказываниями.

Старостин Андрей среди близких ему лиц заявил:

«Немцы займут Москву, Ленинград. Занятие этих центров - это конец большевизму, ликвидация советской власти и создание нового порядка...

Большевистская идея, которая вовлекла меня в партию в 1929 году, к настоящему времени полностью выветрилась, от нее не осталось и следа».

Специальными мероприятиями, проведенными в ноябре 1941 года, были зафиксированы следующие высказывания Старостина Николая и членов его семьи:

Старостин Н. - «11-й день наступления немцев, ну, через недельку они будут здесь. Нам надо поторопиться с квартирой и завтра все оформить».

«...если брать комнаты, то только у евреев, потому что они больше не приедут сюда».

Жена - «...Голицыно находится в 10 километрах от Москвы, Лялечка (дочка Старостина) идет учить немецкий язык, я тоже поучусь, а то немцы придут, а я и говорить не умею...»

Старостин: «Да, жизнь наступает интересная».

Жена - «Была интересная в 1917 году, боролись за жизнь, а теперь уничтожают все».

Старостин: «А что тогда было интересного?»

Жена - «Свержение царизма».

Старостин: «А сейчас идет свержение коммунизма».

Жена - «Скорее бы...»

Готовясь к сотрудничеству с германскими оккупационными властями и сгруппировав вокруг себя классово-чуждый элемент, Старостины занялись накоплением материальных ценностей (валюта, золото) и продовольственных запасов.

Установлено, что Старостины связаны с разветвленной группой расхитителей социалистической собственности в системе Промкооперации и производственных предприятий спортивного общества «СПАРТАК».

Хищническая деятельность этой группы приняла широкий размах, особенно в период войны. Из числа участников группы в данное время арестовано 15 человек. Показаниями обвиняемых Старостин Николай изобличается как один из ее руководителей.

Используя свои связи среди отдельных руководящих работников советских и хозяйственных органов, Старостин Николай, получая крупные взятки, незаконно бронирует лиц, подлежащих мобилизации в Красную Армию, и организует прописку в Москве классово-чуждого и уголовного элемента.

*НКВД СССР считает необходимым арестовать Старостина Н.П. и Старостина А.П.

Прошу Ваших указаний*.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР

Генеральный комиссар государственной безопасности БЕРИЯ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 207. Л. 96-98. Подлинник. Машинопись.

На первом листе имеется резолюция: «За спекуляцию валютой и разворовывание имущества промкооперации - арестовать. И. Ст.».

*-* Подчеркнуто карандашом.

_______________________________________________________
6 ноября 1942 года в Лефортовской тюрьме Москвы безымянный сержант госбезопасности (подпись неразборчива) составил со слов А. Старостина «анкету арестованного». В ней, кроме прочего (мастер спорта, женат, две дочери, на курсах - командир взвода роты обеспечения), указано, что паспорта футболист не имеет; где родилась, живет и работает мать, не знает. Как ничего не известно ему и о двух сестрах. Братья - «все арестованы». Сержант, отметив в словесном портрете, в частности, длинную шею и большие рот, нос и уши арестованного, «прокатал» на анкете его указательный палец и истребовал личную подпись.


Из обвинительного акта

"На протяжении ряда лет [подсудимые] систематически расхищали промышленные товары и сырье предприятий и артелей промкооперации, <…> похищенные товары в большинстве случаев сбывались через магазин общества „Спартак“, <…> всего вывезено без оформления документов лыжных костюмов и других товаров на сумму 60 тыс. рублей… За взятки, даваемые военкому Бауманского райвоенкомата Кутаржевскому, Старостин Н.П. беспрепятственно оформлял отсрочки от мобилизации в Красную Армию на лиц, не желающих быть на фронте".

Такие незаконные отсрочки получали не только работники общества "Спартак", но и, например, руководители "Мосплодоовощторга" и магазинов "Молококомбината". За оказанное посредничество они снабжали Н.П. Старостина продуктами "в неограниченном количестве".

Из протокола судебного заседания

В ходе процедуры установления личности подсудимого Николай Старостин, отвечая на вопросы председательствующего по делу генерал-майора юстиции Орлова, сообщил, что он "в 1930 году арестовывался органами НКВД за хищения". Об этой странице из его биографии мало кто знал.


1933 год. Братья Петр, Андрей, Александр и Николай Старостины (слева направо) - выдающиеся мастера советского футбола.

Что касается существа настоящего дела, то Старостин сказал: "Мои первые хищения относятся к весне 1940 года… Мною была установлена практика брать деньги на расходы не из кассы спортивного общества, а в магазине „Спартак“… Всего получил от директора магазина Кожина около 20 тысяч рублей… Кожин говорил, что он это делал (излишки денег. - Ред.) за счет продажи товаров низших сортов по ценам высших и, кроме того, за счет прикроя - материал на 100 простыней, а из него вырабатывается 110…".

Николай Старостин обвинялся по шести статьям: 19-58 п. "б" (покушение на измену родине), 58-10 ч.2 (антисоветская агитация и пропаганда), 58-11 (антисоветская организация), 117 ч.2 (получение взятки), 118 (дача взятки и посредничество во взяточничестве) УК РСФСР и ст. 3 Закона от 7 августа 1932 года (хищения)

Из приговора военной коллегии от 20 октября 1943 года

"На протяжении ряда лет подсудимые Старостины, а также Денисов (заместитель председателя МГС „Спартак“ - Ред.), Ратнер и Сысоев систематически занимались расхищением спортивных товаров из предприятий системы промкооперации", причинив государству ущерб в размере 160 тысяч рублей. Из них присвоено Николаем Старостиным - 28 тысяч рублей, Александром Старостиным - 12 тысяч, Андреем и Петром Старостиными - по 6 тысяч рублей.

Свою вину в "совершении контрреволюционных преступлений" Николай Старостин в основном отрицал. В воспоминаниях он признал "антисоветские и пораженческие настроения", но обвинения в покушении на измену Родине и создание контрреволюционной группы назвал необоснованными.

Братья Старостины и бывший заместитель председателя МГС "Спартак" Денисов получили по 10 лет лишения свободы каждый, с поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего личного имущества. Остальные - по 8 лет лишения каждый.

О суде над кумирами болельщиков московского "Спартака" в столице говорили много: несмотря на то, что трехдневный процесс по делу братьев Старостиных и других фигурантов проходил в закрытом режиме, сведения о происходящем в зале суда просачивались наружу. По Москве распускали слухи, что Старостины расхищали народное добро, а значит, арестованы за дело и нечего о них сожалеть.
По основной версии - за фабрикацией дела на старостиных стоял новый любимый палач Сталина - Л. Берия - нарком НКДВ и почетный председатель "милицейского" общества "Динамо".
В своей книге Николай Старостин вспоминает, что в 1939 году во время переигровки полуфинального матча на Кубок СССР между московским „Спартаком“ и тбилисским „Динамо“ при счете 3:0 в пользу москвичей Берия в бешенстве отшвырнул стул и покинул стадион. „Думаю, что и раньше Берия не испытывал к „Спартаку“ особых симпатий, - писал Старостин. - Но уверен, именно в 1939 году он отнес меня к разряду если и не личных врагов - больно уж велика была разница в положении на государственной иерархической лестнице, - то наверняка к разряду людей, ему явно неугодных. Судьба Старостиных была предрешена“.

Николай Петрович назвал Берию „дьяволом“, который „включил часы“ его судьбы, и признавался, что в 1939 году он „ждал ареста каждый день“.

Переигровку полуфинального матча на Кубок СССР „назначил“ глава НКВД
Успехи „Спартака“ в те годы были впечатляющими. В 1937 году спартаковцы со счетом 6:2 переиграли в дружеском мачте команду басков (Испания), считавшуюся одной из самых сильных в Европе. Затем были победы на III Всемирной олимпиаде рабочих-спортсменов в Бельгии (соревнования, альтернативные  Олимпийским играм) и на международном турнире в Париже, приуроченном к Всемирной выставке. Не менее результативным для команды оказался сезон 1938-1939 годов. „Спартак“ дважды подряд добился „золотого дубля“ - стал чемпионом страны и обладателем кубка.
В 1939 году произошла и история с беспрецедентной переигровкой полуфинального кубкового матча между „Спартаком“ и тбилисским „Динамо“. Здесь впервые вписывается в футбольную тематику фигура Берии.
В первом матче спартаковцы победили со счетом 1:0. Руководство грузинской команды опротестовало результат игры, посчитав, что гол засчитан ошибочно. Протест отклонили, и 12 сентября 1939 года состоялся финальный матч на Кубок СССР, в котором спартаковцы обыграли ленинградскую команду „Сталинец“.
А через несколько дней спартаковцы узнают, что принято решение о переигровке полуфинального матча. Все прекрасно понимали, что здесь без вмешательства Берия не обошлось. В кубковом турнире приняли участие в общей сложности 17 команд „Динамо“, подведомственных  наркомату внутренних дел, но до финальной части дошли только тбилисские „милиционеры“. И всесильный нарком решил „подыграть“ своим подопечным и землякам. Но в повторной встрече вновь победил „Спартак“ (3:2).

Спартаковцев обвиняли в подготовке покушения на Сталина с помощью футбольной бутсы.

Есть все основания считать дело братьев Старостиных от начала и до конца сфабрикованным по указанию Берии с одной целью - разрушить московский „Спартак“ изнутри. Как следует из мемуаров Николая Старостина, фальсифицированные обвинения на допросах отпадали одно за другим. Вот как он описывает один из первых допросов, который проводил следователь НКВД капитан Рассыпнинский:

- Нам известно, что вы вместе с братьями должны были во время парада осуществить террористический акт против членов Политбюро и лично товарища Сталина. Как вы собирались это сделать?
- Что за нелепость? Какого парада?
- Парада на Красной площади в 1937 году. Забыли? Вот фотография, которую мы нашли в вашем доме при обыске. На ней отлично видно, что машина, оформленная футбольной бутсой, шла буквально в десяти метрах от Мавзолея. Из нее очень удобно было осуществить ваши зловещие замыслы. Это тягчайшая улика. Что скажете?
Старостин приводит свой ответ: в машине-"бутсе" находился сотрудник органов, а он, Старостин, шел в колонне спортсменов далеко впереди машины.

Была ещё одна версия. Григорий Берлянд (соклубник Старостиных) поведал такую вот историю, что ему удалось встретить на борту корабля, доставлявшего его в Одессу, некого замполита, который раньше работал в органах. Так вот этот замполит рассказал ему, что многое рассказанное Николаем о его аресте - плод его фантазии. Так вот, этот замполит сам держал в руках дело старшего Старостина, из которого ясно следовало, что его задержали за экономические преступления. А братьев взяли в заключение, как членов семьи. А истинной причиной наказания было изготовление «левого» товара в артелях.
Их арест всегда будет загадкой, но почему же всё-таки арестовали всех? Возможно, братья были уж больно независимы в то время по меркам того общества.
И одно лишь это вызывало желание арестовать и отправить «куда подальше». А формулировки не играли важной роли: хоть предатели, хоть шпионы Германии, хоть экономические преступники. Были бы люди, а повод найдётся

Для Старостина несоответствие советских футбольных реалий тех лет действительному положению дел (лицемерие, окружавшее систему оплачиваемых любителей - де-факто профессионалов) было лишь препятствием для развития его любимой игры - так, в частности, были придуманы «стипендии», позволявшие оформлять игрокам достойные премиальные, косвенно не нарушая их «любительского» статуса (что стало одним из обвинений, выдвигавшихся против Старостина до его ареста).
Для Берии всегда существовал другой способ - в воспоминаниях динамовцев он остался человеком, предлагавшим главному тренеру «поставить в обороне роту автоматчиков», которая встретит атакующую команду соперника, «но может попасть и по своим».
Жизнь в ГУЛАГах.

Братьев разбросали по разным лагерям. По иронии судьбы Николай Петрович, спартаковец, в заключении тренировал команды "Динамо" в Ухте и Комсомольске-на-Амуре, а после условно-досрочного освобождения - ульяновское "Динамо" (проживание в Москве и еще в нескольких городах ему было запрещено). Старостины, находясь в заключении, также продолжают играть в футбол. Футбол стал средством выживания.
В лагерях было много разных заключённых - артисты, учёные, политики, но именно принадлежность к спорту помогла Старостиным выжить в суровых условиях ГУЛАГов. Во многом главную роль в их защите сыграла популярность «Спартака». В своих книгах братья пишут, как Николай и Александр успешно тренируют лагерные команды в Сибири, на Урале, на Севере. Возможно, это даже повлияло на развития футбола в этих областях
При пересмотре дела Николая Старостина свидетели отказались от ранее данных показаний,  после смерти Сталина Николай Петрович написал Никите Хрущеву письмо с просьбой о пересмотре дела. 16 июня 1954 года Военная коллегия ВС СССР исключила из обвинения Старостина две "контрреволюционные" статьи, а его участие в хищениях и взяточничестве вновь признала доказанным.

Но уже 9 марта 1955 года по заключению Главного военного прокурора Военная коллегия вновь пересмотрела дело и прекратила его за недоказанностью обвинения. Военные судьи констатировали, что обвинение осужденных "было основано только на показаниях самих осужденных, а также на показаниях свидетелей…" В процессе повторной проверки они отказались от ранее данных им показаний.

Спустя почти полвека, 28 октября 1992 года, легенда российского футбола, начальник команды "Спартак" Герой Социалистического Труда Николай Старостин написал в Военную коллегию заявление с просьбой выдать ему справку о реабилитации. Его просьба была удовлетворена.

Источники: РЕПРЕССИИ БРАТЬЕВ СТАРОСТИНЫХ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2015 -№ 4(23) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf
https://pravo.ru/process/view/51816/
https://nauchforum.ru/studconf/social/xxiii/6736

гулаг, берия, спорт

Previous post Next post
Up