Тем временем в Перми

Oct 05, 2015 17:12





Руководитель музея Пермского периода (не путать с музеем Пермских древностей) Константин Добрянских рассказывает о пермском геологическом периоде развития Земли, о флоре и фауне сего периода, о том, как и почему останки этой флоры и фауны сохранились до наших дней и как искать, определять и препарировать эти окаменелости.



Экспонаты на верхней полке - череп пещерного медведя и мамонтовы зубы - здесь единственные стратиграфически не пермские, просто украшают экспозицию. Географически они всё равно пермские - пещер с медведями и мамонтов у нас здесь завались.

Музей небольшой и частный, при этом ведущий полноценную научную деятельность и обладающий обширной коллекцией с уникальными экспонатами.



"Окаменелая древесина", преимущественно вальхий:



Ткани стволов за сотни миллионов лет заместились камнем, повторяющим их тонкую структуру



Трухлявые полости в гнилых стволах в подземном царстве покрылись кристаллами кальцита, превратившись в жеоды:



Отпечаток фрагмента зубной спирали геликоприона:



Таких в мире найдено всего несколько штук: геликоприон, как и прочие акулы - рыба хрящевая и после смерти обычно рассыпается и сгнивает полностью. Зубы акул находят во множестве, но обычно по отдельности. А спирали эти, помогавшие этой странной рыбе разгрызать раковины аммонитов (есть рыба-пила, а это была типа "рыба-дисковая пила"), были заключены в очень плотную соединительнотканную оболочку, что иногда помогало им оставаться "собранными", даже когда остальное тело рыбы полностью сгнивало.

Слева - местный, справа - марокканский трилобиты:



Раковина аммонита. Перламутр, которым она была покрыта, прекрасно сохранился:



А, вот еще один экспонат не пермского периода, а гораздо более древних времен:



- вендобионты, твари столь древние, что о них не понятно практически ничего - просто потому, что они отличаются от всего, что сегодня живет на Земле, и понять их "по аналогии" просто невозможно.

Палеониски - распространенные в пермском периоде "альтернативные" - не хрящевые, не панцирные, не лучеперые, а такие вот сами по себе рыбы:



Такие вещи часто обнаруживаются во множестве в обычных горнодобывающих карьерах, их экскаваторами грузят на самосвалы и везут перерабатывать на какой-нибудь дорожный щебень. Это нормально и даже неизбежно, многие использующиеся в индустрии "расходные" породы, такие как известняк или уголь, состоят из останков древних организмов чуть менее, чем полностью. Как правило, большой потери для науки тут нет, поскольку обычно слои этих минералов содержат "стандартный набор" давно изученных и описанных видов - для каждой геологической эпохи свой (собственно, по ним и определяют принадлежность слоёв к тому или иному периоду).



Соответственно, и забрать домой найденный палеонтологический экспонат не является преступлением наподобие черной археологии - грубо говоря, это обычные камни. Точнее, обычные камни часто по сути являются палеонтологическим экспонатами.



Но иногда среди окаменелостей попадаются экземпляры музейного уровня, редкой сохранности и удивительной эффектности, способные сделать честь любой частной коллекцию и даже просто украсить собой интерьер - а это лучше, чем быть переработанным на щебень. В некоторых местах они попадаются чаще.





И совсем уж удача (но не такая уж редкая) - обнаружить среди следов типовой фауны что-то действительно новое, уникальное и неизвестное науке. А такое бывает - перелопачивать тысячи тонн породы в поисках новых видов не под силу никакой палеонтологический экспедиции. И такие вот экскурсии - в том числе возможность внести вклад в науку. Я не преувеличиваю.



Если хотите попробовать сами - обращайтесь.

Средний Урал, живые природы, Пермь

Previous post Next post
Up