Забудь про все, забудь про все,
Ты не поэт, не новосел,
Ты просто парень-осьминог -
Один винчестер, восемь ног.
(Ю. Визбор, А. Ощепков)
После метеостанции бывший Чайный тракт крутым серпантином поднимается на склон Хамар-Дабана. На тропе еще кое-где видны следы труда устроителей почтовой трассы - в основном полусгнившие кедровые стволы, присыпанные щебнем и грунтом. Когда-то такими укрепляли крутые места и мостили болота.
Современные тропинки кое-где спрямляют серпантин по крутопутью, но, как написано в одном путеводителе, «есть особая прелесть в том, чтобы пройти его, не срезая, следуя неторопливым путешественниками прошедших веков».
Чем выше - тем кедры ростом меньше, а шышка с них - доступнее.
Если сойти с тракта, выходящего посреди склона на траверс, и полезть дальше вверх, кедры совсем уж лягут и расползутся, а потом станет виден пик Черского.
Сложен он породами архея и протерозоя, и дорога на него трудна и опасна.
Ну, по крайней мере в такую погоду трудна и опасна. Нас на вершине молния ударила. Слегка - большая часть заряда ушла в железный штырь триангуляционного пункта. С криками «Ах ты ж ёбаный ты нахуй!» «Разрази меня
коалы!» мы все убежали пониже по склону и давай пить виски. Это был рекорд длительности моего пребывания на вершине - менее 30 секунд. Вот вид куда-то в сторону Восточных Саян:
Озеро-сердце:
Шикша цветет:
Шикша созрела: